Вторник, 3 августа, 2021
НОВОСТИ > ЖУРНАЛ > ОБ УЧЕНИИ > Как писать новости: чеклист главных правил

Как писать новости: чеклист главных правил

Новости – основа информационной журналистики. С них начинают свои карьеры большинство журналистов. Научившись писать новостные тексты, проще браться за более объемные жанры — статьи, репортажи, интервью.

MYMEDIA решили напомнить ключевые правила написания новостей и перевели короткое руководство об этом от немецкого издания о медиа Medium Magazin. Проверьте себя и коллег. Ведь в украинских СМИ до сир пор нередко можно встретить новости без новостей.

Нужно

  1. Чётко структурировать новость и разделять на соответствующие части.
  2. Ставить самое важное в лид – короткое обобщение главного в самом первом абзаце. В лиде должны быть ответы на главные вопросы: кто, как, что, когда, где и почему. Или хотя бы на 4 из них. При этом он должен бросаться в глаза – либо важной информацией, либо интересной деталью, которая сразу же выводит на основную суть события. Если же, не смотря на все усилия, лид не получается, скорее всего, дело в самом тексте – там либо нет центральной идеи, либо идеи противоречат друг другу.
  3. Оставлять возможность сократить текст с конца, чтобы он при этом не терял значимости и ключевой информации (то есть использовать принцип «перевернутой пирамиды»: все самое важно сообщается вначале, а маловажные детали и бэкграуд — в конце).
  4. Строить текст так, чтобы перед деталями и результатами случившегося, читатель познакомился с  контекстом и мог оценить значимость события.
  5. Указывать источники чётко и сразу.
  6. Писать однозначными словами и короткими предложениями.
  7. Подбирать собственные слова, а не копировать из источника.
  8. Писать в активе, а не в пассиве. Указывать имена и называть вещи своими именами: кто и что сделал.
  9. Цитировать дословно, полными предложениями.
  10. Писать в сдержанной и отстраненной манере.

Не нужно:

  1. Перегружать первое предложение информацией. Лучше использовать в лиде много коротких предложений – не больше 20 слов в каждом.
  2. Дезинформировать. Обещать в лиде или заголовке то, чего на самом деле нет в тексте. Внимательно проверяйте текст после того, как сокращаете – иногда сокращения приводят к искажению смысла.
  3. Пытаться засунуть в лид все детали. Важнейшее и обобщенное – да, но не все.
  4. Прописных истин. В статье про новейшую профсоюзную политику не обязательно разъяснять в лиде, что право на забастовку – неотъемлемое право работодателей.
  5. Судорожной оригинальности. Высокопарных фраз и поговорок, которые не имеют прямого отношения к теме.
  6. Прятать важную информацию в середине или конце текста.
  7. Делать из нескольких новостей один текст – лучше разделить на два.
  8. Использовать придаточные предложения,  злоупотреблять бюрократической лексикой, оценочными суждениями и прилагательными.
  9. Использовать нерасшифрованные аббревиатуры и сокращения – всегда давайте вначале объяснение.
  10. Перегружать текст длинными именами, названиями должностей и институций, особенно если они не очень известны или слишком длинны.
  11. Злоупотреблять прилагательными в превосходной степени и усилением (например, «ужасная катастрофа»)
  12. Загадок. Намёки могут быть увлекательными, но не в новостях.

Проверьте новость, задав себе 8 вопросов:

  1. Новость интересует только меня или она действительно заслуживает внимания?
  2. Содержит ли лид ответы на все ключевые вопросы? Перед написанием отложите текст и подумайте, как начали бы рассказывать историю своему знакомому.
  3. Понимает и читатель или слушатель, почему эта новость важна?
  4. Уверены ли вы во всей важной информации? Точные данные, факты, имена и временные рамки должны совпадать стопроцентно.
  5. Содержит ли новость иностранные слова и сложные предложения?
  6. Написана ли новость живым языком? Без пассивных конструкций, с прямыми цитатами и без канцелярской лексики?
  7. Можно ли найти больше информации по этому вопросу, чтобы дополнить новость?
  8. Перечитайте текст новости вслух. Понимаете ли вы сразу все пункты, и насколько они вам интересны?

Источник