Friday, December 15, 2017
НОВОСТИ > НОВОСТИ МЕДИА > ТЕХНОЛОГИИ > Медиа-директор «Яндекс.Дзен» Даниил Трабун — о том, как сервис намерен конкурировать с медиа и чем он похож на Netflix

Медиа-директор «Яндекс.Дзен» Даниил Трабун — о том, как сервис намерен конкурировать с медиа и чем он похож на Netflix

Работающий с 2015 года сервис персональных рекомендаций «Яндекс.Дзен» объявил о запуске платформы для публикации авторского контента. Создав собственный канал, любой желающий может размещать там свои тексты (а скоро — и видеоролики). Правда, идея платформы и механика монетизации контента уже вызвали споры у представителей медиаиндустрии. Медиа-директор «Яндекс.Дзен» Даниил Трабун рассказал Inc., зачем сервису авторы и блогеры и почему его не стоит считать агрегатором.

Спасти от «жвачки»

Медиа умеют рассказывать истории и работать с людьми. Но рычаги управления дистрибуцией контента они теряют, концентрируясь больше на работе с лояльной аудиторией.

Всё смешалось: бренды создают собственные медиа, а блогеры начали конкурировать с профессиональными изданиями. Для медиа настал момент истины.

К качеству контента мы относимся очень ревностно. Трафик, на наш взгляд, есть у всех, кто делает контент, способный хотя бы кого-то заинтересовать.

Все алгоритмы модерации у нас автоматизированы. Но обучение искусственного интеллекта мы продолжаем. Персонализированный контент спасает от «жвачки» — у всех людей собственное отношение к тому, что интересно, а что — нет.

Мы поддерживаем все бизнес-модели, которые удобны издателям. Нет никакого противоречия в том, чтобы одновременно раздавать трафик и привлекать контент. Все большие платформы, включая Facebook, так делают. Как раз наоборот — было бы неправильно поддерживать только одну бизнес-модель.

Для издателей у нас сразу несколько плюсов. Они получают дополнительный рекламный инвентарь и охват, трафик на сайт и возможность экспериментировать с контентом, подключив спонсорскую поддержку. До конца лета мы выпустим новый мобильный формат для сторителлинга — он позволит рассказывать истории легко, нативно и удобно на смартфонах (и вести читателя на сайт).

Фото: facebook.com

Не агрегатор и не Flipboard

За два года аудитория «Яндекс.Дзен» достигла 6 млн пользователей в день. Только после этого мы занялись созданием платформы для контента.

Алгоритмы и data-driven journalism — уже не абстрактные слова, а полноценные помощники медиа. Наш дистрибуционный сервис основан на машинном обучении. Алгоритмы позволяют нам быстро находить как горячие темы, так и людей, которым эти темы наиболее интересны.

Думаю, что мы больше российской части Telegram. Судя по количеству подписчиков у популярных каналов, там пока немного людей. Правда, конверсия в Telegram уже сейчас отличная.

Два дня назад мы раскрыли статистику на 100%. Теперь издатели видят, какой у них на самом деле трафик от нашей платформы. До ее запуска рефереры были открыты всего на 5%, поэтому видна была только эта доля трафика. (30 мая ​главный редактор N+1 заявил vc.ru, что при посещаемости в 1,2 млн уникальных пользователей в месяц от «Дзена» ресурс получает только 2 тысячи переходов — Inc.).

Нас не стоит называть агрегатором. У «Яндекс.Дзен» нет цели показывать информационную картину дня, и мы не не копируем в ленту статью источника от и до. Наоборот — мы приводим пользователей на сайты издателей, и каждый раз рекомендуем всё более и более разнообразный контент, тем самым расширяя круг интересов человека.

«Яндекс.Дзен» больше похож не на Flipboard, а на азиатские платформы. Например, Toutiao также дает возможность и для дистрибуции, и для создания авторского контента. Кроме того, у нас с Flipboard — совершенно разные алгоритмы. Наш основан на машинном обучении.

Мы верим в наш искусственный интеллект. Новых авторов мы постоянно будем различными автоматизированными способами показывать в ленте. К примеру, появятся специальные места — «полки» — с каналами набирающих популярность авторов.

Миллион на кону

Мы зарабатываем деньги на продаже рекламы в ленте рекомендаций. Сейчас это наш единственный доход. Поэтому наша задача — сделать ленту максимально интересной для пользователя, чтобы он как можно дольше в ней находился.

Есть два типа авторов. Первые хотят, не особо напрягаясь, просто писать и зарабатывать (у них реклама размещается автоматически в публикациях). У вторых уже есть прямые продажи и рекламные сети — они могут настраивать рекламу через интерфейс ADFOX. Чтобы он появился в онлайн-редакторе, автору нужно набрать 30 тысяч просмотров за неделю. Скоро наши пользователи смогут размещать и видеоролики.У нас вообще немало общего с YouTube, например — в смысле заработка. Наша автоматическая система модерации в некоторых позициях тоже пересекается с YouTube.

Каждый месяц мы будем выбирать лучших и самых оригинальных авторов. Для их поощрения в этом году создан спонсорский фонд размером в $1 млн. За 30 дней в «Яндекс.Дзен» будет формироваться топ авторов по количеству просмотров и другим позитивным факторам внутри платформы. Участники топа получат возможность оставить заявку на спонсорство.

Многие платформы начинают финансировать авторов оригинального контента. Всё это — модель компании Netfliх, которая раньше только дистрибутировала фильмы и сериалы. Начав финансировать шоураннеров сериалов, она вышла на новый уровень.

Инструменты для сторителлинга должны быть удобными и современными. Поэтому мы представили формат «Нарратив» для смартфонов, где публикация состоит не из абзацев и строк, а из экранов.

Мы работаем в 100 странах. Конечно, пока ни в одной из них размер аудитории с российской сравнить нельзя. Но наш продукт легко масштабируется. Есть и сложности. Например в Индии сервис должен существовать на нескольких десятках языков. Для запуска в другой стране необходима и отдельная служба поддержки.

Всё лето мы намерены обновлять платформу. А уже осенью можно будет готовиться к следующим шагам развития «Яндекс.Дзен».

Источник