Камеры для души

Коллега однажды задал такой вопрос, видимо, пресытившись и обалдев от новомодной электроники, которая работает как хочет (или как её однажды запрограммировали), а не как Хозяину надо.

Ответ — абсолютно субъективный, так как очень трудно выделить таковую группу техники.

Главное субъективное — оптика и её рисунок. Каждому «глазу», ви́дению и художественному приёму можно подобрать свою линейку объективов. И только после — озаботиться подбором Камеры.

Оттого любой подобный обзор — субъективен. И ещё: было стремление к максимально сжатой форме минимально пространного содержания.

Именно так нижеописанное и прошу воспринимать.

Отдельно следует рассматривать среднеформатные, малоформатные дальномерные и малоформатные зеркальные камеры.

Все они с экспонометром, некоторые — даже с автоматикой затвора или программным автоматом. Многие могут соединяться с блоком моторной протяжки, но не всегда это необходимо. Многие могут работать со вспышками по системе TTL (указаны в списке только простые в работе) — с внутрикамерным заобъективным замером.

Легенда:

  • Механика — работает без батарей; в случае наличия внутренней электроники — для неё нужны батареи (долговременные литиевые или серебряно-цинковые «пуговички»);
  • Гибридная механика работает механически на коротких скоростях и имеет электронный замедлитель на длинных выдержках;
  • Электромеханика — работает от батарей, но имеет одну-две механические выдержки;
  • Полное управление — программный автомат, автоматы приоритетов выдержки и диафрагмы + ручной режим с подтверждением правильности параметров;
  • Автоматика затвора — автомат с приоритетом диафрагмы — выдержка подбирается автоматикой;
  • Автоматика диафрагмы — автомат с приоритетом затвора — диафрагма подбирается автоматикой;
  • Мотор — протягивающее плёнку и взводящее затвор устройство, дающее возможность съёмки до 5—6 к/с, самые серьёзные — с моторной обратной перемоткой; удобен в хвате благодаря встроенной (как правило) рукоятке управления; обычно тяжёлый из-за мощных батарей;
  • Вайндер (иногда называют виндером) — протягивающее плёнку и взводящее затвор устройство, дающее возможность съёмки до 2,5 к/с; как правило, очень простые и лёгкие, без моторной обратной перемотки, не имеют управляющих рукояток и оснащены относительно слабым питанием, а в результате имеют меньшие размеры.

1.

1.1. Canon ручного фокуса

Оптика: FD-байонет, М42 ставится через переходник. Много сравнительно дешёвой и качественной аппаратуры в комиссионных. Профессиональные объективы теперь стали так же доступны, как и хорошие любительские.

FL-объективы не имеют передачи значения диафрагмы между камерой и объективом, потому автомат с приоритетом выдержки с ними не работает. Вариантов более совершенных объективов FD/FD-N — несколько, в зависимости от просветления и исполнения.

Качество оптики — на уровне никоновской, минольтовской и пентаксовской того же времени. То есть в массе — много лучше, аккуратнее и механически надёжнее современной…

Canon FTb n QL — механика с упрощённой зарядкой, единственная простая «механика». Откровением не является, но приятен и надёжен.

Canon А1 — электромеханика профессиональная, полное управление (лучше докупить мотор), TTL. Репортёрский профессиональный аппарат, умеет всё и во всех условиях. Осваивается за 10 секунд.

Canon AE1 Program — электромеханика любительская, программный автомат, можно докупить вайндер, TTL. Сначала он был без «Program», обе модификации послужили источником неизмеримого числа копий. Прекрасный «туристический» аппарат.

Canon F-1 — механика профессиональная, сменные замерные видоискатели — разные, редкие. Может быть рекомендована только для работы в тяжёлых условиях. В хорошем состоянии встречается крайне редко.

Canon F-1n AE — механика гибридная, сменные видоискатели (дорого, но того стоит: AE-призма, спортивный, шахта), полное управление (при видоискателе АЕ), сменные фокусировочные экраны определяют тип замера (единственная «засада»), рекомендуется вайндер или мотор, TTL. Разорительно! Только лучше F-первых практически ничего нет… Есть равные им, но лучше уже и не будет.

