Современная интернет-журналистика — это суровая битва за внимание читателя. На войне все средства хороши, но некоторые лучше других. Какие же? Попробуем разобраться.
Прошли те времена, когда ваш респектабельный читатель мог позволить себе раскинуться на заднем сидении своего открытого шарабана и не спеша ознакомиться с заботливо, но с претензией отобранными и витиевато написанными для него новостями, отдающими легким снобизмом.
Интернет, мобильные телефоны, социальные сети и мессенджеры разрушили эту идиллическую картинку, прошлись напалмовой волной по человеческому восприятию текстов и превратили современных журналистов в эдаких партизанов, оказавшихся глубоко в тылу врага, во вражеском окружении, с ножом в зубах и одной гранатой на десятерых. Самим подорваться или импровизировать?
Ускорился ритм жизни, фрагментировалось внимание людей, сократился порог терпимости для длинных и сложных текстов. Информация теперь в изобилии. Нет времени объяснять, нужно смотреть смешную гифку про котиков.
Велик соблазн плюнуть на социальную ответственность, закрыть отдел расследований и начать клепать статьи в виде списков в надежде ухватить лучик славы начинающего приедаться AdMe.ru.
Но не все потеряно, друзья! То, что пользовательским вниманием в новых условиях владеют броские заголовки и совушки (в этом сезоне в моде совушки, не котики), вовсе не значит, что для качественной журналистики не осталось места на цифровых просторах смартфонов ваших читателей.
Просто нужно по-другому ее упаковывать. Помните, как Шурик в «Операции «Ы» превращал докторскую колбасу в любительскую? Точно так же теперь придется поступать и с традиционными журналистскими материалами, если вы хотите, чтобы их заметила широкая аудитория.
Не хотят читать ваше крутое расследование? Сделайте его краткий пересказ, а главные находки изобразите в виде инфографики.
Сомневаетесь, что осилят интервью на 20 000 знаков? Отберите основные темы, к каждой подберите по одной цитате из интервью и сделайте удобную навигацию по этим темам, чтобы их сразу можно было окинуть одним взглядом.
Фотограф принес съемку на 100 фотографий с разных ракурсов? Беспощадно сокращайте ее до десяти, нет, лучше пяти самых эффектных. Уважайте время ваших читателей, которые могут просматривать эту галерею, будучи в метро, в пробке за рулем и, страшно подумать, в туалете.
Итак, вот вам чертова дюжина факторов, которые заставят вашу аудиторию кликнуть, а если повезет — еще и дочитать до конца ваш материал.
1. Заголовок
Вы думали, что контент — это король? Ничего подобного, в современном мире — заголовок — это король. Хороший заголовок может спасти даже плохой контент. Плохой заголовок — прямая дорога к 100% показателю отказов и забвению. Банальщина. Но эту мантру часто забывают.
На развлекательном портале Upworthy беспощадные редакторы заставляют корреспондентов придумывать по 25 заголовков к каждому материалу. «На 17-ом вы будете рыдать, на 21-ом — умолять о пощаде, и лишь 25-ый будет подарком от бога заголовков», — уверяют создатели сайта в своей презентации.
2. Выбор картинки
Картинка. Именно она закидывает гарпун прямо в ваше глазное яблоко, когда вы лениво листаете фейсбучную или вконтактовую ленту. Подобно спору о яйце и курице, современные медиааналитики не могут сойтись в том, что важнее для привлечения внимания беспокойного читателя — заголовок или картинка. Так что для верности убедитесь в том, что у вас отлично проработано и то, и другое.
В любом случае, только картинка и заголовок — это тот набор, который работает на принятие решения о заветном клике. Остальная часть этого списка будет про удержание кликнувшего.
Забудьте про стоковые изображения и парадные фотографии с мероприятий. Высший пилотаж — подобрать для информационного сообщения визуальную метафору, чтобы она не просто иллюстрировала, но еще и дополняла в смысловом плане, а может быть даже и раскрывала дополнительные грани события. Пусть это будет кадр из всем известного фильма или сериала, смешная gif-анимация или просто фото знаменитого человека — попробуйте разные варианты и посмотрите на реакцию своих читателей.
Если вам в силу финансовых или каких-то иных ограничений не удается подобрать удачную фотографию для публикации на сайте, сделайте все возможное, чтобы хотя бы в социальные сети текст пошел с интригующим, необычным, привлекающим внимание изображением.
3. Ироничное повествование
Конечно, ироничная подача подходит не для всех новостей. Но, как показывает практика, хорошая доля юмора в сообщениях творит чудеса — кому нужен сухой информационный стиль, когда над той же новостью можно с удовольствием похохотать в коротком видео от Ивана Урганта или (если вы знаете английский) Стивена Колберта и Джимми Киммела?
В конце концов, если формат вашего издания должен быть очищен от любых эмоциональных примесей, как солдат, хлебнувший чаю с бромом, вводите новые форматы: нанимайте веселых колумнистов, заводите разудалые блоги, собирайте многозначительные галереи. Невозможно выехать только на звериной серьезности на рынке, переполненном сарказмом.
4. Необычный угол подачи материала
Событие происходит одно, а сообщений о нем появляется сотни, а то и тысячи. Почему читатель кликнет именно на ваше? Думаете, успеете первыми встать в «Яндекс.Новости»? Ну хорошо, сегодня успеете, а завтра?
