Материалы длинной формы с широким использованием мультимедиа все чаще встречаются в современных СМИ. Они помогают вовлечь читателя в важные и комплексные сюжеты, а также активно используются для нативной рекламы и спонсорства. Что нужно для того, чтобы сделать свой мультимедийный лонгрид?
Почему в эру Twitter и Pinterest журналисты и читатели начали активно обращаться к лонгридам? Во-первых, торжество новостного фастфуда на просторах интернета не означает, что люди перестали читать длинные тексты. Мультимедийные лонгриды стали идеальной эволюцией формата журнальной статьи в интернете.
Во-вторых, обширный набор простых и недорогих инструментов для создания мультимедиа и публикации самих лонгридов сделали процесс их подготовки более доступным даже для тех, кто никогда этим не занимался.
Наконец, в-третьих, в таких проектах все еще силен вау-фактор: люди часто смотрят и делятся мультимедийными лонгридами, потому что их завораживает анимация на веб-страницах, а роскошные, полноэкранные фотографии как будто погружают читателя в историю. И за счет этого фактора лонгриды становятся перспективным контентом как для брендирования спонсором, так и для нативной рекламы.
Посмотрите, к примеру, проект «Кофе против банд» британской The Daily Telegraph для компании-производителя кофе Kenco. Материал повествует о социальной инициативе компании по привлечению молодежи в Гондурасе к малому бизнесу в кофейном производстве. Мероприятие особенно актуально в свете небывалого разгула преступности в этой стране.
Кроме того, не стоит забывать и про две основные модели потребления контента современным читателем: leanback (читают, откинувшись назад) и leanforward (наклонившись вперед). Если новости, короткие видео и небольшие заметки относятся к последнему типу, то лонгриды ложатся в одну категорию с кинофильмами, сериалами, журналами и книгами — их читают, удобно расположившись в кресле или на диване. Логично, что качественным медиа нужно удовлетворять любые информационные потребности своей аудитории. Так что без лонгридов нам не обойтись.
Расскажите историю
При создании собственного проекта в этом жанре не нужно цепляться к формальным признакам: пытаться искусственно увеличить объем, добавить очень много инфографики, видео и прочей мультимедиа, которую никто не будет смотреть. Главное правило создания мультимедийного лонгрида: он должен рассказывать интересную историю. Все остальное — графики, картинки и так далее — только помогает вам донести эту историю во всей полноте. Таким образом, стержнем всего материала в любом случае будет текст (хотя, например, материал Mashable «Лучшие фото 2014 года» целиком состоит из картинок и при этом его можно назвать мультимедийным лонгридом).
Даже материалы, целиком состоящие из фотографий, могут считаться лонгридами — рамки формата довольно размыты
Как и любой другой материал, лонгрид начинается с идеи — какую именно историю вы хотите рассказать? Почему именно в форме лонгрида? Уже на этом этапе можно прикинуть, придется ли вам задействовать разные мультимедийные форматы внутри материала. Заодно поразмышляйте над тем, можно ли будет ваш будущий материал монетизировать? Привлечь спонсора для его брендирования или целиком оформить в виде нативной рекламы?
2. Сбор команды и распределение обязанностей
Конечно, сейчас сделать качественный проект можно и в одиночку. Но я бы рекомендовал все-таки использовать рабочую группу для ускорения процесса и получения более качественных компонентов (фото, текстов) для создания вашего материала. В команде должны быть один или нескольких пишущих журналистов (одного можно отрядить на написание главной истории, других — на сбор справочной информации, статистики или дополнительных комментариев по теме).
Учитывая мультимедийность нашего формата, немаловажной персоной в команде становится фотограф или фоторедактор. Кстати, многие лонгриды создаются как раз по инициативе фотографов, которые делают съемку и понимают, что выгоднее всего она будет смотреться именно в полноэкранном формате.
Задумайтесь и о съемочной группе: оператор и монтажер снабдят ваш материал необходимыми видеороликами. В последнее время наметилась тенденция замены статичных заставочных фотографий короткими зацикленными видео — это создает необходимую атмосферу и лучше работает на вовлечение аудитории. Еще в хрестоматийном «Снегопаде» от The New York Times на обложке ветер гонит снег по склону горы, а на заднем фоне завывает метель.
Дополнительные участники в команде потребуются, если вам нужны еще какие-то мультимедийные элементы. Например, очень ценным может оказаться специалист по работе с большими данными — в них можно найти много интересных историй, а правильно и красиво визуализированный массив данных может порой рассказать больше, чем десяток репортажей. Вспомним для примера интерактивную графику производства РИА «Новости», посвященную 20-летию Государственной думы, в которой можно было самостоятельно проследить путь каждого депутата из партии в партию (или в рамках одной партии).
3. Составление плана проекта
Пропишите последовательность действий, раздайте участникам команды задания, поставьте дедлайны. На этом этапе уже можно прикидывать, как будет выглядеть ваш проект в дальнейшем. Мы в RBTH для этих целей используем банальный флипчарт — доску с большими листами бумаги, на которых можно нарисовать всю длинную «колбасу» вашего будущего проекта: где будет текст, где нужны перебивки с помощью фото, куда вставить справочную информацию или видеоролик и т.д. Спланируйте все хорошо — иногда доснять недостающий материал или получить ценного спикера еще на 5 минут может быть долго, дорого или попросту невозможно.