1.2. Nikon

Оптика: байонет Nikon F существует в нескольких совместимых вариантах. Объективы типов Q, A и Е не передают (механически) в камеру информации об установленной диафрагме и диапазоне диафрагменных значений, что усложняет жизнь автоматике. Объективы AI-типа не имеют передачи значения диафрагм между камерой и объективом, потому автомат с приоритетом выдержки с ними не работает. Объективы AI-s и AF-D механически передают все данные камере. P и AF-объективы имеют также электронную связь (и управление) с камерой. Большинство из них для обеспечения скорости фокусировки оснащены короткими ходами фокусировочного кольца, что усложняет ручную наводку на резкость. D-варианты передают информацию о расстоянии фокусировки (важную для экспозиционной электроники камеры и вспышки). Продвинутые функции объективов с ультразвуковой автофокусировкой AF-S и оптической стабилизацией VR на механике потеряют свои уникальные возможности.

Варианты G и DX не могут работать на механике иначе как на полностью открытой диафрагме, так как она управляется уже электроникой камеры.
Объективы М42 устанавливаются через переходник, но из-за большего рабочего отрезка (толщина адаптера!) «теряют» бесконечность. Переходник с оптическим диоптрийным компенсатором (а качество последней линзы определяет уровень всей оптической системы!) решает проблему, но ещё лучше индивидуальный доработанный фиксированный адаптер. Смысл в мучениях с установкой M42-оптики есть только в случае обладания одной из «жемчужин» с уникальными характеристиками — патриотизму тут места нет.
Много относительно дешёвой и качественной аппаратуры в комиссионных. Объективы AI-s производятся и сейчас, практически индивидуально, очень дороги из-за высокой сложности и точности механики.

Nikon F2 (а, аs) — механика профессиональная, сменные видоискатели с замером — разные (http://mir.com.my/rb/photography/hardwares/classics/nikonf2/prisms/index.htm), лучше — F2as, F2a, F2s. Самый желанный — F2 Titan. Имеет колоссальную, но громоздкую систему. Любителю практически не нужна, рекомендуется для работы в тяжёлых условиях.
Вершина конструирования механической фотокамеры, отремонтируется во все времена и будет работать так же хорошо, как в первый день. Металлический корпус со сменными видоискателями (100% отображение кадра!) и титановым затвором.

Nikon F3HP/P/Limited/T — электромеханика профессиональная, автоматика затвора, сменные видоискатели, отличный набор принадлежностей. Мотор MD-4 слишком тяжёл и «гремуч», потому — неэффективен; полезна дополнительная улучшающая хват рукоятка PhotoEquip и шахта. Автоматика TTL со вспышкой есть, но требует дорогого и редкого адаптера AS-17, делающего камеру неумеренно громоздкой.
Вершина электро-механического фотоаппаратостроения.

Nikkormat (Европа-Америка)/ Nikomat (Япония) FТ3 — механика профессиональная из времён «до Nikon FM», крупнее и надёжнее. Из принадлежностей полезна только дополнительная улучшающая хват рукоятка.

Появление майтаниевских Olympus OM вызвало бум миниатюризации в фотоаппаратостроении. Самыми надёжными остаются камеры, предшествовавшие «уменьшению». В FT-3 были опробованы системы AI-s связи, применённые позже в F3. Затвор был металлическим ламельным вертикального хода.

Nikon FG — электромеханика любительская, программный автомат, лучше докупить мотор MD-E, TTL.

Умно-комфортный любительский аппарат, по классификации соответствует Canon AE-1/Minolta XD-7/Pentax super A.

Nikon FА — электромеханика профессиональная, полное управление, лучше докупить мотор MD-15, TTL, синхронизация на 1/250 с.
Про-камера «второго плана», репортажная, первая с многозонным замером и «памятью предков», обогнала своё время…

Nikon FЕ2 — электромеханика профессиональная, программный автомат, лучше докупить мотор MD-12, TTL, синхронизация на 1/250 с.

Nikon FМ3а — механика профессиональная, автоматика затвора, программный автомат, лучше докупить мотор MD-12, TTL, синхронизация на 1/250 с. Аппарат современный, дорогой.

Наследники «уменьшенного» FM, в обоих встроен TTL-экспонометр для работы со вспышкой. Чем ближе к современности — тем ниже надёжность затвора… Отлично работает с мотором Yoshida N1200a (на 4 батареях AA).

Для моторов F3/FA/FE2/FM3a лучше докупить AR3 — спусковую кнопку для работы в портретном/вертикальном положении: переходник между электроникой мотора и механическим спусковым тросиком.

