Четверг, 13 мая, 2021

Классики

10978-dd796496c0752487ed82af781684919bНа этой уникальной фотографии изображены Владимир Маяковский, Всеволод Мейерхольд, Александр Родченко и Дмитрий Шостакович. Она была сделана в феврале 1929 года.

После триумфальной премьеры своей Первой симфонии молодой Шостакович начал резко набирать популярность. Его приглашали писать музыку для кино и театра. Особое отношение у Шестаковича было к режиссёру Мейерхольду, спектакли которого он регулярно посещал. Шостакович писал: «Мейерхольда считаю гениальнейшим режиссёром, в советском театральном искусстве – фигура грандиозная».

Однажды в квартире композитора раздался звонок: «С Вами говорит Мейерхольд. Я хочу Вас видеть. Если можете, приходите ко мне. Гостиница такая–то, номер такой–то». Всеволод Эмилевич предложил Шостаковичу стать в его театре заведующим музыкальной частью и пианистом, и молодой композитор сразу же согласился.

Влияние Мейерхольда на Шостаковича было огромным: «Под влиянием Мейерхольда я понял, что творчество – это огромный труд, который требует отдачи всего себя».

В начале 1929 года Мейерхольд решает поставить музыкальный спектакль «Клоп» по одноимённой пьесе Маяковского.
Шостакович вспоминал: «Мне казалось, что это неудачное творение Маяковского, но авторитет Мейерхольда, решившего поставить пьесу, был для меня настолько велик, что я не стал выражать своё мнение». Композитор согласился написать музыку к спектаклю. Для художественного оформления первой, «современной», части «Клопа» были приглашены Кукрыниксы. Вторую, «фантастическую», оформлял друг Маяковского Александр Родченко.

Интересен эпизод знакомства Шостаковича с Маяковским. Шостаковича представили поэту как «молодого, подающего надежды автора», и Маяковский величественным жестом протянул ему руку с двумя вытянутыми пальцами. Шостакович, стиснув зубы, подал в ответ один палец. Как рассказывают очевидцы, Маяковский внимательно посмотрел на композитора и сказал: «О, молодой человек, вы, кажется, далеко пойдёте». И подал ему полную ладонь. Позднее, Шостакович вспоминал, что в жизни Маяковский оказался совсем не таким, как на трибуне. «Это был очень мягкий, приятный и внимательный человек. Он любил больше слушать, чем говорить».

После одной из репетиций театральный фотограф и сделал этот снимок.

Премьера состоялась 13 февраля 1929 года, и хотя до закрытия сезона представление шло при полных аншлагах, театральные критики устроили спектаклю разгром. Тучи на над театром Мейерхольда только начинали сгущаться. Но это уже совсем другая история…

С сайта story.d3.ru.