Об этом шла речь на пресс-конференции в Союзе журналистов Москвы.
Найти работу в наше время – большая проблема. Особенно – молодым людям. Трудовая неустроенность вызывает тревогу в государственных структурах, бизнес-сообществе, но, пожалуй, больше всего – у всех мужчин и женщин, пытающихся обеспечить свои семьи средствами к существованию. Об этих важнейших проблемах шла речь на пресс-конференции в Союзе журналистов Москвы, на которой выступил ученый, кандидат социологических наук, директор Экспериментально-аналитического центра Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) Николай Калмыков.
О чем свидетельствует практика? Начинающие трудовую жизнь молодые люди в возрасте 17 — 19 лет, стремясь получить работу, чаще всего вступают в неформальные отношения с работодателями. К сожалению, эти трудовые ресурсы более всего уязвимы, закон их не защищает, а это значит, что в любой момент предприниматель может уволить таких работников. Чтобы молодого человека приняли на работу, ему приходится соглашаться на «серые » и «черные» схемы оплаты труда. Особенно это характерно для регионов с высоким уровнем безработицы. Здесь для молодого человека стоит дилемма: либо соглашаться на «конверт», либо остаться без работы. Социальные последствия этого хорошо известны.
Серьезное препятствие для молодого работника, сообщил журналистам Николай Калмыков, – несоблюдение работодателем общепринятых схем оплаты труда. Как выяснили социологи, до 37 процентов в возрасте 17-19 лет получают заработную плату один раз в месяц.
Неудовлетворенность уровнем оплаты труда стимулирует уход молодежи с рынка наемных работников. Молодежь выбирает самозанятость, это происходит после безуспешных попыток трудоустройства не «по призванию», а по необходимости. Но самому вести бизнес не всегда удается. Кредитование при существующих банковских условиях рассматривается молодыми предпринимателями как обременение, а не как драйвер развития бизнеса. По этой причине лишь 9 процентов молодых людей решаются привлечь заемные средства.
Неплохо было бы создавать учебные программы в сочетании с производственной практикой, что позволит сократить разрыв между обучением и реальным спросом специалистов на рынке труда.