1.3 Pentax

Оптика: К-байонет, М42 через переходник. Много сравнительно дешёвой и качественной аппаратуры в комиссионках. Современные AF-объективы механически передают все данные камере, но большинство из них для обеспечения скорости фокусировки имеют короткий ход фокусировочного кольца, что усложняет ручную наводку на резкость. 10 современных AF-объективов — уникальны, механические А-объективы производились до последнего времени, практически индивидуально; они очень дороги из-за высокой сложности и точности механики. Варианты J и DA не могут работать на механике иначе как на открытой диафрагме, так как она управляется электроникой камеры.

Pentax К2 D MD — электромеханика профессиональная, автоматика затвора (с титановыми ламелями), вариант К2 — не хуже, но редкий D MD — надёжнее; в нормальном состоянии, да что там, даже в минимально-приличном — не найти…

Pentax КX — механика профессиональная со шторным затвором; не уменьшенный — солидный. (При поиске не путать с цифровой зеркалкой Pentax K-x!)

Pentax MX — механика профессиональная со шторным затвором, аппарат более нежный, ибо миниатюризованый. Очень радует!

Pentax Super А/Program А — электромеханика любительская, полное управление, лучше докупить мотор МЕ-II, TTL.

Pentax LX — механика гибридная, «вершинная», сменные 100%-е видоискатели (дорого, но того стоит — после тонкого индивидуального подбора), полное управление, лучше докупить вайндер. Автоматика TTL (уникальный IDM-SPD-замер от внешней поверхности затвора) со вспышкой есть, но требует редкого адаптера. Трудно отыскать рабочий, требуется дорогая, объёмная профилактика.

В компанию к Pentax’ам следует добавить как минимум одну камеру извне.

Ricoh XR-P — электромеханика профессиональная, полное управление, лучше докупить компактный вайндер с рукояткой, TTL. Отличная машина с байонетом К в версии Ricoh: с незначительными отличиями, не нарушающими совместимость. Камера оснащена таймер-интервалометром — и до трёх кнопок спуска. Оптику Ricoh на Pentax не ставить!!! Объективы Pentax на Ricoh — пожалуйста, но автомат диафрагмы несовместим. У самого Ricoh объективов XR Auto — 3 шт.

2.

Не могу не упомянуть ещё три варианта, требующие кропотливой возни.

2.1. Olympus

Olympus OM 1n, OM 2 spot/program, OM 3Ti, OM 4Ti — недавно (2000 год) снятое с производства уникально-качественное семейство техники. Ведущий инженер-конструктор Маитани сам был отличным фотохудожником. Делал как для себя. Редко встречаются механические первенцы линейки — M-1/ОМ 1 (не рекомендую!) и ОМ 1n, а механические OM 2 spot/program, OM 3Ti и электромеханический OM 4Ti (не титановые хороши, но не настолько, чтобы ради них надрываться) — ещё реже.

OM 2 spot/program отличается от модели без spot/program титановым шторным затвором (как у моделей 3 и 4) и профессиональной надёжностью.

Модели OM 3 и 4 уникальны насыщенностью точными экспонометрическими функциями. Именно миниатюризация этих камер привела к созданию современных аппаратов.

Главное же — оптика, сравнимая по классу только с Leica M. Встречается в комиссионках крайне редко: в здравом уме никто не продаёт. Купив, надо собирать систему до конца. TTL с высокоскоростной синхронизацией. Сервиса и знатоков конструкции — нет. Разорительно!

2.2. Leica

Leicaflex SL2 — самый совершенный из собственно Лейкой разработанных зеркальных аппаратов. Новый стоит около 1,5 тысяч долларов, в комиссионках битый встречается за 250$. Требует замены пластмассового фокусировочного экрана на современный (Beattie) в сервисном центре.
Главное, из-за чего стоит пускаться в эту авантюру — оптика Leica R несравненного качества. Новая дорога (совсем), но в комиссионках и на аукционах встречается за приемлемые деньги. Вариант SL2mot с возможностью подсоединения мотора нежелателен. Вся продукция Leica всегда может быть восстановлена и отрегулирована на Leica-сервисе в Германии!

2.3. M42

Третий вариант: достойные особого внимания зеркалки с 42-мм посадочной резьбой оптики. К ним возможно (не без известного труда) подобрать и классические и современные объективы (как зарубежные, так и советско-российского производства) с завидными характеристиками. Общий выбор оптики колоссален.

