Четверг, 26 мая, 2022
НОВОСТИ > НОВОСТИ МЕДИА > ТЕХНОЛОГИИ > Слова-паразиты: как не надо писать про технологии

Слова-паразиты: как не надо писать про технологии

Сегмент высоких технологий в России довольно узок и его внешнее информационное поле формируют не более сотни активных компаний. Ключевые роли распределены между ТОП-30 системных интеграторов и консалтеров, десятком локальных офисов мировых гигантов, и таким же количеством российских производителей разного масштаба. Остальные работают на «подпевках» изредка вбрасывая новости, уловить смысл которых, часто можно только после третьего прочтения.

_mg_8546Информационный поток, который генерит отрасль, условно можно поделить на несколько пластов: кейсы о проектах, истории успеха конкретных личностей/компаний, продуктовые/технологические материалы, рыночные обзоры/прогнозы (аналитика по трендам), корпоративные и социальные новости. Каждый материал в обязательном порядке содержит один и тот же «профессиональный набор» терминов от пиарщика ИТ-компании. Различия только в частоте употребления на тысячу знаков и уместности их использования. Таким образом, большинство компаний ИТ-рынка отличаются динамичным развитием, предлагают инновационные продукты и интеллектуальные решения (можно наоборот), задачи клиента решаются эффективно, команды сплошь надежные, процессы прозрачные, а системы масштабируемые. Авторы текстов интуитивно используют инновационность и динамичность как синонимы к «хорошему» и «замечательному». Одни и те же слова абзац за абзацем настойчиво раздражают, превращаясь в «паразитов» и подрывая доверие к материалу.

1. Инновационность

Особенно радует, когда после предложения про инновационные разработки следует целый абзац про то, что решения апробированы, а экспертиза лучшая на рынке. На лицо явное противоречие. Кроме того, инновационность подразумевает не только и не столько заметное нововведение, в обязательном порядке должен присутствовать ярко выраженный подтвержденный экономический, производственный или другой эффект. И, конечно же, предполагается отсутствие аналогичных решений.

Это только в первом приближении может показаться, что ИТ — отрасль инновационная. В массе своей компании продвигают продукты для автоматизации процессов управления, успешно работающие на паре сотен предприятий или оборудование, которое зарекомендовало себя уже 3-5 лет назад, или микс из первого и второго под соусом «комплексного решения». В любом случае инновационности нет места ни в консалтинге, ни в услугах, ни в системной интеграции, ни в разработке сложного промышленного ПО. Российский рынок копирует западные тенденции с опозданием на 3-5 лет, и уже второе десятилетие находится в положении «догоняющего». Это факт, который сам по себе делает появление термина «инновации» в информационном поле на 90% дешевым рекламным ходом.

Если же «инновационность» в тексте необходима и оправдана, то стоит уделить внимание раскрытию тезиса, т.е. конкретизировать в чем именно состоит упомянутая инновационность, и какой конкретно эффект привносит использование технологии в бизнес. Важно также помнить, что данный термин автоматически означает, что решения дорогие или не всем доступные. Так что будьте внимательны, применяя инновационные подходы к своей целевой аудитории.

2. Интеллектуальность

Термин загадочный и многоликий. Интеллектуальным могут быть названы технологии, подходы, методики. Все что угодно. Проблема в том, что сутевой нагрузки данное слово не несет. В теории «имя прилагательное» используется для определения дополнительной характеристики объекта. Интеллектуальные системы управления бизнесом — они чем отличаются от всех остальных? Конечно же, ничем. Таким образом, эксплуатируя интеллектуальность на все лады, автор желает подчеркнуть, что компания вкладывает «мозг» в то, что предлагает или производит. Уникальное конкурентное преимущество получается. О чем говорит миру сочетание «интеллектуальный сервис» или «интеллектуальная интеграция»? Опять же ни о чем. Дополнительные слова в тексте.

Если вы точно знаете, что хотите сказать и под «интеллектуальностью» лежит реальная база – поищите более простые, но емкие термины, которые позволят дистанцироваться от распространенного айтишного «штампа». В остальных случаях смело убирайте все вариации на тему интеллекта, суть не изменится.

3. Динамичность

Динамичным бывает развитие или движение к клиенту, даже внедрения такие встречаются в материалах ИТ-направленности, и даже бренды порой бывают динамичными. Учитывая, что термин подразумевает изменение под влиянием внешних факторов, он резко конфликтует со стабильностью, хотя и часто соседствует с ней в рамках одного абзаца. Такого рода противоречия редко смущают авторов, зато сильно раздражают целевую аудиторию, которая в массе своей, состоит из людей «от бизнеса», способных считывать информацию между строк, анализировать ее и ценящих точность во всем.

Отказ от динамичности, не обеднит текстов ИТ-компании или консалтера. Но если очень хочется, то пусть динамичными будут рынки и бизнесы клиентов. Там на развитие действительно действует огромное количество факторов, и характеристика будет вполне оправданной, хоть и не конкретной – «динамично развивающийся бизнес» нисколько не хуже «активно/быстро развивающегося бизнеса». А вот в ваши решения и методологии динамики добавлять не стоит. Пример из СМИ – заголовок статьи «Динамичное решение для динамичного бизнеса» мог бы быть два раза короче и настолько же информативным. «Решение для бизнеса» — уже не так динамично. Очевидно, что суть материала не раскрыта в обоих вариантах заголовка.

4. Эффективность

Эффективность буквально определяется как отношение продуктивности использования ресурсов в достижении какой-либо цели к стоимости. То есть эффективность не может существовать сама по себе, она требует дополнительного определения. Высокая, низкая, достаточная или обозначенная конкретным количественным показателем. Эффективность требует бережного отношения, экономического расчета и опорных показателей. Не стоит бравировать такими фразами как эффективная команда, эффективная система или эффективный бизнес-процесс. Все относительно, один и тот же коллектив покажет себя по-разному при изменении условий работы. Конечная продуктивность системы находится в прямой зависимости от процесса эксплуатации. Ну а бизнес-процесс всегда можно оптимизировать до бесконечности.

В информационных технологиях эффективность можно и нужно рассчитывать и прогнозировать, но заявлять ее как конкурентное преимущество или как характеристику конкретной системы – не корректно. Вот сделаете для клиента так, чтобы затраты не превысили годовой ИТ-бюджет, тогда можно будет заводить речь об эффективности.

Также в арсенале пиарщика большой популярностью пользуются надежность, прозрачность и масштабируемость. Но процент уместного употребления этих терминов чуть выше, нежели упомянутых ранее. Занимаясь продвижением технологий и услуг, стоит всегда помнить, что потребители и целевые группы очень требовательны к сути и менее придирчивы к форме. Они не осудят за менее витиеватый текст и быстрее поверят изложению фактов.

Источник