Не нужно слепо гнаться за «отработкой» повестки, если у вас нет исключительной установки на публикацию срочных новостей. Думайте о добавленной стоимости — о том, что вы можете сообщить своей аудитории, помимо непосредственной информации о событии. Порефлексировав пять минут над новостью, вы обязательно нашарите в чертогах своего разума нестандартную подачу сюжета (в виде теста, игры или инфографики) или он натолкнет вас на совершенно другую статью по теме.
Но делать рерайт одновременно с сотнями конкурентов — чрезвычайно неэффективно.
5. Нестандартное оформление истории
В общем-то этот пункт про то, что мы привыкли называть лонгридами. Другое дело, что наш торопящийся читатель настоящий лонгрид ни за что до конца не дочитает. В лучшем случае — откроет, посмотрит на полноэкранное зацикленное видео на заставке, скажет «Вау» и переключится на Angry Birds.
Так что делайте короткие лонгриды. А еще лучше — подходите к оформлению обычных материалов не менее креативно, чем к сложным спецпроектам. Нам нужно это «Вау» от читателей, и вы наверняка еще использовали не все инструменты для этого.
Начните с малого — поэкспериментируйте с полноэкранными или просто большими заходными фотографиями, попробуйте выделять цитаты или врезки внутри текста. Ставьте фото автора. Выделяйте подглавки другим размером шрифта.
В общем, про принцип верстки интернет-материала типа «бесконечная колбаса» или «кирпич за кирпичом» придется забыть.
6. Обещание, что читать придется совсем немного
Продолжаем тему про щадящие лонгриды. Обратите внимание на то, что Meduza.io часто добавляет к своим заголовкам слово «коротко». Удивительно, но этот простой трюк оказывает поистине терапевтический эффект на современного издерганного читателя с передозировкой информации. Заставить себя начать читать текст, конец которого виден в рамках одного экрана психологически намного проще, чем «подписываться» на теряющийся в бездне браузерного окна очередной мультимедийный лонгрид.
7. Список. Ваш проводник в хаосе
Какими бы примитивными ни казались вам списки, все метрики показывают, что они работают чрезвычайно эффективно. Все очень просто.
1) Они структурируют информацию;
2) Их хочется дочитать до конца в страхе что-то упустить;
3) Их легко иллюстрировать;
4) Цифра в заголовке хорошо привлекает внимание и расходится по соцсетям.
Списки берут на вооружение даже такие респектабельные медиа, как The New York Times и Guardian, так что вам уж точно нечего стыдиться. Главное — не переборщите. Один формат не должен исключать все остальные.
8. Объяснение сложной или противоречивой темы
Недаром в последние годы наметилось возрождение объяснительной журналистики и появилось много новых форматов в этом направлении, вроде ставших притчей во языцех «карточек». Все просто: информации много, времени мало, разобраться хочется. Кто сделает это максимально быстро, доступно и интересно — тот и победил. Приз — внимание аудитории и ее лояльность.
9. Интерактив. Тесты, игры, карты, слайдеры
Любое дополнительное действие на странице с текстом, пусть даже обычный опрос, — это лишние несколько секунд, а то и минут читательского внимания. К сожалению или к счастью, СМИ теперь конкурируют не только друг с другом, но и с видеоиграми. Нужно бить врага его же оружием.
Кстати, если читаете этот текст с десктопа, то вот можете в Марио поиграть:
10. Анимация и видео
Содержать сегодня сайт СМИ без гифок и видеороликов (хотя бы с YouTube) — это как дать школьнику книгу про динозавров без картинок и надеяться, что он когда-нибудь станет криптозоологом. Бесполезно.
11. Удобство для чтения
Попробуйте, сидя перед компьютером, открыть свой родной сайт, закрыть глаза на минуту, а потом широко раскрыть их и попробовать посмотреть на любимый портал как будто в первый раз. Вам действительно нужны все эти блоки справа? А реклама не кажется слишком назойливой и перекрывающей часть контента? Скрипт не подбирает по тегам какую-то ерунду — может быть, заменить его на отбор всего одной статьи для дальнейшего чтения, но делать это вручную?
12. Очевидная выгода или польза для читателя
Если заголовок заставил меня кликнуть на материал, то в первом или — максимум — втором абзаце я хочу знать, зачем мне нужно осилить этот текст до конца. В англо-саксонской журналистской традиции есть замечательный термин nut graph — абзац, объясняющий значение и важность материала.
Самое интересное, что содержащееся знание в статье может быть совершенно бесполезным. Скорее всего, вам никогда не придется улепетывать от тигра по тайге. Но прочитать материал «7 способов мирно разойтись с уссурийским тигром» почему-то хочется прочитать. А что? А вдруг?
13. Сильные эмоции. Ностальгия. «Я тебя понимаю»
Это то, почему ваша бабушка (а может быть, и вы с ней) смотрела «Санта-Барбару» и «Дикого ангела», а вы сегодня лайкаете картинки с текстом типа «То самое чувство, когда…» в пабликах Вконтакте.
Слезы. Смех. Сопричастность. Это то, что делает нас теми, кто мы есть. А если вы думаете, что эмоциям не место в новостях, — ну, нанимайте роботов, благо уже и выбор немал.
А вот факты от мнений, конечно, нужно отделять. Так что торжественно заявляю: мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Всеволод Пуля, главный редактор Russia Beyond The Headlines