2.3.1. Asahi Pentax Spotmatic F — аппарат механический, с точечным замером экспозиции и М42 креплением оптики. Продукция Asahi Pentax может быть отрегулирована на Pentax-сервисе.

2.3.2. Mamiya 1000 TL/DTL, 2000DTL — аппарат механический, с точечным и центровзвешенным замерами экспозиции и М42 креплением оптики. Синхронизация на 1/125 с. Лучший вариант DTL-2000 — крайне редок. Сервиса и знатоков конструкции — нет.

2.3.3. Ricoh TLS-401 — уникален двойным видоискателем, второй из которых направлен из пентапризмы вверх и работает как лупа/шахта. Аппарат механический, с точечным и центровзвешенным замерами экспозиции и М42 креплением оптики. Синхронизация на 1/125 с. Управление камерой было скопировано конструкторами зеркальных малоформатных Киевов.

2.3.4. Voigtlander Bessamatic TM — современная реплика-«попурри» на тему упрощённых Cosina, копировавших решения Nikon F и Nikomat FT, но с резьбой М42. Замер центровзвешенный, со вспышкой замера нет. Может взводиться и от «ручного мотора» типа Leicavit. Построен на базе дальномерных камер (ниже), грубоват.

2.3.5 Pentacon Super — потрясающая системная германская камера 1968 года, обогнавшая время. Уровень профессионального Nikon F. Объективы M42 с прыгающей диафрагмой (подходят советские и ГДРовские); с механическим шторно-щелевым металлическим затвором (1/2000—10 с и В), со сменной меряющей пентапризмой, снабжённой ADR. Машина сверхнадёжная, тяжёлая и ремонтопригодная. Работал в открытом космосе в руках у космонавта Шаталова.
Найти рабочую почти нереально: выпущено было менее 4500 экземпляров. Неудобство — редкое ртутное питание «призмы». Предшественниками были великолепные по простоте Contax-ы D/F/FM/FB/FBM (и таковые же, только «экспортным» именем отличающиеся Pentacon’ы) — но надёжность их к сегодняшнему дню далека от желаемой.

3.

3.1. Малоформатные дальномерные камеры

— классика фотографии. Особо важно в них то, что работают камеры практически бесшумно, оптика очень маленькая, внешность — зачастую невзрачна… Такие камеры просто не заметят. Тем более что в темноте, исключающей работу зеркалкой, дальномерки наводятся достаточно стабильно. Поскольку всё началось с Leica, то о ней в первых строках.

Leica IIIa/Leica IIIf — камера-предшественник, Leica IIb, стала основой для начала выпуска малоформатных компактных и доступных дальномерных аппаратов по всему миру. Технологичность, простота и удобство оказались первоочередными факторами. А дальше сыграли свою роль надёжность, Оптика М39 (вот так, с большой буквы О) и системные принадлежности. Наивысшей ступенью развития Leica IIb стала модель IIIa или «Аннушка». У ФЭДа была такая же модель, она называлась IIc или «командирский ФЭД». Отличие — в диапазоне выдержек затвора от 1/1000 с до 1 с. Видоискатель и дальномер — два разных окошка, отстоящие друг от друга на 1,5—2 см. Ещё более совершенна модель IIIf (стоимость ~ 800 долларов), имевшая бо́льшую надёжность и улучшенную систему синхронизации со вспышками разных типов. И видоискатель с дальномером — сближенные. Компактный корпус, надёжная механика, много разной (не скажу, что доступно всё, но многое) оптики.

Leica IIIg — высшая точка в разработке дальномерок с резьбой М39. Именно на ней появился современный видоискатель с подсвечиваемыми рамками под несколько объективов и сопряжённый с дальномером. В рейтинге «удобных» видоискателей он — на втором месте. К камере идеально подходит «ручной мотор» Leicavit. Даже сейчас эта камера конца 1930-х стоит более полутора тысяч долларов. А её наследник Зоркий-4 — 10 долларов.