Пожалуй, самый длительный этап — непосредственное создание контента для вашего будушего проекта. Постарайтесь сделать процессы подготовки разных его типов параллельными, чтобы не пришлось задерживать выпуск всего материала только из-за того, что, к примеру, фотограф еще не успел сделать съемку.
Что можно добавить в проект, помимо текста, фото и видео? Массу всего. Инфографику (пусть даже сделанную в условно-бесплатных сервисах вроде infogr.am), интерактивные картинки (thinglink.com), карты Яндекса или Google, панорамные фото (dermandar.com), аудио (flv-mp3.ru), тесты в виде Google Forms и многое другое. Экспериментируйте.
Пример использования карт Google в материале RBTH про путешествия Федора Конюхова
5. Выбор технической платформы для публикации
Конечно, для редакций, у которых уже есть опыт или даже готовая платформа для создания мультимедийных лонгридов, этот пункт не нужен. Всем остальным рекомендую задуматься об этом выборе еще на этапе идеи — технические ограничения определенной платформы возможно несколько поубавят полет вашей бурной фантазии или наоборот — ее яркие фишки натолкнут вас на мысль о том, как задействовать их на полную.
После закрытия ScrollKit в прошлом году я перепробовал несколько платформ для создания лонгридов, пока не остановился на Tilda Publishing — кстати, российской разработке, на которой сделан и этот самый материал, который вы сейчас читаете. Она простая в работе, гибкая и достаточно недорогая. Базовый набор блоков доступен бесплатно, есть персональная ($12 в месяц) и бизнес ($25 в месяц) лицензии. Код проекта можно экспортировать и вставить на свой сайт.
Важное требование времени: ваш материал должен выглядеть одинаково хорошо на мобильнике и на большом экране, и функционал Tilda это позволяет.
Нет, они мне за это не заплатили 🙂
6. Верстка и дизайн
Когда готов весь контент и выбрана площадка для публикации, остается только собрать кусочки паззла в целую картинку. Тут, как и в журнальной и газетной верстке, все имеет значение: тип и размер шрифта, цвет текста, разделители, врезки и подписи к фотографиям.
Дирижируйте разными типами медиа, относитесь к материалу как к сложному произведению, по которому читателя нужно провести так, чтобы он не заскучал. Старайтесь посмотреть на текст глазами своей аудитории — вы увидите, что сработает, а что нет.
Следуйте своему чувству прекрасного и старайтесь придерживаться единообразия оформления в рамках одного проекта. Иначе ваш материал получится слишком пестрым и непонятным для читателя.
Верстка лонгридов часто напоминает журнальную: много картинок, врезок. На скриншоте: материал RBTH про кругосветную подводную экспедицию
7. Публикация
Сразу после нажатия кнопки «Опубликовать», убедитесь, что материал корректно отображается хотя бы на нескольких популярных типах устройств (скажем, откройте его с настольного компьютера и с айфона). Это эффективнее, чем разгребать потом кучу писем от читателей с рассказами о том, что у них не работает.
Не забудьте об интересном и привлекающем внимание анонсе в соцсети. Позаботьтесь о правильных ключевых словах для лучшей индексации материала в поисковиках и агрегаторах — практика показывает, что часто лонгриды обеспечивают «длинный хвост» из поисковых посещений за счет своей «вечнозелености» и качественного контента.
Да, и при экспорте кода со сторонней площадки на свой сайт, убедитесь, что там прописан корректный идентификатор счетчика Google Analytics или Яндекс-Метрики.
8. Продвижение материала
Один из самых важных этапов, про который часто забывают. Вы потратили кучу времени, сил и денег на материал, а он повисел на главной странице один-два дня и скрылся в пучине архива. Конечно, вы добивались не этого. Поэтому еще на этапе планирования нужно прикинуть, как именно вы будете продвигать свой проект.
Помимо общих рекомендаций о цепляющем заголовке с ключевыми словами и интересном анонсе (а лучше — целой серии анонсов) в социальных сетях, можно посоветовать для успешного продвижения вашего лонгрида следующие действия:
-
«Подогрев» аудитории перед публикацией. Расскажите о готовящемся проекте. Создайте ожидания. «Кормите» публику интересными фактами или одиночными фотографиями. Пусть они ждут выхода вашего лонгрида так же, как новую серию «Игры престолов».
-
Создание и рассылка пресс-релиза. Иногда сам выход качественного мультимедийного материала — уже новостной повод. И если коллеги из других изданий не напишут новость о выходе вашего материала, то хотя бы самостоятельно зайдут посмотреть, что же там такое достойное пресс-релиза появилось.
-
Взгляд «из-за кулис» на подготовку материала. Расскажите о том, как вы делали свой проект: наверняка, многое осталось за кадром — обрывки диалогов, невошедшие фотографии, дополнительная статистика. Все это будет способствовать повышенному интересу к вашему материалу.
-
Платное продвижение. Обычно мультимедийные лонгриды — один из самых качественных типов контента, которые делают СМИ. Поэтому логично именно их анонсы использовать на Facebook для платных постов. В большинстве случаев они не связаны с новостным поводом, и могут долго работать рекламой вашего медиа в соцсетях.
Да, и не забывайте ссылаться на ваш лонгрид из всех релевантных новостных материалов на сайте.
Идея «лонгридов» у нас витала давно, потому что это интересный способ изложения материалов и в рунете он пока не получил повсеместного распространения так чтоб всем надоесть.