Зрители крайне консервативны и пока еще не готовы выбирать, что потреблять: большинство отдает предпочтение пассивному смотрению. Но все-таки будущее медиа — это персонализированный контент, а не «ковровое бомбометание», уверен генеральный директор Ivi.ru Олег Туманов. В интервью он рассказал, как в России продвигается борьба с пиратством, почему попытки регулировать рынок бьют по инвестиционному климату в стране и надо ли делать выбор за зрителя.
Чем больше пиратства, тем меньше готовность платить. Вот лежат перед тобой два одинаковых и нужных тебе продукта. Один — за деньги, другой — бесплатно. Какой ты выберешь? Готов ли ты заплатить, если есть возможность этого не делать? Такая ситуация особенно характерна для веба, где бесплатная альтернатива есть на расстоянии нескольких кликов. На Smart TV среда лучше защищена от пиратов, и у нас появляется возможность продавать контент. Ведь платная модель растет там, где пиратство отсутствует или очень ограничено. На iOS пиратство затруднено, и люди готовы платить. На Android пиратства больше, и там мы видим снижение. А уж в вебе — просто разгул. Smart TV — наша основная зарабатывающая платформа.
Есть попытки на законодательном уровне бороться с пиратами: ограничение доступа к крупнейшим торрентам и так далее. Это движение в правильном направлении. Впервые я действительно вижу конкретные шаги. Но очевидно, что мы только в самом начале большого пути. Механизмы блокировки не отработаны, это очень трудоемкая процедура. А пираты ушлые и уже нашли лазейки, которые сводят на нет все, что было предпринято. В частности, они быстро восстанавливают свои позиции через систему зеркал. Трафик на заблокированном сервисе сначала падает до нуля, а затем поднимается на прежний уровень с зеркальных сайтов. Мы предложили принять закон о зеркалах и надеемся, что раз уж проблему подняли на государственный уровень, то дополнительные инициативы тоже будут приняты. Пиратское видео занимает все первые позиции в поисковой выдаче «Яндекса», хотя все знают, что это нелегальный контент. То же происходит в социальных сетях — мы с вами знаем, в каких. Первый шаг-то сделали, но эффект будет не скоро. Пока просто забрезжил лучик надежды.
Ivi.ru
О конкурентах и нишах
Вместо борьбы с пиратством появляются идеи об урегулировании рынка. Законопроект по ограничению доли иностранного участия в капитале онлайн-кинотеатров, подготовленный МКС (Медиакоммуникационный союз. — Прим. ред.), тому подтверждение. Он позиционируется как защита от условного Netflix, но по существу это будет закон против Ivi. Не знаю — видимо, компания настолько «понравилась» тем, кто лоббировал этот закон.
Можно было бы усмотреть в этом политику или стремление контролировать онлайн-кинотеатры как медиа, но это абсурд. Здесь нет политики. Если бы она была, то под ограничения подпали бы сервисы типа YouTube, где контент загружают пользователи и контроля фактически нет. У Ivi вообще нет политической направленности. Есть коммерческий развлекательный портал, который работает в рамках российского правового поля. Этот закон будет очередным большим ударом по инвестиционному климату, причем не только в нашем сегменте.
Ограничивать доли иностранного влияния исключительно вредно для всех участников рынка. Инвесторы в сложных условиях, в период разгула пиратства, поверили в закон и среду в России, а теперь их заставляют сбросить свои акции. Дальше — больше. Сегодня это коснулось онлайн-видео, а завтра я буду вкладывать деньги в искусственный интеллект и кто-то там обязательно решит, что можно так же легко выпилить в законе лобзиком дырку и забрать то, что нравится. Посыл для инвестиционного рынка просто отвратительный.
Поэтому, когда нас спрашивают, а не угрожают ли иностранные конкуренты нашему бизнесу, это даже смешно. Угроз для бизнеса у нас хватает: что ни день, то угроза, на недостаток не жалуемся, нас держат в тонусе. Но угрозы не те, о которых вы думаете, а те, о которых я уже упомянул. Например, Netflix в России работает уже год. Мы за этот год только выросли — причем даже больше, чем за предыдущий, когда никакого Netflix еще не было. Мы не лоббируем ограничение конкуренции. Это позиция слабого. Зритель должен видеть все, что он хочет видеть, и выбирать из этого лучший продукт и сервис.
Ivi.ru
О рекламе и подписке
Когда мы только начинали, 100% выручки мы получали от рекламы. Но со временем мы поверили в платную модель. Это случилось не сразу, был и период разочарований. Как я уже отметил, с появлением Smart TV ситуация стала меняться. И это, увы, не результат работы законодательства, а результат развития более защищенных от пиратства сред.
Платная модель включает в себя транзакционную и подписочную системы. В первом случае ты разово покупаешь новинку. Во втором — премиальный сервис с доступом к эксклюзивному каталогу голливудских студий: без рекламы, в Full HD, в оригинале, а также с возможностью скачивать любой фильм на устройства. За этот сервис мы и берем деньги.
Доходы от этих двух моделей в 2016 году составят 60% всей выручки Ivi. Я думаю, и у рекламы, и у подписки есть потенциал. Мы ищем правильный микс между разными бизнес-моделями.
Ivi.ru
О телевидении и ковровом бомбометании
Мы хоть и показываем кино, но мы тоже медиа. Ведь «медиа» этимологически — это посредник. Телеканал — это труба, которая доставляет продукт в каждый дом. Мы точно такая же труба, только устроены иначе. И доставляем свой продукт не абстрактному клиентскому сегменту, под который подстроена программная политика, а вам лично. Вы пользуетесь сервисом, когда вам удобно, где удобно и в соответствии с вашими предпочтениями. Если хотите артхаус и политические драмы, у нас всего этого для вас на долгие годы смотрения, и ваш Ivi будет не такой, как у человека из соседнего дома, который хочет легкого и незамысловатого. Таких больше, да. Когда ты выходишь на такие объемы, как 30 миллионов пользователей в месяц, ты так или иначе становишься зеркалом предпочтений российского зрителя.
Идеальные медиа будущего — это одна кнопка: «Смотреть». Вы ее нажимаете, а там точно знают, чего именно вы хотите. Совершенно очевидно, что телевидение будущего будет развиваться в сторону индивидуализации и персонализации контента, и мы уже на этой дорожке. У нас есть пионерный продукт, некий прототип линейного телевидения будущего. Сейчас он работает в тестовом режиме. Там тоже работает простая механика переключения каналов, но разница в том, что все персонализировано. Мы в курсе ваших предпочтений, и, если вы не хотите выбирать и предпочитаете пассивное смотрение, у нас есть для вас решение.
В то же время я убежден, что традиционное телевидение, которое занимается ковровым бомбометанием на большой клиентский сегмент, будет жить еще долгие годы. Во-первых, это мощная махина, у которой есть государственная поддержка и лобби. Да и потом, потребитель по большей части крайне консервативен в отношении паттерна потребления. Кроме того, еще пять-семь лет будет происходить смена технического парка телевизоров. Все изменится, но не быстро. Да, намечается тенденция уменьшения линейного смотрения и сдвиг в сторону on demand, но большинство все еще не готово делать выбор. Паттерн пассивного смотрения будет оставаться востребованным еще долгое время.
Саша Кононенко
Медиа и магазин – это одно и то же. Кнопка «Купить» однажды появится рядом с любым словом или картинкой. Сделать такие выводы вы можете и сами, если возьмете какой-то подтвержденный тренд и попытаетесь усилием мысли его продлить на 20 лет вперед.