Четверг, 1 октября, 2020
НОВОСТИ > НОВОСТИ МЕДИА > МНЕНИЯ > «Необходимость существования печатных периодических изданий теряет актуальность»

«Необходимость существования печатных периодических изданий теряет актуальность»

Согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, Интернет – второй по популярности источник получения информации о событиях в стране после телевидения. Так, из Сети предпочитают узнавать новости 23% опрошенных, по телевидению – 60%. Остальные виды СМИ востребованы куда меньше: так, из газет узнают новости 7% опрошенных – в 1991 году этот источник информации занимал второе место после телевидения (31%). Радио предпочитают в качестве основного источника информации 5%. Разговоры с людьми по сравнению со СМИ – наименее востребованный источник новостей (4%).

gorbach_200_autoДанные опроса анализирует в интервью «Русской народной линии» руководитель Миссионерского отдела Южно-Сахалинской и Курильской епархии протоиерей Виктор Горбач.

Интернет – это, в первую очередь, средство получения информации и средство коммуникации. Безусловно, на сегодняшний день, это более оперативное средство получения информации, чем газета. Если говорить о газете в классическом виде, то она была создана для того, чтобы информировать людей о происходящих событиях. На мой взгляд, необходимость существования печатных периодических изданий как источника информирования сегодня теряет актуальность. Понятно, что газета, даже если она быстро сверстана, запаздывает с новостями, потому как они раньше появились в Интернете, для этого необходима лишь пара кликов. Кроме того, у любой газеты есть своя редакционная политика, исходя из которой, не все новости возможно разместить на ее страницах. Любая газета выбирает по ее мнению важные новости и их публикует. В Интернете же можно найти новости практически о любом событии, на которое имеются совершенно различные точки зрения.

Помимо новостей немаловажным аспектом для любого СМИ является аналитика и комментарии. Здесь, несмотря на то, что блоги могут быть интересными с точки зрения новостей, печатные СМИ сохраняют влияние и интерес с точки зрения аналитики. Ведь для того чтобы давать комментарий и оценивать событие, необходимо иметь навык, уметь анализировать информацию и интересно писать. С уходом печатных СМИ, так или иначе, сокращается объем информационного материала. Сегодня редко можно встретить серьезную, вдумчивую аналитику в Интернете, больше это краткие новостные сообщения с яркими фотографиями и броскими заголовками.

Но постепенно большая часть населения погружается в Интернет, благодаря которому формируется информационная картина. Сегодня социальные сети становятся одним из значимых источников, откуда берется существенная часть новостной информации, как для телевидения, так и для информационных сайтов.

Такое положение дел в медиа-пространстве привело к тому, что каждый человек сегодня может стать источником информации. Журналистика меняется. Каждый может «заснять» какое-то событие, сопроводить его коротким комментарием и поместить его в соцсетях, что станет информационным источником для всех интересующихся. Сегодня популярные телевизионные каналы используют не только информацию, но и оперативно снятое видео, размещенное в Интернете обычными людьми, ставшими очевидцами какого-либо события.

Само телевидение тоже существенным образом меняется. Если раньше телевидение состояло из 2–3 каналов, существовало единое информационное пространство, то сегодня с помощью цифрового телевидения пользователь имеет возможность видеть 100–150 каналов. Каждый канал постепенно ищет свою нишу, привлекая тех зрителей, кому будут интересны именно его программы, и будущее, думаю, именно за таким телевидением, которое отражает мнение какой-то, пусть иногда небольшой группы зрителей.

Думаю, через несколько лет издаваемые в печатном формате газеты отойдут, а телевидение станет более мобильным, возможно совсем скоро оно появится как приложение к сотовому телефону.

В этой связи встает вопрос единого информационного пространства. Если раньше две-три ведущие газеты печатали какой-то важный материал, «информационную бомбу» – то вся страна через какое-то время знала об этом факте именно в такой трактовке. Весь народ это обсуждал. Раньше публикация в газете вызывала сногсшибательный общественный резонанс. А сейчас сделать это при помощи газеты практически невозможно.

Интернет передает огромные потоки информации, почти мгновенно реагируя на происходящие события. Раньше нам приходилось ее искать, а теперь информации так много, что каждый человек вынужден искать для себя тот «ручеек», который он готов воспринять, пропуская остальное мимо, иначе информационная волна «смоет» человека. Поэтому сегодня нужно научиться фильтровать информацию.

Государство уже не может проводить единую информационную политику. Граждане одной страны могут сегодня жить в разных информационных мирах, сформированных разными источниками информации. Мы живем параллельно и можем в жизни не пересекаться. Информационной повесткой пытаются манипулировать: к примеру, когда из сотни новостей вырывается какая-то одна, незначительная на первый взгляд, и ее искусственным образом «раздувают», пытаясь отвлечь людей от какого-то более значимого события, акцентируя внимания на том, что принято называть «пузырь».

В новых условиях возрастает роль аналитики. Сегодня важно, чтобы журналист был не только собирателем новостей, но и имел какую-то свою четкую позицию. Надо признать, что журналисты всегда субъективны. Они оценивают события через призму своего мировоззрения, которое влияет не только на аналитику, но и на подбор информации, на то, какое место тому или иному факту отводится в материале.

При возросшей роли и влиянии Интернета на формирование общественного мнения, нам нужно быть более активными, использовать его ресурсы, в том числе социальные сети для высказывания своей точки зрения, чтобы противостоять попыткам манипуляций. Нужно научиться солидарности, расставляя акценты научиться выстраивать свою повестку дня, а не следовать за той, которую нам кто-то навязывает. Нам необходимо предлагать свои информационные поводы, и через них формировать общественное мнение.

Источник: ruskline