Среда, 21 октября, 2020
НОВОСТИ > НОВОСТИ МЕДИА > МЕДИАСФЕРА > Сравнительная канализация

Сравнительная канализация

В Москве почетно не смотреть телевизор вообще. Основания для такой практики — более чем уважительные. Так называемый «зомбоящик» — это стержень медиа-зла, довольно эффективно работающий инструмент пропаганды и дебилизации зависимой от него части населения.

телекЯ к «несмотрению» отношусь примерно так же, как к вегетарианству: уважаю, поддерживаю — но самому влиться в ряды праведников силы воли не хватает. Короче, не то, чтобы активно смотрю, но «посматриваю»- иногда с удовольствием, но чаще — из социо-антропологического интереса и не без внутреннего содрогания. Предлагаю вам свой рейтинг десяти наиболее примечательных каналов.

10. Рейтинг «-5» (по шкале от -5 до +5): канал «Россия 1». Это реальный телевизионный ад, безвкусный и беспросветный. В сетке доминируют сусальные мелодраматические сериалы и приторная попса с невыводимым Николаем Басковым. Информацию и политику подают Аркадий Мамонтов и Дмитрий Киселев — зам. гендиректора канала. Если зловещий кликушествующий Мамонтов не лишен диковатого комизма, то Киселев… Когда-то мы были приятелями; у Димы была жена-англичанка, домработница-филиппинка, говорил он на родном языке с явными интонациями ведущих CNN и я, патентованный космополит, выглядел на его фоне, как почвенник-русофил. С тех пор его развернуло ровно на 180 градусов — в сторону пещерной ксенофобии, мании «внешних и внутренних врагов» и агрессивного имперства. На мой вкус и цвет, ничего более омерзительного, чем Д. Киселев на нашем телевидении нет и, пожалуй, не было.

9. Рейтинг «-4»: канал НТВ. «Первый криминальный» — не только потому, что там с утра до ночи идут садистические сериальные «стрелялки», но и благодаря печально знаменитой «Анатомии протеста», когда, судя по логике событий, телеканал практически выступил в качестве непосредственного оперативного инструмента спецслужб. Случай постыднейший и, мне кажется, уникальный не только в российской, но и в мировой медиа-практике. На НТВ остаются некоторые достойные журналисты, но их удельный вес упал и продолжает стремиться к нулю.

8. Рейтинг «-2»: канал ТВЦ. Довольно безликий и не слишком амбициозный; с легким уклоном в детективную тему — мы смотрим там эпизодически «Пуаро Агаты Кристи» и прочие английские убийства. «Постскриптум» Алексея Пушкова, бывший ранее эталоном параноидальной госпропаганды, теперь, на фоне душераздирающих откровений и показной истеричности коллег с других каналов, выглядит корректно и дипломатично.

7. Рейтинг «-1»: «Первый канал». Опять же — все познается в сравнении… Вранья, попсы, пошлейших ток-шоу и замшелых игровых программ на Первом более чем достаточно. Но все сдержанно, без перегибов в сторону китчевой «народности» и верноподданничества. К тому же, попадаются по-настоящему качественные и интересные передачи — Парфенова, Познера… А скоро будет премьера «Оттепели» Тодоровского-младшего: обязательно постараюсь увидеть хотя бы несколько серий. При всем сожалении о трансформации Константина Эрнста из интересного талантливого парня в крупную деталь путинской команды, не могу не признать, что в «первые ученики» он не стремится.

6. Рейтинг «0»: канал «Культура». Самый безопасный канал: к нему нет претензий, но нет и особого интереса. Бывают хорошие фильмы, неплохие концерты, интересные лекции и науч-поп. Держится на максимальном расстоянии как от политики, так и от злободневного искусства. Поэтому редко обсуждается, мало цитируется и даже в «целевых» культурных кругах большим авторитетом не пользуется. Раньше «Культура» была несколько острее и интереснее; из реликтов сохранилась программа Александра Архангельского «Тем временем».

5. Рейтинг «+1»: канал РБК. Деловой российский Bloomberg — ни прибавить, ни убавить. Оперативная подача новостей, объективизм, строгий стиль. Много прямой речи — иногда интересной, но чаще пресной (тематика обязывает). Учитывая, что бизнес в России — непосредственное продолжение политики, радует, что степень «прогибания» — незначительная. Недостатки (даже делая скидку на формат) — излишняя сухость изложения и статичность картинки; пренебрежение к «авторскому» подходу. (Хотя бы ночью…)

4. Рейтинг «+1»: канал РЕН ТВ. Четкой концепции у канала явно нет, но есть одно неоспоримое достоинство: лучшая в российском телепространстве информационно-аналитическая программа «Неделя с Марианной Максимовской». Плюс некоторое количество любопытных документальных фильмов на общем фоне нейтрального сериально-киношного трэша.

3. Рейтинг «+2»: канал «Карусель». Это детская кнопка, и, соответственно семейному распорядку, я нажимаю ее чаще, чем любую другую. Симпатичный канал с массой веселых образовательных передач, неглупыми играми и даже детским кулинарным шоу. Он гораздо содержательнее, чем иностранные аналоги (их тоже знаю наизусть…), где просто весь день гоняют мультфильмы. Недостаток — убогие импортные подростковые сериалы.

2. Рейтинг «+3»: канал «Дождь». Самопровозглашенный «оптимистичный», но на деле «активистичный», либеральный и околоболотный во всех смыслах. Бесспорно лучшее в стране новостное вещание, стайка прекрасных молодых журналистов и ведущих (включая метеорологов!), веселая хулиганская полит-аналитика. Это «мой» канал, но слепой и беззаветной любви не получается. Во-первых, дико перегруженное межпрограммное пространство — сначала эти мельтешащие ролики утомляют, потом раздражают и, наконец, вынуждают переключать. Во-вторых, снобские светские программы, весьма претенциозные и настолько же пустые. Ради чего вещание динамичного канала разбавляется и тем, и другим — ума не приложу!

1. Рейтинг «+3»: канал ТВ-3. Сюрприз, да? Для тех, кто этот канал не смотрит (а таковых, я подозреваю, большинство), поясню: на ТВ-3 водят круглосуточный хоровод вампиры, инопланетяне, колдуны, ясновидящие и прочая запредельная нечисть — в формате кинофильмов, сериалов, мистических документалок и реалити с экстрасенсами (последнее я, правда, смотреть не отваживаюсь). Чем так хорош этот окончательный трэш? Субъективное: моя семья, выкованная в лучших традициях «Семейки Аддамсов», эту чертовщину нежно любит. Объективное: безупречно выстроенная концепция, строго выдержанная чистота стиля. Экзистенциальное: живя в России, стране победивших упырей и оборотней, остается уповать только на пришельцев и потусторонние силы. В этом сермяжная правда ТВ-3.

Артемий Троицкий

телемусорИсточник: BBC