Четверг, 9 января, 2020
НОВОСТИ > ТВОРЧЕСТВО > ТВОРЧЕСТВО > Мария Вальдес и… её «Художественная дипломатия»

Мария Вальдес и… её «Художественная дипломатия»

«А ведь эта талантливая и оригинальная девушка своим искусством проложила еще один, на этот раз, – «живописный мост» между Москвой и Гаваной, между Россией и Кубой»… – такая мысль не давала покоя мне, когда я рассматривал полотна молодой (и очень красивой!) московской художницы Марии Сантьяговны Вальдес в столичном Выставочном зале «Феникс».

Рассказывать об изобразительном искусстве дело не простое. Недаром ведь говорят, что лучше раз увидеть, чем семь раз услышать. Поэтому, в дополнение к тексту, мы с удовольствием представляем работы художницы.

180Выставка Марии Вальдес в «Фениксе» называлась «Это моя Гавана». На полотнах – виды, пейзажи, образы кубинской столицы. Вообще, пейзажи у Марии давно стали излюбленным, самым предпочитаемым жанром. Каждый ландшафт – особое настроение, каждая деталь – неповторимая атмосфера, каждая картина – буйство тропических красок!

О себе Мария, как правило, рассказывает скупо, потому что ей больше нравится рассказывать о других. Она и рисует, и книги пишет, и о своих коллегах с увлечением говорит. И все же, прошу художницу сказать несколько слов о себе. «Я родилась и выросла в России, в Москве, на родине мамы, а с Кубой, родиной папы, познакомилась только тогда, когда мне было 22 года, – делится своей историей Мария. – Выучила испанский язык, теперь свободно говорю на нем, как и на русском. А вообще-то, порой мне кажется, что я знала Кубу раньше. Это необъяснимо, интуитивно, подсознательно. Честно признаюсь, что Москва и Гавана каким-то непостижимым образом слились для меня в одно целое, неразделимое»…

181«Как складываются судьбы детей от смешанных российско-кубинских браков?» – спрашиваю я Марию. И она отвечает довольно откровенно: «Это, по-моему, сочетание несочетаемого… Некая ломка стереотипов, обычаев, понятий, привычек, образа жизни, вся суть этого явления в одной единственной фразе: мать – русская, отец – кубинец. Бывает, конечно, и наоборот, но гораздо реже. Самое интересное, что в России я всегда считалась кубинкой. Это из-за внешности. А когда приехала на Кубу, сразу «стала русской». Как тут разобраться, если ты еще и художник? Скажем, какой у тебя стиль, какое направление? Как еще классифицировать? Я с такими же художниками познакомилась в Гаване. Только я живу в Москве, а они на Кубе. И все они очень разные: у них разные судьбы, они воспитаны в разных странах. И впитали в себя в той или иной степени обе культуры – через Россию они видят Кубу, а через Кубу видят Россию»…

Мария Сантьяговна Вальдес Одриосола родилась в Москве в 1979 году. С отличием окончила художественно-графический факультет Московского педагогического государственного университета и аспирантуру Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А.Шолохова. Она член ВТОО «Союз художников России», постоянно выставляет свои художественные произведения в Выставочном центре Московского отделения Союза художников России, в Московском музее современного искусства. Участвовала во множестве коллективных выставок. Ее персональные выставки проходили в Посольстве Кубы в Москве, в других весьма солидных залах и Москвы, и Гаваны.

OLYMPUS DIGITAL CAMERAЮлия Романова, российская художница рассказывает о Марии Вальдес: Мария начала писать Кубу, глядя на нее из России, где родилась и жила с матерью. Пришло время, когда в художнице заговорили гены и интуиция, она начала ездить на родину отца, который, к сожалению, уже ушел из жизни. И каждый приезд на Остров обогащал ее новыми впечатлениями. Мария познала и полюбила кубинскую природу и народ Острова. В ее пейзажах стали преобладать живые и самые впечатляющие краски – желто-зеленая, красная, охристые тона, именно они и составляют гармонию кубинских растений и солнца. А общение с гаванскими художниками позволило почувствовать себя не только русской, но и кубинской художницей.

«Интересно, что у нас в России, сохраняется большой интерес к кубинскому искусству. Существует такой же интерес к классическому и современному искусству России и на Кубе. Безусловно, хотелось бы, чтобы обе стороны уделяли больше внимания таким взаимным запросам двух дружественных народов. Хотя время от времени, все-таки, в России проходят Дни кубинской культуры, а на Кубе – Дни российской культуры, устраиваются выставки, конференции и обмены делегациями. Но хочется, чтобы подобные акции случались чаще», – говорит Мария. О том же, к слову, мне говорили и посетители выставки Марии Вальдес в Выставочном зале «Феникс», который любезно предложил свои площади для полотен московской художницы с кубинской душой.

