Дмитрий Чернусь – явление на отечественной рок-сцене уникальное: с одной стороны, — поэт, журналист и прозаик, с другой — музыкант, у которого есть горячие поклонники не только в России, но и в других странах — от Украины до Японии. Его песни любят и футбольные фанаты, и блюзмены старой закалки, и даже дети… Однако «проект» этот совершенно некоммерческий – безо всяких вложений, безо всякой теле-радио раскрутки песни Чернуся уходят в народ, расходятся на цитаты до такой степени, что уже забывается их первоначальное авторство.
Чернусь – удивительный человек – детство провел в Таллине, в свое время, как журналист выпустил книжку о группе Rolling Stones, окончил литературный институт, занимался поэтическими переводами, заправлял в Москве культовым для всех российских рокеров клубом Sexton. Но однажды жизнь его в корне изменилась – в нее вошла музыка…
Человек-оркестр?
Дмитрий – музыкант уникальный – он не умеет играть ни на одном инструменте…, но при этом музыку для всех своих песен – мелодии, большую часть аранжировок он придумывает сам! Просто включает диктофон и напевает отдельно каждую партию, а потом приносит и дает послушать своим музыкантам, а слух, надо заметить, у Чернуся отменный. «Я мог бы открыть комбинат по производству рифов и зарабатывать деньги», – говорит музыкант и кажется, его музыкальная фантазия не иссякает ни на минуту. «Я легко могу научиться играть на гитаре, – это займет не так много времени. Но зачем? У меня какая-то идиосинкразия ко всему этому». Учиться игре Чернусю и правда не за чем, ведь в его команде лучшие музыканты страны.
Группа
У группы Чернуся нет постоянного состава – что позволяет ему приглашать в свой проект все новых и новых людей. В записи «Любидо» приняли участие больше сорока человек! В частности здесь играет замечательный бас-гитарист Корней, который до этого записывался и выступал с Земфирой. «Он такой креативный! – отзывается о нём Дмитрий. Ну и, конечно же, не обходится без старого соратника Чернуся Дмитрия Казанцева, лидера коллектива «Dr. Nick», одного из лучших блюзовых гитаристов страны. «Я никогда не пробовал наркотиков, – говорит Чернусь, но, мне кажется, я знаю, что такое настоящая ломка. Вот когда я недели две не появляюсь в студии, у меня начинается ломка. Зато когда я записываю музыку, когда мы отрываемся с моими музыкантами, тогда я испытываю настоящий кайф».
Песни Чернуся записываются «живьем», практически безо всяких наложений: сели – сыграли – свели – все на одном дыхании. Зато и атмосфера в студии во время записи самая что ни на есть воодушевленная и приподнятая. Да и новые композиции говорят сами за себя – при такой слаженной, тонкой и в то же время высокопрофессиональной игре видно, что все музыканты получали во время записи пластинки величайшее удовольствие.
«Любидо»
С момента выхода альбома «Герои рок-н-ролла» у Чернуся накопилось около двадцати песен – лирических и рок-н-ролльных. Так, получается, «Любидо» – первая концептуальная пластинка Чернуся, где все песни проникнуты единым настроением. Это самый светлый и сентиментальный альбом Чернуся, большая часть песен здесь о любви. Некоторые из них музыкант написал еще во времена своей юности, когда учился в литинституте. Например, песне «Просветленный олень» на самом деле уже больше двадцати лет – для альбома был досочинен только припев.
Песни
Однажды в муз-компанию «Снегири», где записывался Дмитрий, пришло письмо от некой дамы из Японии с личным посланием для Чернуся. Женщина писала о том, что она большой ценитель русской культуры. Ей попался альбом «Он», на который она сильно «запала», и поэтому она хотела бы поблагодарить музыканта за его чудесную музыку. И подпись: Кийоко Яка. Едва Чернусь прочитал письмо, ему сразу же пришла мысль написать песню о его новой поклоннице – «Кийоко из Токио», и она была сочинена за пятнадцать минут. На альбоме в композиции слышный японские мотивы – это Андрей Кудрявцев, четыре года проживший в Японии, подыграл на национальном щипковом инструменте. Чернусь же вступил в переписку с любознательной японкой и теперь просвещает ее в области современной русской музыки, отправляя в Токио пластинки разных наших музыкантов. А вот японский язык можно услышать в новой версии песни «Колыбельная для Стеллы» из альбома «Герои рок-н-ролла», которая называется «Lennon Sorewa Ai».
Леннон и идеалы
Джон Леннон – частый герой песен Чернуся. Разумеется, это неспроста: Леннон – любимый музыкант Чернуся. «Я Леннона люблю за интонацию, которой нет больше ни у кого, – говорит Чернусь, – простую, щемящую и пронизывающую. Мне и у Beatles, когда я их в детстве слушал, больше нравились песни Леннона, чем Маккартни».