Leica M3ss — лучшая механическая камера со светлым видоискателем (первый в рейтинге) под объективы байонета М. М39 можно использовать через переходники. SS — single stroke: взвод затвора и протяжка плёнки одним движением. Даже в подержанном состоянии — очень дорога. Нераспакованная камера в коробке с заводским шпагатом стоит под 40 тысяч долларов…

Leica M6TTL/Leica M7 — современные камеры. М6TTL — продукт длительной эволюции, механика с TTL-замером и таковым же контролем мощности импульса вспышки, выпускалась до недавних пор в трёх вариантах — с разными рамками в видоискателе. М7 — её электромеханическое продолжение. Остались две механические выдержки, но отработка остальных контролируется электроникой. Затвор с автоматом по приоритету диафрагмы работает тише и точнее. TTL сохранилась полностью как у М6TTL. М39 можно использовать через переходники. Протяжка плёнки либо электрическим мотором М, либо — «ручным мотором» Leicavit.

Leica CL/Leitz Minolta CL и Minolta CLE — попытка создания компактной и дешёвой дальномерной камеры, которая привела к интересным результатам. Изначально совместно созданная Leic’ой и Minolt’ой камера была механической с ручным управлением и TTL-замером экспозици; датчик поднимался в центр кадра на особом рычаге. Эта Leica CL очень надёжна, точна и прочна, выпускалась в Германии на заводе Leitz. А Leitz Minolta CL выпускалась в Японии Minolt’ой.
Позже у Minolt’ы появилась идея электромеханической М-байонетной камеры CLE с TTL-замером/контролем мощности импульса вспышки. При этом была использована элементная база зеркальных полупрофессиональных камер Minolta — электронный затвор, сенсорный спуск, система TTL-управления вспышками и т.п. Очень удобно!

В данной троице важно то, что продукция Leica всегда может быть настроена или восстановлена в Leica-сервисе. В отличие от продукции Minolta.

Идеи Leica копировали все производители. Canon как таковой начался с выпуска вышеупомянутой Leica IIb. В конце 1950-х годов Canon выпустил лучший дальномерный малоформатный аппарат своей линейки:

Canon 7sz — немаленький механический аппарат со встроенным двухдиапазонным экспонометром, с переключаемыми рамками под несколько объективов, с двойным креплением объективов — резьбовым М39 внутри и байонетом под тяжёлую оптику снаружи (такой, наружный, байонет появился на всей линии зеркалок с оптикой FL/FD). Дополнительная буковка «z» в названии означает наличие крупной, удобной головки обратной перемотки (это — первое внешнее отличие; второе — перенесённое заглушённое отверстие юстировки дальномера улучшенной конструкции).

А до «семёрки» на коне были модели Р (popular) и Т (technic), из Т-моделей наиболее совершенны «шестые»; самый интересный вариант Canon VI-T с рычажным взводом откидным курком на нижней панели камеры или взводно-перемоточной головкой. Вариант VI-L имел только взвод курком, стандартный для плёночных зеркалок.

Yasuhara T981/Phenix JG50 — камера-реплика, современное японское прочтение Leica M3. Резьбовая (М39) механика с TTL-замером. Крайне редка: Син Ясухара произвёл четыре тысячи штук и передал производство известному китайскому заводу Чайка (Seagull) в Шанхае (модель JG50); они выпустили ещё 8 тыс. шт. — и всё.

Voigtländer (Cosina) Bessa и Zeiss Ikon (ZM) — историческая параллель с Olympus’ом: руководитель компании Хирофуми Кобаяси сам является художником-фотографом, ценителем-коллекционером и инженером. Потому купил славное имя окончательно развалившейся в 1970-х г. ХХ века германской компании и возродил линию дальномерных камер и оптики (уникальные характеристики!) с несколькими вариантами байонетов. Разработана и отличная система принадлежностей, включающая «ручной мотор» типа Leicavit.

Voigtländer Bessa T — вариант наиболее простой резьбовой Bessa L (без дальномера вообще) с несопряжённым (раздельно от видоискателя) длиннобазным (38 мм) дальномером (очень хорош для длиннофокусных объективов) и с байонетом Leica M. Наиболее удобен для работы с широкоугольной (до 120 градусов) дальномерной оптикой, требующей внешних видоискателей. Затвор ламельный вертикальный двойной (! — один перед другим) — для увеличения надёжности. Центровзвешенная TTL-экспонометрия со светодиодной индикацией.

