Четверг, 20 января, 2022
НОВОСТИ > НОВОСТИ МЕДИА > РАССЛЕДОВАНИЯ > Мастер и бюрократы. Почему знаменитому художнику Феодосии не отдают его мастерскую?

Мастер и бюрократы. Почему знаменитому художнику Феодосии не отдают его мастерскую?

Феодосия — город, который для многих ассоциируется с именем художника Айвазовского — человека, который родился здесь, прославил родной город и очень много сделал для него. Однако Айвазовский не единственный почетный уроженец местной земли. Здесь и сегодня живет художник с мировым именем Степан Малышев, тоже немало сделавший для Феодосии.

article150756МАРШРУТ МАЛЫШЕВА

Вот памятник экипажу броненосца «Потемкин» у здания Феодосийского морпорта. Это работа Малышева. Вот музей скульптора Веры Мухиной на улице Федько, дом 1. Да-да, автор знаменитых «Рабочего и колхозницы», что возвышаются в Москве на ВДНХ, провела детство и юность здесь. Музей на месте дома Мухиных организовал опять же Степан Иванович Малышев.

А рядом с музеем — Детская маринистическая картинная галерея. И это тоже дело рук знаменитого феодосийского художника. Вряд ли где-то еще можно увидеть столько шикарных детских работ, посвященных морю. Художественная школа им. И.К. Айвазовского на улице Десантников, 10 — это тоже детище Малышева. Директором ее, кстати, в свое время признанной одной из лучших художественных школ на Украине, тоже несколько десятков лет был он — с далекого 1965 года.

А еще Степан Иванович — автор барельефов на мемориале Вечного огня, памятных медалей, мемориальных досок. И даже герба Феодосии, который был символом города с 1967 по 2016 год. И был изменен лишь в этом году в связи в тем, что Феодосия стала российской землей.

ДОМ ПРЕТКНОВЕНИЯ

Камнем преткновения для почетного гражданина Феодосии и заслуженного работника культуры Украины Степана Малышева стал покосившийся хлипкий домик в частном секторе города по улице Пономаревой, 5.

— Дом этот выделил мне город по договору аренды еще в 1989 году под мастерскую, — рассказывает Степан Иванович. — И даже еще в те годы документы характеризовали его как здание «ветхое, нежилое». До меня там проживала пенсионерка преклонных лет, которую выселили в срочном порядке из-за опасности обрушения. Ну а мне разрешили устроить там мастерскую с условием, что отремонтирую домик и буду поддерживать его нормальное состояние. Чем я и занимался все эти годы: перекрыл крышу, отремонтировал потолок, заменил прогнивший пол, подвел канализацию и воду, провел электричество. А как иначе, ведь там я писал картины. Там и храню многие из них по сей день.

Разумеется, чем больше оживлял свою мастерскую художник и чем больше «поселялось» в ней картин, тем острее становился вопрос о переходе мастерской в собственность. Власти были не против. Руководство города решило передать мастерскую в собственность художнику. В конце концов, дом ветхий, средств в его реставрацию Малышев вложил немало, а для города сделал гораздо больше. И в основном на общественных началах. И вот, наконец, в 2012 году документ был подписан. Городской совет решил: «Передать безвозмездно по договору дарения в собственность почетному гражданину города Феодосии Малышеву Степану Ивановичу нежилое помещение общей площадью 28,7 кв. м, расположенное по адресу: г. Феодосия, ул. Пономаревой, 5, которое является коммунальной собственностью территориальной громады города Феодосии, для использования в качестве художественной мастерской». Документ подписал лично являвшийся на тот момент главой города А.В. Бартенев.

Казалось бы, хеппи-энд. Но нет. Приняв решение, чиновники отложили его исполнение в долгий ящик. А потом… Власть сменилась. И вместе с ней — обстоятельства.

ЧЕРНОЕ И БЕЛОЕ

Новая метла по-новому метет. Вот так и вышло, что, когда художник отправился со своей уже ставшей хронической проблемой к новому руководству города, ему ответили, что решение Феодосийского городского совета от 2012 года «не может быть исполнено и подлежит отмене как несоответствующее законодательству Российской Федерации». А самому художнику посоветовали… вновь обратиться в администрацию города. Или, проще говоря, начать сначала! Как-то не заметив, впрочем, что художник и так посвятил этой проблеме почти 27 лет! А стране своей — все 70, таков трудовой стаж Степана Ивановича, работать он начал еще десятилетним мальчиком на заводе, за что, кстати, получил медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне»! Зачем пожилого человека гонять по кабинетам?! Ведь решение отдать ему мастерскую уже было принято. Тем более что ходить по этим кабинетам ему уже физически тяжело!

— На днях мне исполнилось 83 года. Болят ноги, плохо слышу. Но хуже того болит душа. И оттого, что мастерская разваливается на глазах. И оттого, что вообще непонятно, что будет с картинами, если ее заберут! — горько вздыхает Степан Иванович. — Девать ведь их некуда! Что с ними будет? Греет только надежда, что ситуация может измениться и власти меня услышат.

И мы очень надеемся, что эта история сложится по иному сценарию. И новая власть, пришедшая на крымскую землю, введет в современную русскую историю новую традицию — ценить и уважать людей. Особенно таких.

Марина Алексеева, фото С. Кочерин

Источник