Четверг, 26 мая, 2022
НОВОСТИ > НОВОСТИ МЕДИА > МНЕНИЯ > Министру Путин не указ

Министру Путин не указ

pavВ понедельник в штаб-квартире Общероссийского народного фронта прошёл круглый стол, на который пригласили и меня.

Участников было немного — три десятка человек, но география оказалась довольно обширной — от Владивостока до Нарьян-Мара. А собрали нас всех, чтобы мы помогли, что называется, подшевелить российское правительство, не спешащее выполнять указания президента.

Что велел совсем недавно Владимир Путин? Первое — при оказании прессе государственной поддержки обеспечить приоритет региональных и муниципальных СМИ. Второе — внести предложения о мерах, в том числе по предоставлению дополнительных дотаций, направленных на компенсацию издержек, понесённых печатными СМИ в связи с повышением “Почтой России” тарифов на доставку периодики.

Что сделало правительство? Ничего. Вот и надумало руководство Народного фронта спросить, почему чиновники пропускают мимо ушей, по сути дела, приказы своего главного начальника?

Самое страшное, что благодаря такой “работоспособности” правительства мы уже понесли огромные потери. Мы — это не только редакции газет, но и читатели. В самом начале круглого стола я доложил, что с июля “Красноярский рабочий” лишился 30 процентов подписчиков. “Почта России” задрала стоимость доставки газеты почти вдвое, и для многих красноярцев подписка оказалась неподъёмной. Это ведь не услуги ЖКХ, от оплаты которых отказаться невозможно, даже если они повышаются очень резко.

Министра связи и массовых коммуникаций Николая Никифорова и мой доклад, и доклады моих коллег нисколько, казалось, не смутили. Он прямо заявил, что рассчитывать на господдержку при проведении подписки в нынешних условиях — просто наивно. Денег, мол, в бюджете нет. А подписку на второе полугодие затормозило не правительство, а сами СМИ, которые стали писать о вероятности возвращения дотаций почтовому ведомству. При этом прозвучало слово “спекуляция”. То есть спекулировали мы, газетчики.

И вообще, заявил министр, нужно лучше работать на местах. Например, в Липецкой области и Чечне, несмотря на рост цен, уровень подписки даже повысился, потому как подсуетились местные власти. В Башкортостане для сдерживания стоимости подписки выделили аж 300 миллионов рублей. Привёл он в пример и Архангельскую область, где тоже нет падения тиражей.

Уж не знаю, имел ли на самом деле место героический труд липецких и северокавказских чиновников, но мой северодвинский коллега Вячеслав Белоусов намекнул Никифорову, что данные о сдерживания падения подписки в Архангельске — обыкновенная липа. По словам моего коллеги, наблюдается, напротив, 30-процентный спад. Как и в Красноярске. То есть по всей стране людей всё больше отлучают от прессы.

Два часа общения с министром многому нас научили. Например, тому, что минусы по-прежнему можно легко превращать в плюсы. Николай Никифоров, ровным счётом ничего не сделавший для выполнения указаний президента, чувствует себя вполне уверенным в завтрашнем дне. С него, видимо, за просчёты и не спросится.

Правда, уходил глава ведомства с круглого стола с весьма озабоченным видом. Привык ведь к чему? Прочитал доклад — и услышал аплодисменты. А тут получилось иначе: регионалы подменили аплодисменты захлопыванием откровенной брехни, а вдобавок — привели цифры и факты, подтверждающие, что до благополучия в медиаотрасли — как до Луны пешком.

Кое-что, правда, лично меня удовлетворило на этой встрече. Например, заверение министра о намерении поддерживать именно социально значимые СМИ вместо финансирования, как он выразился, “всего бумажного потока”. Прозвучали мысли и о создании при министерстве экспертного совета по региональной прессе, члены которого помогут провести осенью совещание по проблемам медиаотрасли.

Мы уезжали из Москвы тоже озабоченные. Особых надежд на благоприятный исход встречи никто и до круглого стола не питал, но после него надежд тоже не появилось. На душе — чувство какой-то безнадёги.

Сегодняшние мои заметки не прочитают более двух с половиной тысяч бывших подписчиков “Красноярского рабочего”. Ладно бы их переманили другие издания. Но их, других, почти не осталось. Информационное пространство Красноярского края скукожилось до неприличия, скоро на нём останутся только государственные СМИ, которым власть щедро отваливает на прокорм.

Кстати, озвучил я во время сбора в ОНФ известную уже читателям “Красноярского рабочего” цифру. Одна придворная краевая газета получает в год из бюджета более 70 миллионов рублей. А теперь — цифра другая: на грантовую поддержку всех СМИ России выделено нынче 99 миллионов рублей.