Voigtländer Bessa R2 — вариант ранее выпущенной резьбовой Bessa R (неудачный блок видоискателя и дальномера) с байонетным креплением оптики Leica M. Но была пара специальных моделей с креплениями под объективы Contax (Bessa R2с) и Nikon S (Bessa R2s) — они и сделаны покрепче (касается и дальномера), а Voigtländer к ним выпускает семь объективов SС/S.

Voigtländer Bessa R4 — механическая, и Bessa R4a — c электронным затвором: наиболее совершенные дальномерки Voigtländer от Кобаяси. С дальномером и затвором у них всё в порядке, а видоискатель — завидный, широкоугольный: с рамками 21/35, 28, 25/50.

К Bessa’м Voigtländer выпускает 14 объективов Voigtländer L (резьбовые 39 мм) и VM (Voigtländer с байонетом Leica M).

Топ-модель этого «оазиса Кобаяси» — дальномерный Zeiss Ikon. Уникальная камера уже потому, что на аппарате с именем материнской для Contax компании использован лейковский байонет — и он назван ZM-mount. Длиннобазный (75 мм!) дальномер, новый видоискатель с подсвеченными рамками (35, 50, 28/85), надёжный и точный электронный затвор и продуманная система принадлежностей — и к этому 11 объективов с байонетом ZM, в которых повторены классические цейсовские оптические схемы (пара из них — 15 и 85 мм — производятся в Германии). Вся VM и ZM оптика, естественно, взаимозаменяема с М-объективами под Лейки.

Разорительно, хотя и не столь дорого — остановиться трудно. И ремонтировать — за рубежами. Ко всем М39 и М-байонетным камерам подходят принадлежности системы Leica и Voigtländer (Cosina) Bessa, как старые, так и новые. 100%-й совместимости не ждите, но возможности расширяются неимоверно. Чего только стоит зеркальная приставка семейства Visoflex, превращающая дальномерку… в зеркалку со сменной оптикой, или «мускульный мотор» типа Leicavit!

Nikon S3 — наследник линии дальномерных камер Contax (их же советские копии назывались Киев, a лучшим был Киев IIIa). Профессиональная камера дозеркальной эпохи (на её базе был создан Nikon F, возрождённая к 2000 году для удовлетворения потребностей художников и коллекционеров. В 2001—2003 г. ограниченной партией «переиздавался» и лучший профессиональный дальномерный Nikon SP с великолепным мультивидоискателем (с ним мог сравниться только видоискатель отечественного Ленинграда). В обоих случаях Nikon не собирался изначально изготавливать более одной-трёх тысяч камер, а реальный выпуск зашкалил за 5—8, и тем не менее спрос оставался сверхвысоким. Очень дорого — от 3,5 до 14 тысяч долларов, сложно найти оптику с креплением Nikon S, хотя Cosinа производит неплохой набор оптики и переходников.

Hasselblad Xpan II — шведское имя дальномерной электронной камеры Fujifilm TX-1, очень дорогая сменная оптика со своим байонетом, фактически объективы (совместная разработка и производство Fuji+Zeiss) — среднеформатные. Поэтому рисуют кадры 24х58 и 24х36 на одной и той же 35-мм плёнке: электронное управление продвижением фильма и управление каширующими створками позволяет снимать кадры разного размера вразнобой. Колоссальное количество профессиональных средств управления фотосъёмкой. Незаменимое орудие труда пейзажиста, но для серьёзной работы одного объектива не хватит. Дорого.

3.2 — Миниатюрные AF компакты

— то, что носят в кармане профессионалы в качестве «записной книжки» фотографа и ценители в качестве бриллианта, который всегда с собой. Зум-объектива, как правило, не имеет, но качество оптики, возможности, точность и надёжность — максимальные. Именно в таких моделях рабочий отрезок (от задней линзы до плёнки) сводится к возможному минимуму, а качество изображения приводится к максимуму. Единая проблема — перетирание со временем шлейфа электронного управления убирающегося в корпус объектива.

Leica CM (обновлённый Minilux) — стандартный светосильный резкий объектив и полное управление параметрами съёмки с индикацией в видоискателе. TTL-управление внешними вспышками. Титановый корпус. Экономична и ремонтабельна. Дорого.

Nikon 28Ti — ныне не выпускается, потому крайне дорог. Полное фотоуправление, пользовательские функции и т.п., уникальный стрелочный дисплей на верхней крышке, индикация параметров в видоискателе. Титановый корпус. Nikon 35Ti — то же самое, но с объективом 35 мм.

