1 июля 2022 г, Москва – 20 представителей ведущих вузов России и Белоруссии встретились на онлайн-конференции для обсуждения развития современной системы образования.
Модератор конференции, профессор МГИМО, член Межакадемического совета Союзного государства, Александр Стоппе (Москва) обозначил стратегические вопросы, связанные с выходом России и Белоруссии из Болонской системы образования: «Ключевой вопрос в том, что Болонская система имеет не только минусы, но и определённые ценности и достижения. Надо четко проводить границу между присутствующими в ней задачами академической мобильности, в том числе, обучения за рубежом, и самим содержанием образования. Поэтому, когда мы говорим о новой системе образования, мы должны иметь в первую очередь эволюцию системы образования, которая вберет в себя как достоинства и опыт советской системы образования, так и Болонской. Перед нами стоит очень сложная задача – соединить обе практики и создать современную, самую лучшую в мире, российскую систему образования, какой она и была практически со времен Ломоносова и Петра Великого». Александр Георгиевич отметил, что Беларусь в большей степени, чем Россия, сохранила советскую систему образования.
«Важно использовать уникальный опыт вузов Москвы, Санкт-Петербурга и Минска, Гомеля и Нижнего Новгорода, Гродно и Пскова, Могилева и Казани, сложившиеся прочные межвузовские связи в формировании отвечающей современным требованиям системы образования, вобравшей в себя все лучшие стороны советской и Болонской систем образования» — уверен Стоппе.
Первый проректор Белорусского государственного технологического университета, академик РАН Александр Цыганов (Минск) считает, что сегодня стратегическая задача объединить усилия высшей школы двух стран в формировании единых стандартов: «В Болонской системе есть много элементов, которые сейчас можно использовать в реформировании высшего образования. После выхода из Болонского процесса очень важно не потеряться во взаимодействии с Россией».
Елена Гусева, руководитель отдела по сопровождению онлайн-проектов НИУ ВШЭ (Высшая Школа Экономики (Москва), обозначила важность продолжения политики сетевого взаимодействия между вузами. Сетевое взаимодействие дает возможность, как интегрировать онлайн-курсы в учебные планы студентов не меняя схемы обучения, так же как и совместно разработать учебный план вузами — партнерами. Говоря о новых подходах к развитию онлайн образования, Гусева отметила все возрастающую востребованность онлайн образования у студентов из Казахстана, Беларуси, Киргизии, Азербайджана и Узбекистана и других иностранных вузов, а также перспективность направления online degree, которую развивает ВШЭ.
Виктор Сдобняков, ректор ФГБОУ ВО «Нижегородский педагогический университет им. Козьмы Минина» (Нижний Новгород) придает первостепенное значение подготовке педагогов для стран СНГ, особенно педагогов русского языка, при этом отмечает важность взаимодействия вузов: «Сейчас общая задача — создание универсального образовательного ядра, а также собственных измерений качества национального образования». Виктор Владимирович также сделал акцент на взаимодействии между университетами, говоря об активной работе в области международной деятельности, которую НГПУ уже активно развивает с республиками бывшего СССР, и подтвердил готовность взаимодействия с коллегами из республики Беларусь, которые могут стать заказчиками образовательных программ в России.
«Будущее в сотрудничестве. Мы хотим расширение сотрудничества, которое уже есть. Нужно приходить к общим стандартам. Если этого не будет, то будет сложнее найти общий знаменатель. И это надо делать сейчас», отметил Владислав Бейзеров, декан факультета психологии и педагогики УО «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины» (Республика Беларусь). При этом Владислав Александрович отметил, что при реформировании образования имеет смысл сохранить практика-ориентированность и мобильность Болонской системы. «Болонская система – это оболочка, а содержание может быть индивидуально. Система образования и Республики Беларусь, и России максимально привлекательны для иностранных студентов, наше будущее в развитии кластеров и сетевом взаимодействии», — считает Бейзеров.
Марина Волнистая, кандидат социологически наук, доцент, докторант кафедры социологии БГУ отметила «в образовательном пространстве университетов России и Беларуси есть главная специальность и профессия «стоиков» — Преподаватель высшей школы, но один в поле не воин. Система социального взаимодействия академического сообщества наших стран в настоящее время активизируется. Важно участвовать в постоянном профессиональном диалоге и сетевое взаимодействие университетов дает нам эту возможность.
Андрей Пекшев, директор Института конфликтологии (Москва), обратил внимание на важность объединения усилий двух стран для формирования привлекательности национальных моделей образования. Пекшев отметил необходимость создания новых международных проектов, направленных на решение этой задачи, прежде всего расширяя границы применения искусственного интеллекта, а также в области космических исследований и ранней диагностики опасных заболеваний. Андрей Николаевич считает, что риски, связанные ускоренным реформированием образования можно уменьшить, если создать экспериментальные локальные вузовские площадки, где могли бы отрабатываться новые форматы образовательного процесса.
Александр Цыганов поделился опытом взаимодействия вузов двух стран, проходящих при поддержке «Россотрудничества»: «Месяц назад мы проводили I Международный молодежный экологический форум». Ведущие ученые России и Белоруссии читали лекции, а вечером было неформальное общение преподавателей и студентов. В форуме приняли участие 7 Российских и 5 белорусских вузов разного профиля. Форум получил высокие оценки со стороны руководства Союзного государства и «Россотрудничества», и принято решение делать такой форум ежегодно».
Все участники конференции высказались за продолжение российско-белорусского диалога в высшем образовании и формирование единого образовательного и научно-технологического пространства.