Вообще, 60-е и начало 70-х – определяющая музыкальная эпоха для Чернуся, эталоны игры, заданные Beatles, Rolling Stones, Queen – то, что он ценит превыше всего. «Я могу послушать пластинку каких-нибудь Franz Ferdinand и отложить в недоумении. Ведь вот, например, в 70-е был такой музыкант Алекс Харви, который их в легко мог бы за пояс заткнуть, ну или те же The Who, Kinks».
Шестидесятнических идеалов Чернусь придерживается и в своей музыке. «Главное в песне – это рифф. Сначала придумывается рифф, потом бит, потом приходят слова и делается аранжировка». Джем-бэнд – отвязный импровизационный коллектив – именно такой видит Чернусь свою группу; с каждым его альбомом растет аутентичность звучания группы. Музыка Чернуся исключительно живая: никаких сэмплов – такова жесткая установка музыканта. Вот и получается, что современные музыканты так редко вызывают у Чернуся восхищение. Но если уж он кого-то и критикует, то не без оснований. «Кто сказал, что рок – это минор? – возмущается Чернусь по поводу «Арии» и «Алисы», – у рок-н-ролла всегда мажорный лад!»
«Когда исчезнут с лица земли музыканты целой эпохи, такие как Джаггер с Ричардсом и остальные, наверное, что-то должно произойти, ведь настоящая музыка не может исчезнуть в никуда… По крайней мере, я надеюсь, что всегда найдутся «придурки», вроде меня, которые будут играть истинный рок-н-ролл»…
Редакция «Союза»
__________________________________________________________
Послушать: Чернусь — Дети дворников и сторожей
[audio: Chernus.mp3]
__________________________________________________________
Посмотреть:
Чернусь — Lennon! Marley! Che Guevara!
Чернусь — Когда-нибудь
Чернусь — Памяти Уго Чавеса
Чернусь — Овощ
__________________________________________________________
Прорвёмся через «сеть»…
Интервью с Дмитрием Чернусём
Два года назад, в марте, я пытался взять интервью у солиста группы Чернусь. Дмитрий Чернусь охотно ответил на мои вопросы и даже прислал несколько фотографий. Вот что из этого получилось:
– Почему у тебя Леннон, Марли, Чегевара, в одной линейке. Как они связаны?
– Читайте на сайте в аннотации к песне, запрелюбодеянился рассказывать…
– Зачем ты спроецировал «ЛМЧ» на нашу, советскую действительность?
– Я не нарочно — просто совпало!
– Что тебя вдохновляет к написанию песен?
– Они застают меня врасплох, снятся, напеваются сами сабой. Один только раз песню Железка я писал целенаправленно, на заказ. Вот только Аксёненко сняли и бабла не дали… Я тут недавно прочитал, что некто Каша Пашин каждый день с утра садится к компьютеру (!) и пишет новую песню. Титан, йоп-тыдь! Как поэт Кушнер прямо, кстати сказавший – времена не выбирают, в них живут и умирают. Я-то ошибочно думал, что это Соснора, или на худой конец Бродский…
– Какая социальная и возрастная группа является слушателями твоих песен?
– Любая, которая слушает мои песни. Мне и двенадцатилетние пацаны пишут и папы за «полтос». Вообще это муть полная — целевая аудитория – твори, пиши – воздастся…
– Твоя песня «Ромео и Джульетта» – отчего такая странная аналогия героев с бандитизмом?
– Почему же странная. Так начинались многие большие состояния (Чичваркин, например). Ну это те, кто выжил. Мы же имели самую настоящую гражданскую войну, в которой погиб цвет поколения 20-ти – 30-летних. Такой вот реквием…
– Ты что, коммунист?
– Ага. Возглавляю Чертановский Райком!
– Как ты видишь отношения между Россией и Украиной?
– Смотрите и слушайте песню Хохол и Москаль – наилучший комментарий.
– У тебя есть кумиры в музыкальном мире? Если да, то кто?
– Пишите — Джон Леннон, Марк Болан, Роберт Плант, Дэвид Боуи, Creedence, Hollies, Super Trump, Queen(70х), Slade, Grand funk, Genesis (with Gabriel), ой да много ещё чего…
– Можешь дать какую-нибудь характеристику себе и своему творчеству?
– Не моё это дело. Мы исполняем аналоговую музыку. Стилистику диктуют сами песни. Одна может быть панк-роком(«Лёха-панк»), а другая военно-морской балладой в духе дяди Коли Клеточкина («Мятеж на Баунти»). Я, например, в жизни жуткий похабник и матершинник, я матом, нет, не разговариваю – я им думаю. Потому в устной речи я довольно косноязычен, потому как всё время приходится делать бипы в черепно-мозговой коробке. Но употребил ненорматив только однажды — в песне Диалектика, потому что это было контекстуально.
