Sunday, November 19, 2017
НОВОСТИ > СООБЩЕСТВО > ИНТЕРВЬЮ > Т8 — новый подход к управлению издательским бизнесом

Т8 — новый подход к управлению издательским бизнесом

На фоне стагнации книжного рынка России привлекают внимание яркие стартапы с серьёзной капитализацией и международным участием.

Интересным проектом этого года, безусловно, следует считать инициативу издательства «РИПОЛ Классик» по запуску платформы «Т8 Издательские Технологии» – книгопечатного производства, позволяющего выпускать малые тиражи книг за короткое время и по низкой цене. К разговору о технологических особенностях работы компании, её деловых партнёрах, финансовых аспектах и бизнес-перспективах «УК» пригласил Генерального директора издательства «РИПОЛ Классик» Сергея МАКАРЕНКОВА.

t8-1

— Сергей, появление платформы «Т8 Издательские Технологии» – новый виток развития российского книжного рынка. Какие причины стали для Вас определяющими в решении о старте нового направления бизнеса?

— Основной причиной стало именно стагнирование российского книжного рынка. И нынешняя ситуация вызвана не только внешними факторами, но и отсутствием идей и движения у самих издателей. Очевидно, что нужны новые формы работы с контентом. Перед издателем стоит дилемма: «меняйся или доживай!» Мы выбрали первое. И уверены, что создание платформы Т8 – это решение не только для «РИПОЛ Классик», но во многом и для других наших коллег-издателей. Мы стремимся оптимизировать и уменьшить затраты на весь спектр издательских услуг: на подготовку и распространение контента, логистику, печать и т.д. И это не просто режим экономии ресурсов, а принципиально новый технологический подход к управлению издательскими процессами. Я уверен, что этот подход позволит издательствам сосредоточиться на том, что им всегда удавалось делать в рамках своих компетенций, – на работе с новыми авторами, открытии новых направлений и создании новых форматов книг.

Инновационные технологии расширяют существующие возможности. Уже сейчас мы можем печатать, хранить и распространять книги через нашего партнёра, компанию INGRAM, которая является крупнейшим книжным дистрибутором. Интеграция наших ИТ-платформ позволяет клиентам получить доступ к новым рынкам.

— Расскажите о сервисах платформы Т8. Какова скорость изготовления одного экземпляра? Как выстраивается система ценообразования?

— Основой сервисов Т8 является «Свободная издательская платформа» (СИП). Это комплексная технологическая цепочка всех издательских процессов: предпечатная подготовка, цифровая печать, комплекс складских и логистических сервисов в России, США и Европе, услуги по дистрибуции, включая интернет-магазины. СИП основывается на единой базе обработки и хранения информации (так называемой «облачной системе управления») и автоматизированном управлении провайдерами (исполнителями) на всех этапах технологического процесса. Связующим интерфейсом взаимодействия является «Т8 Маркет». По своей сути это открытый межиздательский маркет-плейс с возможностями подключения неограниченного количества участников издательского процесса. Именно открытая партнёрская структура системы и понимается нами как «свободная платформа». Хотел бы обратить внимание на то, что на «Т8 Маркет» можно не только предлагать и заказывать издательские услуги, но и находить финансирование на свои проекты.

Скорость изготовления одного экземпляра зависит от степени его подготовленности: если макет уже готов, то это может занять несколько минут. Но и подготовка макета «с нуля» тоже существенно ускоряется благодаря внедрению системы взаимодействия и управления провайдерами.

Система ценообразования сейчас находится на старте согласования, но мы понимаем, что цены должны быть комфортными для издателей и приемлемыми для конечного потребителя, читателя.

— Кто сейчас является Вашим клиентом? Кого видите в качестве потенциальных потребителей услуг платформы? Как выстраивается взаимодействие с интернет-магазинами?

— Мы сейчас в процессе отладки и подготовки всех наших систем и возможностей. Но уже видим большой интерес со стороны как издателей, так и участников рынка прямых публикаций, от авторов до корпоративных издательских программ. Они и являются нашими основными потребителями, мы делаем ставку на них. А ещё это вузовские издательства, библиотеки и иные специализированные издающие организации.

Интернет-магазины – также наши непосредственные партнёры в этом направлении. Мы уверены, что развитие платформы напрямую зависит от возможностей современной интернет-торговли, но верно и обратное: мы будем являться основными поставщиками ассортиментного контента, что является в свою очередь основой развития интернет-магазинов.

— Среди некоторых экспертов-книжников существует мнение, что отечественный книжный рынок «перескочил» услугу Print-on-Demand, сразу оказавшись в сегменте электронных и мобильных книг и приложений (за исключением, пожалуй, ещё вузовского сегмента, да и то с учётом развития ЭБС это тоже вопрос времени). Ваше мнение по этой теме? Как Вы оцениваете потенциал этого рынка в России?

— Я бы не был столь категоричен. Мы делаем нашу ставку не на полиграфические возможности, хотя и устанавливаем самое передовое печатное оборудование, а на предоставление потребителю максимально простого и эффективного способа доступа к книге. В России именно бумажное издание ещё очень долгое время будет предпочтительным способом доступа к контенту. PоD ждал, пока технологии позволят снизить цены ниже уровня офсетной печати, и в 2014 г. это произошло. Развитие подготовки э-книг и инфраструктуры, связанной с их распространением, должно идти параллельно с развитием региональной печатной базы и логистики, что и будет являться основой издательского рынка на ближайшее десятилетие. Максимальное использование «длинных хвостов» издательств (книг, на которые права ещё не закончились, но печатать их тиражно нерентабельно) в сочетании с технологичностью подготовки и печати от одного экземпляра открывает новые возможности для рынка и его участников.

t8-logo— В чём российские отраслевые особенности работы в этом сегменте по сравнению с аналогичными зарубежными проектами?