Ricoh GR1s и GR21 — субкомпактная модель, самое толстое место — кассетный отсек. Толщина литого алюминиевого корпуса — в один палец. Объектив GR1s 28/2,8 по характеристикам не уступает лучшим образцам Zeiss, а в модели GR21 — с малодисторсирующим объективом 21/3,5 — даже превосходит. Полное фотоуправление, индикация параметров и точки фокусировки в видоискателе. GR1s предпочтительнее GR1v из-за лучшей батареи и комплектуется блендой в отличие от GR1.

Minolta TC1 — субкомпактная модель (средняя пачка сигарет) в титановом корпусе с объективом 28/3,5 и полным фотоуправлением, индикация параметров в видоискателе. Уникальное качество достигается не только объективом, но и его диафрагмой (диафрагмами) — не ирисовой, а круглой просечной «вкладной», как у объективов форматных камер начала ХХ века.

Contax T2/T3 — субкомпактная модель в титановом корпусе, Zeiss-объектив высочайшего качества, всё может и делает. Надёжен. Редкий случай, когда новый лучше прежнего!

Contax T-vs/T-vs II — двукратный зум с максимальным качеством есть главное отличие этих аппаратов, в остальном подчиняющихся общим канонам вышеописанной группы. Титановый корпус, управление, возможности, качество… Размером чуть больше остальных, но того стоили. Были заменены менее совершенной моделью Tvs III.

Rollei 35AF-M — это переименованный по специальному заказу господина Tosh Komamura, хозяина корпорации Комамура и марки Хорсман, дистрибьютора Rolleiflex и прочих «немцев» по всей Азии, аппарат Fujifilm Klasse S. Алюминиевый аппарат с автофокусным 39/2.8 с автоматом затвора, P-автоматом и коррекцией экспозиции. Для себя Fujifilm выпускает ещё и Fujifilm Klasse W — с 28/2.8, чёрного цвета. «Мыльница» Fujifilm Natura S с объективом 24/1,9 — тоже тот ещё фрукт.

Говоря о классических камерах для души, истинных «имиджинговых» аппаратах — не для пускания «пыли в глаза», а для отдыха глазами и душой от дел праведных, надобно вспомнить о репортажных аппаратах 30-х — 50-х г. ХХ века, когда средний формат был любительским (отечественный «Любитель» — помните? — он из Voigtländer Brilliant «получился»), а профи работали на листовые фотоплёнки 9х12 см и более…

3.3 — Среднеформатные TLR (двухобъективные)

Сегодня это камеры для вовсе больных фанатов с «давно отъехавшей крышей». Но полное отсутствие вибраций и звука при съёмке, высочайшее качество оптики и классика… Собирая систему, некоторые отказываются от сменного системного объектива в пользу TLR — и выигрывают и в качестве, и в стоимости. Комфорт классической портретной, скрытой, городской съёмок «двуглазиком» — непередаваем!

Rolleiflex 2,8F/2,8GX/4,0FW — в F-модели портретные 80-мм объективы были и цейсовские, и шнайдеровские (первые лучше) с максимальной светосилой 2,8 и 3,5 (первые лучше). Был встроен стрелочный селеновый экспонометр, видоискатели — сменные, причём в стандартной шахте было, фактически, четыре видоискателя… Выпускалось огромное количество принадлежностей: от байонетных светофильтров, экстендеров и бленд до дальномера, спорт-видоискателя и вкладышей под малоформатную и листовую фотоплёнки. Затвор — от 1/500 с. Последний перед банкротством вариант назывался «White Face», он был наиболее совершенен, принимал рольфильмы 120 и 220 типов, имел матово-белую насадку экспонометра. Такая модель сегодня стоит на аукционах от 850 до 2000 долларов. После банкротства эта же модель была «довыпущена» в золоте малым тиражом…

В конце ХХ века концерн Schneider возродил марку и стал выпускать переработанную модель 2,8GX (1987) с TTL-замером (и по вспышке тоже), но в ней уже «меньше металла», хотя объектив Planar так же хорош, как и в 2,8F. В 2002 г. у вновь самостоятельного Rollei появилась реплика широкоугольного 50/4 варианта, выпускавшегося в середине ХХ века малой серией (тогда был и теле-вариант). 4,0FW оснащён значительно улучшенным объективом Super-Angulon HFT, а в остальном подобен 2,8GХ. Позже — появился длиннофокусный вариант Rolleiflex 4.0FT (135/4.0) от Franke & Heidecke GmbH — Feinmechanik & Optik. И затвор остался механическим. Тиснёная кожа, хром, принадлежности — живая классика. Удобная и функциональная. Современные камеры не хуже, а даже лучше классических аппаратов, что удивительно! От 2,5 до 5,5 тысяч долларов. В каком банке лучше держать деньги?

