Дмитрий Колесов, директор департамента ТВ и контента компании J’son and Partners Consulting, рассказал не только о преимуществах перехода на 4K для всех участников рынка, но и о том, почему это решение еще долгое время останется исключительно имиджевым.
НD-телевещание
По нашему мнению, в ближайшие несколько лет именно HD-каналы останутся одним из главных факторов для роста всего рынка, а также основной причиной для перехода абонентов на цифровое ТВ. Так, например, «Триколор» включил все HD-каналы в пакет «Единый» и объявил об акции, в рамках которой компания будет менять любое старое оборудование на новое, которое поддерживает просмотр телеканалов высокой четкости. «Ростелеком» интенсивно наращивает абонентскую базу IPTV, все используемые приставки которого обеспечивают просмотр HD-каналов. Понятно, что остальные игроки стараются не отставать и также активно развивают именно телевидение высокой четкости.Бурный рост этой технологии продолжится и достигнет максимальной скорости в 2017 году за счет перевода практически всей абонентской базы спутникового ТВ на HD-формат вещания. Затем ускорение в процентах замедлится, т.к. аналоговое кабельное телевидение не может быстро исчезнуть и его пользователи продолжат смотреть «старый добрый SD». На ниже приведен прогноз количества абонентов HD-каналов на период до 2020 года.
Источник: J’son & Partners Consulting
Video on Demand
Видео по запросу — одна из самых востребованных услуг на рынке. По данным J’son & Partners, в 2016 году для сетей платного ТВ доход на пользователя от предоставления услуг VOD/PPV (Video on Demand / Pay per View) составляет в среднем 95 рублей в месяц. Крупнейшие операторы как «наземного», так и спутникого ТВ активно развивают собственные VOD.Видеосервисы «Ростелекома» доступны на мобильных устройствах, ПК, Smart TV и STB. Главное удобство для абонента заключается в том, что оплата просмотренного видео из библиотеки контента производится в рамках общего счета, выставляемого в конце месяца. МТС сосредоточилась на МТС ТВ, «Билайн» предлагает услугу «Видеопрокат» на Smart TV и IPTV-приставках, а Megafon.TV доступен на Smart TV, планшете, смартфоне и ПК.
Средние и малые операторы ищут варианты сотрудничества с онлайн-кинотеатрами. В этом случае задача приобретения контента (самая затратная часть) уже решена. Такой подход позволяет предоставить абоненту востребованный контент из широкой библиотеки, построив сервис по принципу разделения доходов (Revenue Share).
4К-телевещание
В 2015 году «Триколор» начал коммерческое 4К-телевещание. Сейчас его пакет состоит из трех каналов, стоимость которых — 1200 рублей в год. Выгоды от этого события для всех участников рынка очевидны. Производители серверов и сетевого оборудования могут увеличить продажи, т.к. потребности операторов, реализовавших такой сервис, вырастают в разы. Создатели контента могут начать делать фильмы и передачи с еще более высоким качеством картинки и звука. Вендоры получают возможность перейти на технологию, которая позволит массово продать новые телевизоры.Исходя из проведенного нами анализа, сейчас на российском рынке представлено более 400 моделей с поддержкой формата Ultra HD. Более половины из них предлагают две южнокорейские компании: LG и Samsung. Далее с большим отрывом идут Sony, Philips и Panasonic. В последнее время стали появляться и активно рекламироваться модели новых (прежде всего китайских) брендов.
Для UHD-абонента на первый взгляд тоже все отлично: телекартинка и звук становятся сочнее и ярче. Но есть нюансы. По результатам того же анализа моделей Ultra HD-телевизоров, более 85% из них имеют диагональ экрана от 50″ (более 1,3 метра) (см. схему ниже). Для комфортного просмотра изображения такого размера зрителю надо находиться от него на расстоянии не менее двух, а лучше трех диагоналей. Т.е. условный диван в комнате должен стоять в 2,5-4 метрах от стены с 4К-телевизором, а площадь комнаты составлять 20-25 кв. метров. При этом размер средней двухкомнатной квартиры — не менее 60 кв. метров.
И еще один аспект. Стабильно из года в год в структуре жилого фонда растет доля только одного типа жилья — однокомнатных квартир (24,1% в 2015 году против 23,4% в 2009). Средняя общая площадь такого жилья в 2015 году составила в России 35 кв. метров.