— Мы внимательно изучаем опыт зарубежных стран – США, Европы и Китая. Уже несколько лет мы являемся партнёрами компании INGRAM и многому смогли у них научиться. Безусловно, книжный рынок России во многом специфичен и развивается своим особенным путём. Именно специфика России заставила нас не раз переписать свой софт. Мы уже успели наступить на большое количество граблей, но за опыт надо платить…

— Кого Вы считаете своими конкурентами? На чём основана маркетинговая стратегия компании? Каковы приоритетные направления продвижения?

— Как это ни странно, мы не видим прямых конкурентов. Безусловно, есть множество компаний, работающих в различных сегментах издательского бизнеса – от литературных агентов до типографий. Но издательской платформы, способной объединить все эти сегменты и предложить рынку полный комплекс работы с книгой – от правового консалтинга и финансирования до дистрибуции, печати и продвижения, – сейчас нет.

Именно на этом и будет основана наша маркетинговая стратегия, но, повторюсь, сейчас наша основная задача – это тщательное тестирование и отладка всех блоков и механизмов этой системы. Приоритетом будет являться прежде всего собственный пример успешной работы с контентом.

За рубежом мы интегрированы с крупнейшими PоD-агрегаторами, поэтому нам трудно называть их конкурентами, они, скорее, наши партнёры.

— По информации ряда СМИ, в технологию управления контентом и систему облачного хранения данных платформы планируется вложить более 6 млрд рублей. Кого видите в качестве потенциальных инвесторов?

— Мы действительно уже вложили большие средства в ИТ-технологии и программное обеспечение. Куплены уникальные, передовые производственные линии, которые мы интегрировали между собой, создав собственное технологическое решение. На площадке Технополиса «Москва» строится современный производственно-логистический комплекс.

Сейчас основой нашего развития являются собственные средства акционеров и кредитные линии банков-партнёров. Нами подготовлена инвестиционная программа на будущее, ведутся переговоры с потенциальными инвесторами. Среди них компании, работающие на издательском и медийном рынках, в сегменте электронной торговли, телекоммуникационные и инвестиционные холдинги.

Они заинтересованы в присутствии на этом рынке и готовы к вложениям в перспективные технологии, которые успешно зарекомендовал себя на крупнейших мировых рынках.

— В некоторых СМИ уже прошла информация об итогах за полгода работы. Каковы основные показатели деятельности за этот период? Сколько напечатано книг? Каковы прогнозы на ближайшее будущее и на отдалённую перспективу?

— Платформа пока ещё не запущена. Сейчас ведутся подготовительные работы по установке нового полиграфического оборудования и складского комплекса (площадью более 10 тыс. кв.м). Планируется создание не только производственной базы проекта, но и его креативной площадки с рабочими местами для подготовки издательских проектов с нашими партнёрами, с местом для проведения обучения, семинаров и встреч всех участников издательского бизнеса.

Наша партнёрская программа позволит в самые сжатые сроки ввести в оборот рынка более 1 млн названий – задача, безусловно, трудновыполнимая для любого существующего издательства.

— Есть ли в планах взаимодействие с вузами, библиотеками?

— Вузовское книгоиздание является одним из приоритетных направлений. Совместно с партнёрами из этой области мы готовим специальную программу для высшей школы и будем пробовать работать напрямую с вузами во всех регионах России. Библиотечное направление пока разработано не очень глубоко, скорее, это наши перспективы, и мы будет благодарны за предложения по участию в соответствующих программах.

— Какое оборудование используется компанией? Расскажите о команде, с кем реализуете проект?

— Мы делаем ставку на использование самого современного оборудования по всей технологической цепочке издательского процесса – от компьютеров и серверов до логистики. Наши партнёры в этом процессе – это мировые лидеры в своих направлениях, такие как Xerox, HP, Colbus, Hunkler. Новые алгоритмы работы с контентом делают необходимым подбор и обучение высококвалифицированных специалистов в области ИТ-технологий, работе с метаданными и с их хранением, разработчиков систем ERP. Это, прежде всего, уже сформированные молодые творческие коллективы, которым интересно направление развития традиционного книгоиздания.

t8-2— Как решается вопрос с авторскими правами? На каких условиях правообладатель передаёт книгу в фонд? Как распределяется прибыль между платформой и владельцем прав?

— Вопрос защиты авторского права является приоритетной задачей, над которой сейчас работает команда юристов Т8. Мы предусматриваем весь спектр возможных взаимодействий правообладателей и потребителей контента и пытаемся проработать все варианты для оптимизации этого процесса. К сожалению, само по себе законодательство не всегда готово дать ответы на вопросы, возникающие по ходу развития новых моделей работы, что является определённым фактором, сдерживающим возможности оперативного доступа к контенту.

Есть и поле для эксперимента – в частности, это касается так называемого инстант-паблишинга, когда все права остаются у автора, а платформа выступает «проводником» его контента к потребителю.

— По сути, компания Т8 создаёт большой фонд электронных изданий, которым требуется защита. Какие технологии планируется использовать?

DRM-системы показали свою неэффективность. Защиту должны осуществлять ГК РФ и судебная система. Но, конечно же, у нас есть юристы, способные отстаивать законные права авторов и издателей.

— Сергей, а что означает «Т8» в названии платформы?

— «Т8» имеет два значения. Первое: «Т» – идеальное сочетание по горизонтали профессионализма и по вертикали широкого кругозора в бесконечном развитии. А второе – текст безграничен…

Источник: unkniga