Zeiss Ikoflex III — в 30-х — 40-х г. ХХ века у Rolleiflex был грозный конкурент на рынке TLR — Zeiss. Но его модели уступали в качестве механики, эргономике, принадлежностях. Однако про одну модель такого не скажешь: Zeiss Ikoflex III был дорог и в разработке, и в производстве, и в продаже. Объектив Tessar 80/2.8 с затвором Compur-Rapid: 1/400 с кратчайшей выдержки. Выпускался малым тиражом в течение 1939—1940 года. Внешнее отличие модели 853/16 — в громадной посеребрённой линзе «альбадовского» спортивного видоискателя, встроенного в шахту. Сегодня можно встретить по цене от 200 до 800 долларов.

Yashica Mat, 635 и 124G — популярная, массовая модель очень хорошего качества. Поскольку мечта умирать не должна, то многие фотографы-ценители не покупают Rolleiflex даже при возможности, заменяя его менее сложной моделью. По сути, эти камеры — римейки модели Rolleiflex D с широким набором принадлежностей, высоким качеством и надёжностью. 635 мог снимать и на 120, и на 135 плёнки, а великолепный 124G имел встроенный стрелочный экспонометр и был наиболее совершенен. Стоимость рабочих экземпляров начинается от 150 долларов.

Seagull 4A-109 — как и Yashica Mat 124G, это римейк модели Rolleiflex D, только современный и более качественный. Затвор с кратчайшей выдержкой 1/500 с и просветлённый объектив 75/3,5. Умеренная цена — от 150 до 250 долларов. Дёшево и сердито при весьма серьёзном качестве изображения и изготовления — шанхайский завод, однако.

3.4 — Среднеформатные складные (folding)

— появившаяся в 2008 году новая складная камера Fujifilm GF670/Voigtländer Bessa-III с форматом кадра 6×6 или 6×7 cм на плёнке тип 120 или 220 является доказательством не гаснущего интереса к подобной аппаратуре. Качество результата в нынешних условиях ограничивается только возможностями… цифрового сканера.

Подход к неновой подобной технике должен быть крайне требовательным: состояние меха, дальномера, затвора и рычагов сложения/выдвижения объектива весьма зависят от времени. Умельцы-то есть… Наиболее совершенные образцы середины прошлого века имели совмещённый дальномер, апо-оптику и синхрозатвор с 1/500. Наиболее оправданным считаю формат 6х9, но завидна и компактность камер 6х6/6х7.

В группу входят Voigtländer Bessa-II, Zeiss Ikon Mess Ikonta 524/2, Zeiss Super Ikonta 533/16 и Zeiss Super Ikonta IV 534/16, Balda Super Baldax и Balda Super Pontura, Agfa Super Isolette и Agfa Record III, Ensign Autorange 820. Сюда же отнесу более современные Plaubel Makina W67 и Plaubel Makina 670 (развитие клапп-камер!), Fujifilm GS/GA 645* и «жёсткие» дальномерные GW/GSW 670/680/690 III («техасская лейка»). Ну, и монструозный, «поляроидного поля ягода» — Littmann L45 single VI (9х12/4″х5″).

А из отечественных — советский цейсовско-фойхтлендеровский гибрид: Москва 4.2 или «4 в 5-м корпусе», и никакой другой!

… Я заставлю себя не описывать далее подробно классические дальномерные и SLR-среднеформатные фотокамеры — это уже совсем профессиональная ниша, граница которой размыта, и я рисковал бы зайти слишком глубоко в описание профессиональных систем Hasselblad, Fujifilm, Noblex, Mamiya, Koni-Omega, Bronica, Hartblei, Rolleiflex… Так и до Cambo-Alpa-Sinar-Horseman-Lotus-Toyo-Linhof дойти можно, а там любое лечение бессильно.

Источник: raccordgroup

Один комментарий к “Камеры для души

Обсуждение закрыто.