Friday, December 15, 2017
НОВОСТИ > ЖУРНАЛ > СОЮЗНАЯ ЧИТАЛКА > «Гностический дневник» Сергея Жемайтиса

«Гностический дневник» Сергея Жемайтиса

Не утихают споры об искусстве русского классического авангарда. Серьёзную попытку анализа этого феномена  предпринял  известный журналист, руководитель  Ассоциации научных журналистов СЖМ, писатель – фантаст и философ Сергей  Жемайтис в  книге «Гностический дневник»  (М., изд-во «Художественная литература», 2017). Издание осуществлено при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в рамках программы «Культура России».

Писатель выдвигает предположение о том, что современная цивилизация рождается в результате сканирования важнейших технологий, положенных в основу работы нашего сознания. Автор, пожалуй, впервые показывает, что авангард едва ли можно считать лишенным смысла чисто декоративным искусством, его скорее можно назвать новой формой реализма, поскольку это направление отражает совершенно реальные процессы, протекающие в нашем мозге.

Например, К. Малевич в произведениях кубизма отражает реальный процесс рождения в мозге зрительного образа. Ведь изображение, попадая на сетчатку глаза, разлагается на миллионы кубиков – пикселей, из которых затем формируется новое изображение зрительного образа. Возможно, впервые в книге раскрывается смысл «Черного квадрата», в котором художник отразил тайный акт рождения пространства в нашем сознании.

Самое любопытное, что авангардисты отразили несколько происходящих в мозге процессов – таких как создание зрительного образа из пикселей, процесс двоичного кодирования информации, а также процесс создания пространства и времени, голограмм сознания и ряд других. В дальнейшем на базе этих процессов фактически была создана вся технологическая и эстетическая культура ХХ века, да и века нынешнего.

Автор пытается доказать, что  послание о будущем человечество получило через откровения искусства русского классического авангарда в преддверии  революции 1917 г., столетие которой исполняется  в этом году. И сама революция обретает новый неожиданный смысл. Из октябрьского «переворота» она превращается, в том числе, в своеобразное пророчество о технологическом, эстетическом, социальном будущем всей земной цивилизации.

И будущее это раскрывается не через некие мистические откровения, но через отражение работы нашего сознания.

Автором строится предположение, что русский авангард, отражая структуру сознания и происходящие в нем перемены, во многом определил смысл Великой октябрьской революции и вектор развития не только отечественной, но и мировой культуры в ХХ столетии.

«Гностический дневник» имеет множество смыслов, о которых невозможно написать в краткой рецензии, и каждый из которых позволит  по-новому взглянуть на подлинное значение современного искусства, технологий, эстетики, дизайна, новейших научных открытий.

Надо полагать, что новая книга С. Жемайтиса будет с интересом встречена как специалистами, так и широким кругом читателей.