Friday, September 20, 2019
НОВОСТИ > СООБЩЕСТВО > СОЮЗНИКИ > Летописцы Великой Отечественной…

Летописцы Великой Отечественной…

На стыке 2018 и 2019 годов увидела свет книга-альбом «Военные корреспонденты», посвященная работе печатных СМИ в годы Великой Отечественной войны (М., Издательство «Патриот», 2018). Её автор – Виталий Гапон, в прошлом военный журналист, преподаватель Военного университета министерства обороны РФ. 

На наш взгляд, автор  предпринял серьёзную попытку охарактеризовать деятельность СМИ в один из самых драматических периодов страны и показать военных корреспондентов, тех,  кто силой фотографии и печатного слова освещал героизм народа.  С первых строк он вводит читателя в то время.  В главе «Роль военной печати в начальный период войны» автор несколькими строками, словно художник мазками, пишет о том спокойствии, которое было в первый день 22 июня. А ведь уже шла война, бойцы и командиры Красной Армии отражали наступление врага. Лишь в 12 часов по радио прозвучало заявление В.М. Молотова, что коварный враг напал на нас.  В книге почему-то не упоминается,  кто выступил с Заявлением. А зря. Через 45 минут после этого заявления в эфире  появился первый военный выпуск «Последних известий». А уже вечером в «Последних известиях» шли сообщения с фронтов. Правдиво и откровенно рассказывается об отсутствии опыта подготовки наших СМИ к освещению войны.

Вместе со страной газеты и радио перестраивались на военный лад.  Насколько это было сложно, автор  пытается показать, сравнивая готовность нашей пропаганды с пропагандистской машиной нацистской Германии, продуманной и готовой к бою до мелочей. Лишь 29 июня 1941 года СНК и ЦК ВКП(б) приняли  директиву «Партийным и советским органам прифронтовых областей», ставшая первой программой мобилизации всех сил партии и народа на разгром фашистов. В этом документе содержались меры по перестройке всего пропагандистского аппарата и СМИ страны в военное время. Сформулированные в этой директиве и последующих документах задачи фронтовой печати оставались практически актуальными до самого Дня Победы.

Текстовую часть автор подкрепляет статистикой (в стране тогда издавалось 1360 военных газет), знакомит с образцами красноармейских газет,  изданий  на национальных языках. Кроме того, главное политическое управление выпускало газеты «Вести с Советской Родины», которые отправлялись во временно оккупированные территории. И делалось это руками журналистов.

В столице возобновился выпуск «Окон ТАСС», создано Совинформбюро. Рассказ об их деятельности автор подкрепляет большим иллюстративным материалом: подобраны редкие по нынешним временам фотографии.  Невозможно без волнения смотреть на фото, где Герой Советского Союза В.А. Талалихин дает задание лётчику В.А. Самодурову (август 1941 года), или конструктор В.А. Дегтярев работает в цехе по производству пулеметов его системы (1943 год). Фотокамера запечатлела моменты отправки газет жителям блокадного Ленинграда, воины из строя берут свежий номер газеты у полевого почтальона…

Дивизионные, корпусные и фронтовые газеты, нередко и армейские набирались в сложнейших условиях, которые мы видим на представленных снимках. Корреспонденты зачастую добывали материал в окопах. В этой связи показательно фото за работой корреспондента газеты «Уничтожим врага» А. Мендыбаева, которой записывает рассказ пулеметчика.

Мало в наших СМИ рассказывалось о партизанской печати. Восполнить этот пробел автор пытается в главе «Подпольная и партизанская периодическая печать». И опять статистика. К концу 1943 года в тылу врага действовало 250 тысяч партизан.  В отрядах издавались газеты «Партизанская правда», «Народный мститель». «Партизан Украины», «Красный партизан». Образцы газет представлены на страницах книги. Надо сказать, что каждой главе предшествует иллюстрация, и она словно  отражает дух времени. Фотографии предваряют текст и сообщают читателю, чему посвящена глава.   

Есть фотографии, которые не всегда разрешали публиковать. В частности, фото «Красноармейцы на передовой везут аппаратуру для трансляции пропагандистских программ».  На санях вручную по снегу воины  тащат громкоговоритель. Жаль, что не указан  автор этого шедевра.  Фото обнажает неподготовленность нашей пропаганды к войне. Не обходит автор и острые вопросы, связанные с освещением политико-воспитательной работы среди личного состава, неправильного отношения отдельных воинов к местному населению. В книге анализируется состояние газет заключительного этапа войны, когда армия воевала за рубежами Родины.

С большим тактом написана глава «Творчество журналистов», называя фамилии, автор расставляет их в алфавитном порядке, не деля по заслугам и рангам. Здесь упоминается почти 70 корреспондентов и фотографов. Причем есть большие мастера, но, к сожалению, не так широко известные сегодняшнему читателю: Анатолий Архипов, Наталья Боде, Георгий Угринович…. 

Заключительную  главу  «Память» предваряет снимок: памятник погибшим журналистам во дворике Центральном дома журналиста. А потом на фоне клятвы «ПОМНИМ!» даны имена коллег на мемориальной доске, не пришедших с  фронтов Великой Отечественной. Думается, что список неполный. Поиск продолжается… И очень хорошо, что книга появилась, в год, предшествующий 75-летию Победы.

Наум АРАНОВИЧ

P.S. Презентация издания прошла в Центральном Музее Вооруженных сил России. Предлагаем фотографии с презентации.