183Пейзажи Марии, написанные до того, как она начала ездить на Кубу, воплощены, по мнению хорошо знающей её искусство Юлии Романовой, с помощью интуитивного метода. Этот метод помогает ей передавать внутренние ощущения, отношение к самой себе, к своему происхождению. Она поняла, что в ней говорила генетическая память. Оказавшись на Кубе, художница начала работать на пленэре, писать с натуры. И она увидела, что ее интуиция была верной. Ведь первые работы о Кубе она создавала в России, используя свои литературные, фотографические и «киношные» представления о родине своего отца!

Оценивая творчество Марии, московская журналистка Ольга Орлова, в свою очередь, полагает, что многие полутона вечерних пейзажей Марии – палящее солнце полудня, рассветы над реками («Лунная дорога», «В горах», «Лучи», «Фиолетовый закат») формируют у зрителя достоверное представление о стране, делают Кубу «живой». Особого внимания заслуживают изображения домов Гаваны и ее предместий («Тарара», «Старый город» и другие). Каждая лачуга или высотное здание, вышедшее из-под кисти Марии, начинает жить собственной жизнью. Кубинский дом в изображении художницы настольно самобытен, что, похоже, становится «вторым лицом» его хозяина…

SONY DSCРусская кубинка или кубинская русская? Таким вопросом задается и мой старый гаванский друг, журналист Сесар Гомес: «Эта молодая московская художница – «продукт» двух культур. Ее полотна – смесь красок, стилей и ностальгии».

Кстати сказать, «кубинская история» Марии началась ещё тогда, когда она в далеком 1998 году в художественной мастерской нарисовала пейзаж, и ее преподаватель, который когда-то проходил военную службу на Кубе, сказал: «Это не русский пейзаж, а кубинский». Но он не знал, что его ученица – дочь кубинца, которая еще не бывала на Кубе. Этот пейзаж был зовом крови. Только после своей первой поездки на остров Мария всерьез увлеклась кубинской тематикой. Ее первая картина на тему её новой родины, которую она там же и написала, волею случая висит сегодня в кубинском посольстве в Сальвадоре.

SONY DSCНа счету Марии десятки персональных выставок и участия в коллективных экспозициях. Ее картины выставлялись не только в кубинском посольстве в Москве, но и в Госдуме, в Министерстве культуры России, в Российской Государственной и Национальной библиотеках, в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга. А еще ее полотна знакомы теперь и гаванцам. Они успешно представлялись в Международном институте журналистики им. Хосе Марти, в Культурном центре «Яра», в гаванском Центре развития изобразительных искусств. За международную культурную деятельность художница награждена дипломами, в том числе, в России и Эквадоре. Кстати, Мария написала около десятка книг, посвященных искусству. Три из них посвящены теме искусства как терапии. В издательстве «Ключ-С» готовится к изданию ее работа о детях, как и она, имеющих две родины, а также о русских художниках, живущих на Кубе.

С 2006 года Мария – член Союза художников России и Ассоциации изобразительных искусств ЮНЕСКО…

SONY DSCПолучается, что Мария – «живописный» посол сразу двух государств – России и Кубы – обе страны она считает родными, что особенно ярко и проявилось на тематической выставке Марии «Это моя Гавана».

Мария«Иногда мне кажется, – поделилась своим тайным ощущением Мария, – что у меня две отдельные жизни, и что во мне параллельно живут два человека – в России я одна, а на Кубе – другая. Но я прекрасно знаю, как живется и что думают люди в этих двух странах. И все это отражено в моем художественном творчестве».

Александр Моисеев

SONY DSCSONY DSCSONY DSCSONY DSCSONY DSCSONY DSC

One thought on “Мария Вальдес и… её «Художественная дипломатия»

  1. Хорошо написано — читать приятно и одновременно информативно. Феномен эволюционно-генетический, но только человеку дана способность описать его художественно по своим чувствам, переживаниям, жизни — как бы изнутри. В наше время перемен, когда что-то подобное происходит со всеми буквально, такие люди — люди интерградации, станут лидерами на пути в будущее. Тем более в России. К сожалению, Куба рискует стать на путь, с которого Россию вытолкнула сама история. До сих пор Куба благодаря прошлому советскому патронату оставалась национально самобытной, относительно устойчивой к глобализации. Диаспора русских кубинцев — небольшой заповедник. Так что пишите дальше, и словом и кистью.

Comments are closed.