– Кто исполняет женские партии в твоих песнях?
– Там целый букет замечательных дам. Даша Чаруша, она же актриса Дарья Симоненко, и прима Геликон-оперы Вера Егорова, и Ксюша Миляева, наша всеобщая любимица, Света Клесун, бэк-вокалистка Лепса, и моя жена единоутробная Инга Асадова-Чернусь, художница Люка Карасёва, и Наташа Димитриева (исполнила вокализ в Равноправии). Я всех включаю в творческий процесс и они сами придумывают свои партии. Когда мы записывали «Л.М.Ч.» и ожидали своей очереди оперные певцы, и вот на общей «кухне» Вера Егорова нам говорит – ребята, мне так нравится то, что вы делаете, давайте я вам что-нибудь спою и исполнила с первого дубля вокализ. Летящий такой, щемяший…
– Вы играете музыку в постоянном составе или музыканты все время меняются?
– Состава как такового нет. Кто пришёл на студию – тот и Чернусь… Обо всех изменениях в составе можно узнать на сайте, там всё есть. В последнее время я пишусь с музыкантами Мегаполиса и Ундервуда. Вот завтра будем делать битловскую Леди-Мадонну с гитаристом Корнеем и басистом Гагаузом (оба – «Ундервуд») и чумовым барабанщиком Ягодой из «На-ны». Вы прочтите на моём сайте www.chernus.ru — там всё подробно.
– Хотел бы ты сменить блюз-рок на какой-нибудь более альтернативный молодежный жанр?
– Хорошенький вопросец! Я как бы не являюсь блюз-рокером. Да, в начале пути было много блюза, но это потому, что тогда аккомпанирующий состав из блюзменов и состоял. Такая удобная, комфортная, красивая музычка, но не вполне моя. Хотя Дима Казанцев — великий музыкант, и без него я точно бы не состоялся в нынешнем виде. Просто однажды из меня попёрли совсем другие песни, с другими мотивами и риффами. Если раньше я хотел впихнуть в песни как можно более всего, то теперь я пришёл к максимально аутентичному звучанию. На ю-тубе есть ролик Next Pi$$dolls Лёха-панк – там самый мой любимый состав – Павел Власов (Чернусь), Корней, Гагауз, и мой самый-присамый любимый барабанщик Стасик Опойченков («Мегаполис», «Чернусь», «21 грамм»), а ещё звезда гундосого рэпа Санёк-Лунёк. Вот так я делаю свою нынешнюю музыку, всё на 16-ти дорожечный аналоговый «мафон», без клика. Я кайфую от этого драйва и, надеюсь, слушатели этот кайф поймут. Вообще, для меня формула творчества проста, аки пятиалтынный – люби то, что ты делаешь, и люби тех, с кем ты это делаешь! Я своих всех люблю. Ругаемся, конечно, Корней так вообще может чем-нибудь зашвырнуть, но я понимаю, что в сравнении с Володькой, я – фуфель на постном масле, поэтому прислушиваюсь. Что я могу отнести к своим достоинствам? Максимально возможная честность в отношениях с музыкой и людьми. Да и сонг-мейкер я не первичнопризначный. Я не признаю форматно-мейнстримной неочёмщины, поэтому клиентом «Нашего радио» мне в обозримом будущем не стать. Но меня (нас) знают и, по большей части, любят в сети. А там народ самый благодарный. И я, без ложной скромности, знаю очень многих, кто подсаживается на нашу музыку всерьёз и надолго. Раз в месяц я нажимаю в поисковике ДМИТРИЙ ЧЕРНУСЬ, и просматриваю, что новенького в обсуждениях про нашу группу, и радуюсь, что нет равнодушных, люди зрят в самую суть. Даже в отрицательных отзывах, но таких к счастью не много. И это главное достижение моё и всех ко мне сопричастных. Спасибо всем, кто это прочтёт – я люблю Вас всех!
– Какие перемены, заботы происходят в твоей личной жизни?
– Да никаких. Живу в деревне под Лобней с женой и доченькой. Дочка вот подошла сейчас и просит: папа поставь Гламур но пацяран! Она там у меня поёт в возрасте 1 года 10-ти месяцев и 18-ти дней – есть на ютубе Чернусь GlamourNoPasaran! Типа – клип.
– Какое будущее ждет группу «Чернусь»?
– А хрен его знает. Хотелось бы выступать, но дело это затратное. Позовут – придём, а из своего кармана я уже запрелюбодеянился доставать. Спасибо за внимание к моей немедийной персоне. Удачи всем и во всём. Прорвёмся!
Автор: Jeniusik.