Почувствовали разницу? Увидели свет в конце тоннеля?

* * *

А это официальная точка зрения, изложение доклада министра связи и массовых коммуникаций РФ Николая Никифорова:

«Поручение Президента, данное Минкомсвязи России после Первого Медиафорума независимых региональных и местных СМИ “Правда и справедливость” 24 апреля в Санкт-Петербурге, по сути, состояло из двух блоков.

Первый — обеспечить приоритет региональных и муниципальных печатных СМИ при оказании Роспечатью господдержки социально значимым проектам.

Второе — внести предложения, в том числе, по предоставлению дополнительных дотаций для компенсации издержек, понесенных той же самой категорией СМИ в связи с повышением подписных тарифов «Почтой России».

Символично, что мы собрались обсудить поддержку печатных СМИ в последний день подписной кампании на второе полугодие 2014 года. Подписная кампания проходит впервые в условиях отсутствия серьезных федеральных дотаций.

Хотел бы остановиться на конкретных цифрах, характеризующих ситуацию в целом по стране. Хочу озвучить тезисы доклада нашего министерства, который был направлен 16 мая во исполнение поручения Президента в Правительство и 26 мая — Президенту РФ.

Ежегодно в Роспечать поступает порядка 350–400 заявок от региональных и муниципальных изданий на поддержку социально значимых проектов, реализуемых этими СМИ. Заявки рассматриваются Экспертным советом при Роспечати. В 2013 году было поддержано 299 периодических печатных изданий на сумму 115,9 млн руб., доля региональных и муниципальных СМИ составила 57,6%.

На 2014 год бюджет меньше — 99 млн рублей, доля региональных и муниципальных СМИ — 55%. По итогам поручения президента все оставшиеся средства будут распределены между региональными СМИ. Время для подачи заявок еще есть — они принимаются от издающих организаций до 30 сентября 2014 г.

Что было сделано в части поддержки подписки.

1. Сохранены скидки для федеральных изданий при достижении подписного тиража 220 тыс. экз. и для региональных изданий при достижении подписного тиража 17 500 экз. Скидка составила 17%.

2. Сохранены скидки для всех районных и городских изданий — 25%.

3. Сдержан рост тарифов на подписку в 3–5 тарифных зонах в целях роста подписной цены на издания в среднем не более чем на 25%. Хотя «Почта России» не обязана это делать, в каком-то смысле это идет из кармана почтальонов, которые доставляют прессу.

4. Увеличена скидка для подписчиков, получающих издания в отделении почтовой связи, с 10% до 43% в среднем по стране в зависимости от тарифной зоны.

5. Введены специальные тарифы для юридических лиц, работающих по прямым договорам с почтой (порядка 30% скидка), по тендерным договорам (порядка 40% скидка).

6. Принято решение об увеличении сетевого вознаграждения для операторов и почтальонов, оформляющих подписку.

7. Проведены стимулирующие акции для подписчиков в сельской местности.

Кроме того, обеспечено взаимодействие Почты России с крупными издательскими сообществами — как федеральными, так и региональными.

Проведена серия выездных совещаний руководства Министерства по данному вопросу в Ростовской области, на Урале, в Республике Башкортостан. На них была проанализирована ситуация с подпиской, а также меры, направленные на сохранение рынка печатных СМИ.

В частности, было отмечено следующее.

Во-первых, СМИ в значительной степени сами «затормозили» начало подписной кампании, когда пошел ряд публикаций, что субсидия «Почте России» будет возвращена. Субсидия исчезла не в этом году. Об этом было известно еще в прошлом году. Спекуляции на возвращении субсидий на подписку не соответствуют действительности.

Во-вторых, во многих регионах к проблеме повышения тарифов на подписку не подключились местные власти. В тех регионах, где власти провели работу по информированию населения о ситуации с подпиской и оказали точечную помощь, на их взгляд, социально значимым изданиям, помогли с организацией подписки. Там где местные органы власти и СМИ поработали, все не так плохо.

В качестве примера хотелось бы отметить позитивную роль руководства Республики Башкортостан, по решению которого на поддержку местных печатных СМИ было выделено 300 млн рублей. В результате сокращение подписных тиражей не превысило 10%.

Все это показывает, что там, где региональные власти всерьез озадачены оказанием помощи региональным и муниципальным газетам, драматического снижения подписных тиражей не происходит. Хочу напомнить, что без корректировок федеральных субсидий в прошлом году падение тиражей составило около 10%.

В-третьих. В процессе обсуждения Министерство и «Почта России» не возражали против создания местными газетами альтернативных способов доставки. Мы за конкуренцию. В ряде регионов альтернативные системы доставки появились даже у районных газет.

