Saturday, October 21, 2017
НОВОСТИ > ЖУРНАЛ > ОБ УЧЕНИИ > 13 советов о том, как пиарщику написать отличную речь для выступления

13 советов о том, как пиарщику написать отличную речь для выступления

Многим пиарщикам приходится выступать публично. Некоторым — писать речи для публичных выступлений для своих руководителей. И многие из них не любят этим заниматься. Потому что не всегда понимают, как правильно это делать. Предлагаю вам несколько советом о том, как писать речи, которые будут иметь эффект и приносить результат.

1. Определитесь, для кого выступаете

Для того, чтобы правильно составить свою речь, надо понимать, с кем мы будем говорить. Кто эти люди? Что они уже знают по теме вашего выступления? Как они относятся к этой теме? Где у них болевые точки? Какие ваши слова заставят их согласно кивать во время вашего выступления, а что вызовет протест?

2. Начните с конца

Какой итог вы хотите получить в результате своего выступления? Что люди должны будут сделать после того, как вы закончите говорить? Проголосовать? Купить акции? Выйти на субботник? Сделать взнос в благотворительный фонд? Изменить своё поведение? Значит к этому и надо вести всю вашу речь. Это отправная точка, и к ней мы будем подводить.

3. Структурируйте речь

Когда вы сидите перед белым листом или пустым монитором и вам сложно начать, поменяйте подход. Не надо пытаться сразу написать всю речь единым потоком. Это сложно писать и сложно слушать. Поделите её на части.

Для начала выделите три ключевых куска. Правило трёх прекрасно работает в публичных выступлениях. Три блока, каждый посвящён какому-то ключевому тезису. Каждый тезис, должен подводить к ключевому действию, которое мы запланировали с вами в предыдущем пункте.

Но и каждый из этих блоков я рекомендую тоже разбить на три части. Получаем 9 частей. Написать 9 небольших частей и «вылизать» их до состояния совершенства гораздо легче, чем справиться с аморфным облаком всей речи разом. У вас полтора часа на лекцию? Это 90 минут, то есть три блока по 30 минут или 9 сегментов по 10 минут. Напишите 9 ключевых тезисов и раскройте каждый в течение 10 минут.

У вас только 18 минут, так как вы выступаете на TED? Прекрасно. Три блока по 6 минут, каждый поделен на кусочки по 2 минуты. Пишем тезисы. Репетируем и блестяще выступаем. 9 ключевых тезисов запомнить несложно. Не надо будет учить наизусть длинный спич. 9 тезисов можно написать на шпаргалке или на карточке, которую держать в руках. 9 тезисов уместятся на экране телефона, и вряд ли будет неуместным иногда туда посмотреть.

Структурированная речь слушается намного легче, и достучаться до аудитории с её помощью проще. Структура не даст вам расплыться в одной мыли по всему тексту. Из структурированного текста легче вычёркивать «воду».

4. Анонсируйте

Заранее объявите аудитории, какой будет структура вашей речи. Расскажите, о чем планируете сообщить. Публика любит анонсы. Любит понимать, куда всё движется. Любит иллюзию контроля. Не раскрывайте все карты сразу, но киньте интригу и дайте надежду.

5. Тщательно продумайте самое начало выступления

Начинать говорить всегда труднее. Оратор больше всего волнуется в начале речи. Он ещё не знает аудиторию, не понимает, как она на него реагирует. Переживает, понравится его выступление или нет. Изводит себя сомнениями. Да и аудитория в начале всегда пристально присматривается — что это за крендель тут вышел и пытается нам что-то сообщить. И эти пристальные взгляды ещё больше смущают выступающего.

Поэтому надо подготовиться к такому моменту особенно тщательно. Продумайте яркую самопрезентацию. Обозначьте свою экспертность, чтобы у публики было меньше недоверия. Заготовьте «ледоколы» — шутки и неожиданные эмоциональные моменты, которые должны будут топить лёд между вами и публикой.

6. Не забывайте про аргументы

Каждый тезис надо подкреплять примерами и аргументами, чтобы он звучал убедительнее.

