Пушкиногорье

Снова подивился тому, как удивительна на подарки жизнь.

644201_429777630425722_2077536599_nВчера позвали в Российский центр науки и культуры, там открывалась выставка из Пушкиногорья. А с этими местами у меня особые отношения. Лет восемнадцать назад мы с приятелем туда приехали на машине, познакомились с директором музея-заповедника, пожили там дня три и все… На всю оставшуюся жизнь стали пленниками Михайловского, Тригорского и Петровского. А также Святогорского монастыря и всех других волшебных мест, которые зовутся Пушкиногорьем. Кого только за эти годы мы не привозили туда – министров, депутатов, генералов… И если это были нормальные, вменяемые люди, то они сразу (без всяких уговоров) тоже становились пленниками Пушкиногорья – со всеми вытекающими из этого последствиями.

Так у нас образовался своеобразный Клуб Друзей Пушкиногорья – журналисты, бизнесмены, политики, чиновники… Кто, чем мог, помогал заповеднику. И это было самое лучшее из того, что мы сделали в этой жизни.

Однажды я приехал в Михайловское, а там в старом амбаре была выставка картин неизвестного мне художника Игоря Шаймарданова. И вот я вижу холст: на нем зимняя деревня, падает снег, лунный свет, изба, вокруг избы толпа селян, а на крыше стоит мужичок с крыльями деревянными и вот-вот полетит. Селяне его явно уговаривают: «Ну, что ты, Ваня, угомонись, спускайся-ка ты к нам, у нас и печка истоплена, и самогончик на столе, и сало нарезано. Ну, что ты, Ваня, в самом деле удумал»? А Ваня этот, конечно, не спустится с крыши. А полетит сейчас. Он так решил. И, наверное, разобьется. Крылья-то у него никудышные. Но ведь полетит! Полетит! К черту ваш самогон и вашу печку. Полечу!

218462_144565035613651_438798_oИ столько в этой картине было света и чуда, что я встал перед ней, словно зачарованный. Потом появился художник Шаймарданов, мы познакомились, и я купил у него эту картину и уже много лет она греет меня в моем доме. Потом я приезжал к художнику в СПб, был в его мастерской, и теперь у меня есть другие его картины. И вот прихожу в Праге в РЦНК, а там – вот чудо – выставка «Веселый Пушкин в работах Игоря Шаймарданова». Ну, я, конечно, едва не прослезился. Выступил (вне регламента) на открытии и сказал все, что думаю про Пушкинские горы и про Игоря Шаймарданова.

А думаю я так: каждый родитель обязан детей своих хотя бы раз в жизни привезти в Михайловское. А там подняться на Савкину горку и просто посидеть с чадами молча. Сидеть и смотреть. На причудливый изгиб Сороти. На синий бор. На мельницу. На дальнюю усадьбу. И все.

601136_10200786952065479_1486243162_nНа всю оставшуюся жизнь детишкам хватит воспоминаний. Никакие книги, лекции и внушения не способны заставить человека любить родину так, как это сделает простая посиделка на Савкиной горке. Уж поверьте мне.

Владимир Снегирёв

Добавить комментарий