Немного цитат из доклада на конференции
Академия Медиаиндустрии при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям проводила заочный круглый стол с оптимистичным названием «Медиа после пандемии».
В повестке мероприятия была масса интересных вопросов, таких, как переход медиа на удаленную работу, поддержка государства, отношения с рекламодателями и влияние пандемии на систему распространение печати, многое другое. В течение выделенных мне 7 минут я говорил на тему того, что в этой области «там, за кордоном» в плане рекомендаций, действий и прогнозов насчёт того, как жить дальше. Тезисно, и ещё короче, чем за 7 минут:
• рекомендаций достаточно, только касаются они дня сегодняшнего и вчерашнего, равно как у них нет общего характера – ситуации в СМИ при пандемии в России и США, в Перу и Марокко, Франции и Китае очень и очень разные. От этого они не становятся менее ценными, просто в тех же документах МФЖ содержатся соображения о том, как защитить журналиста от COVID-19, но не о том, как сохранить его рабочее место не то, что в 2021 – хотя бы, в текущем году.
• действия по защите отрасли предпринимались, где-то чуть ли не с первых недель и достаточно планомерно, где-то постфактум и выборочно, но, тем не менее. В очень пострадавшей Италии их была масса, включая удалённую работу без согласования, оплачиваемые (на 50% из бюджета) отпуска до 31 июля, альтернативные выплаты пособий на детей, заключение и продление редакциями коллективного договора до 31 августа без предварительного обоснования необходимости (а система колдоговоров — очень тяжкая и бюрократизированная процедура с детальной финансовой составляющей). В менее пострадавшей и откровенно более бедной Македонии всем работодателям в сфере СМИ, которые не увольняли сотрудников в период пандемии, а также тем, кто был вынужден понизить им ЗП, но потом выплатил полную стоимость – предоставили субсидии на неплохих условиях. Опять-таки, это были антикризисные действия, не нацеленные на гарантии чего-то в границах «завтра».
• в целом, можно сказать, что коллеги в Европе пострадали одними из первых. Медиа сектор традиционно является частью т. н. культурного и творческого, чьи объёмы на минутку, составляют около 12,5 миллионов рабочих мест с полной занятостью (7,5% рабочей силы ЕС), или около куска в 509 млрд. евро от пирога ВВП ЕС. Про самозанятых и напоминать не нужно, можно только посочувствовать им. Понятно, что разговоры о «невидимой руке рынка» были на какое-то время забыты, и призывы к Европарламенту надавить на национальные правительства понеслись со всех концов Европы и от всех организаций, имеющих хоть какое-то отношение к сектору.
• давать какие-то структурированные прогнозы сейчас, наверное, не возьмётся даже самый завзятый оптимист, а зарубежные коллеги ими точно не являются. Тем не менее, можно лишь предполагать, что в среднесрочной перспективе:
а) печатная пресса пострадает сильнее других, хотя и до пандемии она находилась не в лучшем состоянии. Те, кто не перешли на цифру в полном смысле, особенно региональные ежедневные издания, впадут в коллапс первыми. Жаль, что у иностранных товарищей нет возможности читать наш отечественный журнал «Журналистика и медиарынок»; кстати, опыту выживания и развития наших коллег они могли бы позавидовать.
б) на ТВ и радио продолжится затягивание поясов, и любые ограничения будут усиливаться, либо (маловероятно) смягчаться в зависимости от показателей рекламного рынка, доходы от которого станут главным критерием. Увольнения продолжатся, сокращения затрат могут составлять 20-25%.
Со службами общественного вещания ещё интереснее, т. к. их бюджеты привязаны к финансируемым налогами фондам. Де-факто остановлен приём новых сотрудников, увеличится аутсорс, от оставшихся сотрудников будут требовать большего. И вот здесь, так как в службах общественного вещания традиционно сильно влияние профсоюзов, можно ожидать разных острых моментов, включая забастовки, пикетирования и прочие методы профсоюзной активности, начиная уже с 2021.
в) в любом кризисе есть и выигрывающие, и COVID-19 не исключение. Netflix набирает очки и новых подписчиков, причём в большинстве своём лояльных (остающихся). Люди в карантине сидят и работают (или не работают) из дома, людям страшно, люди хотят смотреть кино и уходить в мир фабрик грёз. Как в той же Италии, где Netflix поднялся на 57% за время «взаперти».
На этом отведённые мне модератором минуты истекли. Я ещё раз поблагодарил организаторов за приглашение, и со свойственным мне оптимизмом выразил надежду на то, что результаты круглого стола позволят сформулировать нечто, что послужит базисом для прогноза – как СМИ жить и работать дальше. Причём такого прогноза, которым мы сможем поделиться с зарубежными коллегами.