В Казани журналистке запретили задавать ряд вопросов Константину Райкину, который открыл дискуссию о цензуре в российском искусстве. Об ограничениях сообщила на своей странице в Facebook журналист информационного агентства «Татар-Информ» Айсылу Хафизова.
Райкин 31 октября прибыл в Казань на гастроли с моноспектаклем-концертом «Самое любимое». Выступил он на сцене Татарской филармонии. До начала спектакля он дал интервью журналистам некоторых казанских изданий.
«Все когда-нибудь случается впервые. Впервые в моей журналистской практике вчера мне сказали, какие вопросы задавать и какие категорически не задавать. Понятно, что разрешенные вопросы были не так интересны, как запрещенные. На мое: «Вот, облом», продюсер моноспектакля Константина Райкина Юлий Меликянц сказал однозначно: «Нет, так нет». Это был обычный ультиматум: хотите интервью с Райкиным — делайте, как я говорю, иначе не получите», — написала после этого на странице в Facebook культурный обозреватель «Татар-Информ».
«Перед этим он уже размялся в фойе Татарской филармонии, собрав на совещание местных билетеров и администраторов зала, давая им, как челяди, указания, что можно, что нельзя, что любит Константин Аркадьевич, а чего терпеть не может. (Народ у нас интеллигентный, особенно в филармонии, ставить на место даже самого зарвавшегося гостя не станет. В худшем случае — проигнорирует). Мы невольно подслушали — сидели в полутора метрах в ожидании интервью.
Затем нас позвали к сцене, чтобы мы выставлялись для интервью. Пока оператор настраивала аппаратуру, продюсер диктовал мне, что делать. Мизансцена была характерная для такой ситуации: повелитель моноспектакля стоял на сцене, а я — прямо под ним, моя голова была на уровне его коленей. Такой ракурс не нравился мне, но устраивал собеседника… Подумалось: для москвича из сферы культуры уж как-то вовсе не галантен», — продолжает журналист.
«Камера выставлена, мы (я, оператор и фотограф) построены во всех смыслах. Позвали, наконец, Константина Аркадьевича. Интервью ничего нового и интересного не принесло. Ну, кумир юности, ну, маненький, оказывается, ну, спектакль о себе создал. Смотрю я на все это и думаю: чувак так эмоционально и обаятельно выступал за право творца высказываться, а сам повязку на рот журналиста натягивает, и ничего в его голове не замыкает при этом…», — резюмировала Хафизова (орфография и пунктуация сохранены).
Райкин открыл дискуссию о цензуре на форуме Союза театральных деятелей России. По его мнению, российскому обществу угрожает возвращение к порядкам сталинских времен и цензуре. «Наезды на искусство — грубые, наглые, прикрывающиеся высокими словами о патриотизме. Группки оскорбленных людей закрывают спектакли, выставки, нагло себя ведут, а власть от этого дистанцируется. Проклятье и позор нашей культуры — цензура — был прекращен с наступлением нового времени. И что сейчас? Хотят вернуть нас не просто во времена застоя — в сталинские времена. Наши начальники разговаривают такими сталинскими тестами», — возмутился Райкин 24 октября.
Дискуссия завершилась 31 октября, когда министр культуры РФ Владимир Мединский лично позвонил Райкину. Он извинился за поведение своего первого заместителя Владимира Аристархова. На заседание общественной палаты 17 октября замминистра позволил себе оскорбительно высказаться в отношение Райкина. Тот, в свою очередь, был недоволен финансированием своего театра.
Сейчас конфликт улажен. Министерство пообещало придерживаться взаимоуважительного сотрудничества и выделить деньги на нужды «Сатирикона».