Понедельник, 24 января, 2022
НОВОСТИ > НОВОСТИ МЕДИА > МНЕНИЯ > Рост себестоимости книги и сдерживание потребительских цен привели к снижению рентабельности книжного бизнеса

Рост себестоимости книги и сдерживание потребительских цен привели к снижению рентабельности книжного бизнеса

Светлана Зорина, главный редактор журнала «Книжная индустрия», посвятила свой доклад на XV Городском отраслевом форуме печати ситуации на рынке книготорговли. Рассказав о проекте «Литературная карта Москвы», эксперт представила обзор изменений в системе книжных магазинов города. Некоторые тезисы выступления Светланы Зориной PlanetaSMI.RU публикует сегодня.

b5888d54d38faecbСветлана Зорина,

главный редактор журнала «Книжная индустрия», член Российского книжного союза:

— На текущий момент на территории Москвы действует 199 книжных магазина. По сравнению с 2014 г. это на 27 объектов меньше. В течение года закрылось 46 книжных магазинов, а открылось только 19.

Что касается обеспеченности Москвы книжными торговыми объектами, то на текущий момент самая сложная ситуация сложилась в Юго-Восточном административном округе: здесь один магазин приходится на 169 тыс. жителей. Это просто вопиющий факт. Ситуация в ЮВАО такая же, как, например, в Северо-Кавказском федеральном округе.

По показателю обеспеченности Москвы книжными магазинами мы выявили целый ряд административных округов, которые находятся в зоне риска. В целом средний показатель по Москве — один магазин на 58 тыс. жителей. И за последний год ситуация только ухудшилась: в 2014 г. один магазин приходился на 51 000 жителей. Для сравнения, в среднем по Европе один книжный магазин приходится на 20 000 жителей.

При этом необходимо понимать, что книжные магазины были и остаются основным каналом распространения книг. Однако, как мы видели выше, доля этого канала ежегодно сужается (по сравнению с 2014 г. на 4,6%).

В то же время существенно растет доля книжных интернет-магазинов. Данный тренд характерен не только для книжного рынка Москвы, но и для мирового книжного рынка.

Происходящий в последнее время рост себестоимости печатной книги и необходимость сдерживать потребительские цены привели к значительному снижению рентабельности книжного бизнеса. Сокращение количества книжных магазинов и суммарной книжной выкладки ограничивает возможности издательств по реализации и продвижению выпущенных изданий. Книга теряет вес с точки зрения экономики книжного магазина. Если по площади она занимает порядка 70% выкладки, то по обороту всего лишь 59%.

Решить проблему нехватки книжных магазинов в Москве поможет проект по открытию новых книжных киосков. Это прекрасный выход для книжной отрасли Москвы, ведь открыть большой книжный магазин проблематично… Сейчас, в рамках подготовки проекта по открытию книжных киосков, мы сформировали 10 пилотных точек преимущественно в самых неблагополучных округах: Юго-Восточном, Троицком и Новомосковском.

Кроме того, мы предлагаем поддержать социально-значимые мероприятия по поддержке чтения, которые проходят на территории книжных магазинов. А их, особенно сейчас, в Год литературы, проходит очень много. Например, только в МДК было проведено 283 подобных акции. И начать оказывать такую поддержку можно с победителей конкурса «Лучший книжный магазин».

Ольга Куликова

Источник: PlanetaSMI.RU