Журналистика в кризисе: люди больше не хотят покупать бумажные издания и не готовы читать длинные тексты в интернете. В поисках спасения газеты и журналы инвестируют в мультимедийные эксперименты.
The New York Times — «Матч акулы и пескаря»
Проанализировав недостатки «Снегопада», команда The New York Times создала проект, чья верстка избавляет от необходимости жать «play» для просмотра видео и подталкивает читателя двигаться к финалу истории. В октябре 2013 года она выпустила репортаж «Матч акулы и пескаря» о конфликте между Китаем и Филиппинами за острова Спратли в Южно-Китайском море.
Редактор проекта Стивен Дуэнес отметил в интервью: «Все, что нужно делать читателям, — это продолжать скроллить, читать и смотреть, как история разворачивается перед ними».
Критики приняли проект с одобрением. Профессор, историк журналистики Кевин Лернер написал в твиттере: «Наконец-то я прочитал мультимедийную статью The New York Times от начала до конца. Это действительно работает».
ESPN — «Вперед, к великому одиночеству»
Формат «Снегопада» идеально подходит для историй, действие которых разворачивается в дикой природе. Туристический поход, научная экспедиция, геологоразведка: чтобы понять, как развивались события, нужно посмотреть на карту. Карта – это ось, вокруг которой построен материал ESPN о гонке «Идитарод». Во время этих ежегодных соревнований собачьих упряжек каюры вынуждены преодолевать по Аляске более 1 800 километров. Лучшие из них проводят в одиночестве по восемь дней, аутсайдеры финишируют через две-три недели после старта.
В 2013 году вслед за упряжками на двухместном самолете отправился журналист Брайан Филлипс. До этого он никогда не интересовался пилотированием и выживанием в экстремальных условиях Севера. Свои приключения на Iditarod Филлипс описал в 18 тысячах слов.
«Снегопад» появился, потому что интернет-издания искали способ удерживать внимание читателей длинных текстов. ESPN решил задачу с помощью карты Аляски, зафиксированной в верхней части экрана. На ней параллельно с продвижением истории прорисовывается маршрут полета Филлипса. Эта линия играет главную роль в проекте, поэтому другие визуальные компоненты сделаны неброскими: фотографии черно-белые, нет анимации и видео с автоматическим проигрыванием.
The Guardian — «Огненный шторм»
Cвой ответ на «Снегопад» редакция The Guardian готовила три месяца силами команды из 23 человек. Интерактивный лонгрид «Огненный шторм» рассказывает о семье Холмс, пережившей масштабный пожар на острове Тасмания.
Перед выходом в мае 2013 года проект тестировался на небольшой группе читателей, чтобы сделать его максимально удобным для просмотра, и получил положительные отзывы за гармонию текста и видео. Они не повторяют друг друга, а текст не берет на себя задачи, которые лучше подходят для видео, — передать эмоции свидетелей или показать разрушительную силу огня.
В среднем читатели просматривали «Огненный шторм» 17 минут («Снегопад» — 12 минут).
«Коммерсантъ» — «Земля отчуждения: Чернобыль и его окрестности после аварии»
В 2014 году издательский дом «Коммерсантъ» выпустил мультимедийный репортаж «Земля отчуждения» о Чернобыльской зоне. Он проводит по туристическому маршруту в Чернобыльской зоне и заканчивается рассказом о бабушках-самоселах. Структура была продумана до начала командировки, и материалы собирались специально для рассказа в интернете. Смотреть проект нужно обязательно со звуком, и не только ради интервью. Звук создает ощущение присутствия, треск дозиметра вызывает тревогу.
Проект сумел привлечь на сайт «Коммерсанта» новых читателей, 80 % из них попали на него впервые.
Pitchfork — «Машины для жизни»
Самый известный из мультимедийных материалов журнала о музыке Pitchfork был приурочен к выходу альбома «Random Access Memories» группы Daft Punk. Тексты и дизайн в нем важнее интерактивности. Стиль задают анимированные языки пламени и цитаты, буквы в которых преобразуются в двоичный код. Проект показывает, как совершенствуется использование эффекта «параллакс»: во время прокрутки страницы фотографии двигаются не только вертикально, но и горизонтально.
«Эпическое путешествие Пи: Создать незабываемое»
Интерактивные истории производятся в тесном сотрудничестве журналистов, дизайнеров и веб-разработчиков под руководством человека, которого можно назвать скорее продюсером, чем редактором.
Никита Обухов, создатель платформы Tilda Publishing, говорит: «Сторителлинг — это как кино, которое играет, пока ты скроллишь».
Проект для веб-сайта приключенческой драмы «Жизнь Пи» создан австралийским диджитал-агентством Soap Creative. Прокрутка движет историю о создании визуальных эффектов фильма, раскадровка или фотографии павильонных съемок преобразуются в кадры фильма, а рядом всплывают блоки с объясняющим текстом. Сайт получил награды Awwwards и FWA.
National Geographic Channel — «Убить Кеннеди»
Пример сочетания кинематографа и мультимедиа — интерактивный проект канала National Geographic в поддержку исторической драмы «Убить Кеннеди». Он рассказывает о жизни 35-го президента США и его убийцы — Ли Харви Освальда. При скроллинге их биографии разворачиваются параллельно друг другу.
Когда Кеннеди становится президентом, Освальд приезжает в Советский Союз, увлеченный коммунистическими идеями. Во время Карибского кризиса Освальд возвращается в США и пытается найти работу. Две жизненные линии постепенно сближаются, пока не пересекаются в день убийства 22 ноября 1963 года.
Фотографии, видео, документы и письма героев сменяют друг друга. Страница усеяна пиктограммами, указывающими на блоки с дополнительной информацией. Не забудьте включить колонки: музыка меняется по ходу сюжета, причем саундтрек точно синхронизирован с текстом.