7. Фактура

Речь, состоящая только из заявлений и указаний, никому не интересна. Наройте побольше фактов по вашему вопросу, статистики, цитат и научных данных. Это усилит эффект и придаст речи и вам значительности.

8. Маневрируйте

Для того чтобы слушатели не задремали, речь должна периодически менять направление. Структура из 9 кусочков тут отлично вам поможет. Статистику должны сменять истории, им на смену приходить яркие метафоры, а когда чувствуете, что внимание снова притупилось — кидайте в аудиторию вопросы. Желательно не риторические, а требующие размышления и ответа. Это оживляет выступление и даёт слушателям чувство сопричастности. Что в свою очередь улучшает их впечатление об ораторе.

Побольше жизненных примеров, неожиданных сравнений, ссылок на авторитетные мнения и хорошего юмора. И ваш коктейль не сможет не понравиться.

9. Короче!

Не пытайтесь рассказать всё, что знаете. Даже в полуторачасовую лекцию не нужно пытаться впихнуть весь объём ваших знаний по теме (или знаний вашего эксперта-ньюсмейкера). Покажите аудитории, что вы айсберг. Надводная часть ваших знаний — в вашем выступлении, а подводная — намного больше. Это вызовет уважение. И желание послушать вас ещё раз.

10. Не бойтесь повторов

Для усиления эффекта и лучшего запоминания того, что вы произносите, не бойтесь повторять ключевые мысли каждого блока вашего выступления. Большинство людей не очень хорошо воспринимают информацию на слух. Многие во время вашего выступления будут отвлекаться на свои мысли, шепот соседа или сообщения в телефоне. Поэтому самые важные тезисы надо повторять. Иногда дословно. Иногда дополняя новыми аргументами. Иногда перефразируя важные моменты.

11. Готовьтесь к вопросам

Как бы полно вы ни раскрыли тему, скорее всего найдутся желающие потерзать вас вопросами. Кто-то — потому что особо дотошный. Кто-то — потому что не услышал чего-то важного для себя. Кто-то просто для того, чтобы обратить на себя ваше внимание и внимание остальных слушателей.

Когда пишете текст речи, продумайте наиболее вероятные вопросы и заготовьте ответы. Помимо вопросов могут быть и возражения, и вам надо и к этому быть готовым. Вам будут говорить: это не работает, это не эффективно, вы не правы и так далее. Вы должны не кипятиться, выдавая в ответ эмоции, а использовать одну из заготовок для хладнокровного парирования. Или аккуратного блокирования агрессии и перевода беседы в мирное русло.

12. Придумайте план «Б»

В процессе выступления что-то может пойти не так. Участники беседы могут оказаться чересчур агрессивными. Может завязаться оживлённый спор, который может увести в сторону от подготовленной вами темы. Вы должны иметь план, как вернуть всё на место, как выровнять ситуацию.

Имейте в запасе несколько шуток, пару интересных цитат, свежий анекдот, уместный для рассказа на публике. Разрядив таким образом обстановку, вы сможете легче вернуться в исконное русло и всё же подвести аудиторию к целевому действию.

13. Подумайте над визуализацией

Продумайте визуальное сопровождение выступления. Большинство людей — визуалы. Они лучше понимают, когда перед глазами картинки или предметы. Определитесь, как вы будете подкреплять свою речь: слайды, рисование на флипчарт, раздаточные материалы, неожиданные предметы у вас в руках во время выступления. Придумайте что-то нестандартное, что-то, чего не делали пока другие спикеры. Хотя бы спикеры из вашей отрасли. Это сильно разнообразит картинку, наблюдаемую слушателями, а значит, не даст им заскучать и захрапеть и опозорить докладчика.

Разумеется, нюансов подготовки публичного выступления очень много. Об этом написаны десятки книг и в одной статье всё не уместить. Запомните главное: понимайте, для кого выступаете, структурируйте речь и всегда имейте план «Б». И благодарной вам аудитории!

Тимур Асланов

Источник