Неброский классический особняк, приютившийся за старинной чугунной оградой в самом начале Никитского бульвара – известный всей журналистской России Центральный «Дом журналиста».

Бывшая усадьба князей Гагариных была построена в конце XVIII века на месте внушительного парка, окружённого в ту пору помпезными дворцами и старо-московскими домами. Во время пожара 1812 года здание почти полностью сгорело и сохранился лишь каменный флигель. Его восстановили в 20-х годах ХIХ века, а владелицей усадьбы стала Анастасия Щербинина, дочь княгини Екатерины Романовны Дашковой. Об этой даме стоит упомянуть особо – первая женщина не императорского происхождения, занявшая высокие государственные посты: директора Санкт-Петербургской Академии наук и председателя Российской Академии; организатор и создатель первого толкового Словаря русского языка; статс-дама русского императорского двора, яркий представитель Российского Просвещения, переводчик-журналист…
Дворец Гагариных на карте Москвы 1805 г.
На одном из балов в 1831 году в Доме впервые вместе присутствовали Александр Сергеевич Пушкин и Наталья Николаевна Гончарова… Из письма Александра Кошелева к князю Владимиру Одоевскому от 21 февраля 1831 года: «Вчера на бале у Щербининой встретил Пушкина. Он очень мне обрадовался. Свадьба его была 18-го, в прошедшую среду. Он познакомил меня с своею женою, и я от неё без ума. Прелесть как хороша».

В 1872 году владельцем здания становится представитель российского купечества — Александр Никифорович Прибылов, один из «ситцевых королей» России. Потомки Прибыловых владели зданием до Октябрьской революции, позже дом национализировали, а бывшим владельцам — Макеевым Александру Семеновичу и Софье Алексеевне – выделили несколько комнат.
Век назад нарком просвещения Анатолий Васильевич Луначарский по просьбе Владимира Маяковского передал здание журналистам и 3 марта 1920 года в бывшей усадьбе Прибыловых разместился Дом печати. Маяковский с первого дня работы Дома и до конца жизни был членом его правления. Тогда газета «Известия» от 3 марта писала: «Сегодня в 7 часов вечера открывается Дом печати. Вступительное слово о задачах дома сделает товарищ П.М. Керженцев». Платон Михайлович Керженцев в то время был руководителем РОСТА (ныне ТАСС). С этого времени и начинается богатая история Дома, полная ярких, незабываемых событий.
В Доме печати выступали московские литераторы, поэты и актёры, давали концерты музыканты; 2 декабря 1921 года Валерий Брюсов представил пьесу «Диктатор», в обсуждении которой участвовали знаменитые в то время московские драматурги и режиссёры. Также, глава русского символизма читал здесь доклад о мистике, иррациональности в жизни и литературе.
Жизнь Дома печати била ключом – проходили литературные диспуты, дискуссии об истоках и судьбах имажинизма, в которых участвовали основатели этого поэтического течения Сергей Есенин, Рюрик Ивнев, Анатолией Мариенгоф и Вадим Шершеневич. 19 февраля 1922 года в Доме печати прошел первый в стране литературный аукцион. Поэты читали стихи и продавали книги, а доход шел в помощь голодающим Поволжья. На афише спектакля и аукциона указывалось, что Владимир Маяковский «по ходу действия сделает сенсационное сообщение» – на мероприятии Маяковский объявил, что никто не покинет Дом печати без его разрешения, а разрешение получат только те, кто пожертвует голодающим.
За три месяца до смерти, Александр Блок в последний раз читал в Доме печати стихи, а 25 сентября 1925 года там состоялось последнее выступление Сергея Есенина. Отсюда же, 31 декабря 1925 г., великий русский Поэт отправился в свой последний путь…

В конце 1920-х годов актрису Рину Зеленую пригласили для участия в организации Театра обозрений при Доме печати. Среди актеров театра числились писатель Валентин Катаев, драматург Владимир Масс, писатель-сатирик Виктор Ардов, юморист Леонид Ленч.
Гостями Дома были известные и популярные в народе политические и общественные деятели, первые Герои Советского Союза, участники челюскинской эпопеи. Здесь давали концерты музыканты – победители международных конкурсов – Лев Оборин, Давид Ойстрах…
Из Дома печати разъезжались журналисты по фронтам Великой Отечественной Войны. Кипела жизнь и в послевоенные годы. Действовал двухлетний лекторий по журналистике для молодых специалистов (с производственной практикой в редакциях московских газет), с групповыми и индивидуальными консультациями по газетным жанрам. Работали секции очеркистов и фельетонистов, репортеров, журналистов-международников.
Журналисты охотно участвовали в самодеятельном сатирическом ансамбле «Верстка и правка», концерты которого проходили при полном аншлаге.
По-видимому, ни один творческий дом столицы не видел столько космонавтов, сколько Домжур – от Юрия Гагарина до Юрия Батурина и Сергея Крикалёва. С 1989 года здание значится как памятник истории и культуры. В 1993-м дом передан Союзу журналистов России в безвозмездное и бессрочное пользование.

Отдавая дань памяти журналистам Отечественной Войны, в 1993 г. в сквере перед зданием установили «памятник фронтовым корреспондентам». На колонне за бронзовой скульптурой, высечены строки из легендарной «Корреспондентской застольной» («Песенка военных корреспондентов») Константина Симонова и композитора Матвея Блантера: «С «лейкой» и блокнотом, а то и с пулемётом сквозь огонь и стужу мы прошли». Авторы памятника — скульптор Лев Кербель и архитектор Евгений Розанов. Установлена и мемориальная доска с именами журналистов, погибших на фронтах «второй мировой».
В 1995 году в Доме журналиста начал работу первый в России «Пресс-центр», который, по сути, стал центром дискуссий о проблемах общественной и политической жизни России. Здесь, к слову, обсуждался «проект закона о СМИ», который принят и действует сегодня. Руководители страны, а также партий и движений считали за честь проводить в «Домжуре» пресс-конференции, устраивать презентации своих проектов. Появились новые формы работы – кинофестивали, творческие выставки художников и фотографов, выступления и концерты выдающихся служителей театра, музыки, литературы.
В юбилейные дни в Белом зале дома Союз журналистов Москвы проводит традиционную встречу женщин-журналистов.
Власти столицы не оставляют жизнь «Центрального Дома журналиста» без должного внимания. Достаточно сказать, что недавно Правительство Москвы выделило основательные средства на капитальный ремонт здания, который начнется в ближайшее время… а потому, накануне векового Юбилея, наш родной «Домжур» уверенно «смотрит» в будущее!
Наум Аранович, фото Автора