В-четвертых, у ряда СМИ возникают вопросы к деятельности подписных агентств и к работе Межрегионального агентства подписки (МАП), которое контролирует более 40% общего объема подписки. Партнерами «Почты России» в реализации услуг по подписке являются девять подписных агентств, в каждом отделении связи у нас присутствует минимум три подписных каталога. Со следующего года «Почта России» запустит систему, позволяющую автоматически с помощью информационных технологий каждому издателю выстраивать взаимоотношения «Почтой России» напрямую.

В-пятых. В процессе общения с местной индустрией выяснилось, что редакторы печатных СМИ обеспокоены серьезными ограничениями, которые пришлись на рекламный рынок в 2012—2013 годах. Здесь мы также должны разделять, какое влияние оказывают меры по поддержанию подписки, а какое — другие меры. Ограничения рекламы БАДов, лотерей, алкоголя сократили рекламные сборы на 20–25%.

В-шестых. Практика показывает, что результаты подписки напрямую зависят и от востребованности издания у читателей. Там, где газета интересна и любима, драматического снижения подписки не происходит. А там, где редакции «расслабились» и прекратили ежедневную борьбу за читателя, происходит серьезное падение тиражей.

В итоге, по предварительной оценке, результаты подписной кампании на второе полугодие по сравнению с прошлым годом выглядят так.

Подписка упала на 17–20% (в среднем по стране).

При этом в некоторых регионах наблюдается рост подписки. Например, в Липецкой области — 15%, Чеченской Республике — 8%. На уровне первого полугодия осталась подписка в Архангельске.

Не произошло серьезного снижения и на Дальнем Востоке. Не более чем на 10% подписка упала в Башкортостане.

Таким образом, заявления о том, что подписка сократится в разы, оказались безосновательными.

Справедливости ради стоит сказать, что объем подписных тиражей постоянно снижался и при дотировании подписки государством.

Следовательно, можно констатировать, что причинами снижения подписки являются системные проблемы СМИ, а не повышение стоимости доставки.

В чем сегодня заключаются проблемы, о которых часто говорят и сами средства массовой информации?

1. По оценке медиаиндустрии, количество СМИ сегодня вдвое превышает возможности рынка.

2. Прежде всего, это связано с качеством печатной прессы. Как правило, большое падение тиражей наблюдается, прежде всего, в случае оттока читателя, потери интереса у аудитории к контенту, предлагаемому СМИ.

Исследования, проводимые в регионах, показали, что при этом у таких издателей самый высокий процент возврата тиражей из розничной сети — до 60%–70%. Это важный показатель, на который нужно обратить внимание. И здесь никакие дотации не помогут.

3. Уже давно общепризнанной проблемой стало качество журналистского образования. Изменение к лучшему в системе подготовки кадров необходимо не только для журналистики. С теми же самыми проблемами мы сегодня сталкиваемся в кино, ИТ-отрасли и в других. Детально мы обсуждали это на заседании Общественного Совета Минкомсвязи. Необходимо проводить отраслевые аудиты высших учебных заведений, где готовятся кадры для отраслей.

4. В условиях сокращения государственных дотаций и на падающем рекламном рынке следует подумать о компромиссных вариантах ограничений по размещению рекламы. А то мы не только перестали давать рыбу, но еще и сильно подрезали удочку. И выжить в таких условиях СМИ будет крайне сложно. Чаще всего сегодня поднимается вопрос о рекламе медицинских товаров и услуг. Хотела бы отрасль и определенных налоговых послаблений, но позиция Минфина, связанная с нехваткой федерального бюджета, нам всем хорошо известна.

5. Всем СМИ сегодня надо активно искать модели повышения экономической эффективности и снижения уровня затрат. Два года назад я работал в республике Татарстан, хочу поделиться тем опытом, который реализовали там. В Татарстане был создан республиканский медиахолдинг. Аналогичный опыт имеется у воронежцев. По этому пути собирается идти Башкирия. На Урале сегодня ставят задачу повышения доли собственных доходов у местных СМИ, чтобы снизить их зависимость от финансовой помощи местных властей. Там же изучаются и более эффективные формы их юридического статуса, в частности в форме АНО.

Весь этот опыт можно обобщать и искать выход из той реальности, в которой мы оказались. Нужно проводить общероссийское совещание, которое будет посвящено развитию региональных и муниципальных СМИ. Считаю, что можно провести его осенью. Приглашаю коллег из Общероссийского народного фронта, чтобы совместно искать ответы на вопросы».

Владимир Павловский

Источник: krasrab