За геополитическими и военными сводками с Донбасса как-то уходит в тень самое главное, что там происходит — многомесячное проявление тихого и поразительного мужества местных жителей, удивительная стойкость и твёрдость в отстаивании родной земли и многовековых идеалов.
Ими движет любовь к Донбассу, который убивают на их глазах, и к русской идентичности, от которой их принуждают отказаться. Любовь не истеричная и агрессивная, как по другую сторону войны — а именно тихая, не бросающаяся в глаза, не оформленная в идеологии, но удивительно эффективная и живучая. Если Киев запускает пропагандистскую машину на полную мощь, чтобы накачать карателей и рядовых солдатов псевдопатриотизмом и откровенным нацизмом, то в Новороссии масштабной пропагандой своих идей заниматься некому, у ополченцев едва хватает сил на обеспечение самого насущного. Россия же и вовсе пока ограничилась лишь обличением преступлений киевского режима, не поднимая в полный рост стяг русского мира. А противостоять агрессии и защищать землю, сохранять силу духа нужно здесь и сейчас, и всё зависит только от самих жителей, простых русских людей.
Как они осмелились на это? Как это у них получается? Противостоять вооружённым силам карателей, находящихся под защитой так называемого мирового сообщества?Ещё вчера мирные граждане Донецка, Славянска, Луганска, Харькова, Запорожья — чернорабочие, предприниматели, врачи, шахтёры, колхозники — съехались в очаги сопротивления и встали с оружием в руках против захваченной самозванцами государственной власти и подчинённых им регулярных войск. Против самолётов, танков, ракет — когда у них самих ещё не было ничего, кроме отобранных у милиции пистолетов. Да и сейчас, после того как ополчение значительно усилилось, а война перешла в вялотекущую стадию, многие из тамошних жителей — старики, дети, женщины — остаются в опасности, терпят лишения и ежедневно гибнут. Но при этом не сдаются — терпят, выживают, живут и смотрят с надеждой в будущее. Многие из уехавших в Россию возвращаются обратно, в зону обстрелов. Как понять эту самоотверженность и твёрдость духа? Откуда это среди людей, которых киевские власти называют «титушками» и заставляют забыть свою идентичность?
Вот священник, протоиерей Сергий Миронов, бывший афганец, с георгиевской лентой на груди останавливает в Краматорске колонну украинских войск весной 2014 года, когда они ещё не успели почувствовать вкуса крови. Вот в шахтёрский городок Угледар приходят каратели «Правого сектора» и предлагают местному тренеру каратэ Петру Гилёву тренировать их, на что тот отвечает резким отказом: пока я жив, в нашем городе фашистов не будет. После чего его захватили в плен и с особой жестокостью избивали, пытали, с расчётом, что он сломается, сдастся. Пётр выжил и хоть сильно покалеченный, но остался верен себе: фашизм не пройдёт. Вот молодой парень Валера Бозга, вытаскивая раненых друзей из-под огня, сам погибает под пулями. Или другой юноша, считавший себя патриотом Украины, но насмотревшийся, как самозванцы в Киеве уничтожают его родные города, становится защитником ДНР.
Сначала жители Донбасса останавливали приезжавшие со всей Украины танки голыми руками, думали, что их, безоружных и открытых к разговору, не осмелятся расстреливать в упор. Сейчас же они, уже прошедшие обстрелы со всевозможных видов оружия, пережившие земной ад, прекрасно знают, что верить врагу нельзя, и есть только один способ перемирия — выгнать его со своей земли. Большая часть ополченцев признаются, что сделали свой выбор после трагедии Одессы 2 мая. Обгорелые тела этих мучеников породили тысячи новых защитников Новороссии.
Но это воины, люди, взявшие оружие… а ведь на Донбассе полным-полно людей, воюющих за свою землю без оружия. Просто одним своим существованием не позволяющие Киеву зачистить эту землю, одержать победу. Учителя, готовившиеся летом в условиях войны к учебному году и начавшие его вопреки обстрелам 1 октября. Врачи, круглосуточно спасающие раненых, ухаживающие за тяжело больными и сохраняющие работу медицинских учреждений в полуразрушенных городах. Добровольцы, доставляющие необходимые продукты и питание нуждающимся. Помогающие вывезти детей в безопасные места, вынести в подвалы неподвижных стариков, приготовить им еду, смонтировать самодельный обогреватель…
Работники городских служб, администрации, уцелевших предприятий, шахт, садов, магазинов — все они, в основном женщины и старики, продолжая свою мирную жизнь, фактически противостоят агрессору, его стремлению, озвученному ещё весной Тимошенко, уничтожить старую жизнь на этой территории до основания, испепелить «этих русских», чтобы следа не осталось. И на вроде бы естественный вопрос к этим людям, почему не уехали в безопасные места, не покинули зону войны, они эмоционально отвечают: «А почему мы должны уезжать со своей земли? Что мы сделали плохого? Кто нас имеет право отсюда выгонять?!» И в этих словах простая истина. Та самая, что стоит больше любых пафосных слов о патриотизме и что намного сильнее киевской националистической истерики. Там только кричат «Украина по над усе», здесь за это бьются каждый день, с кровью и слезами.
Впрочем, это не отрицает необходимости качественной идеологической работы как в Новороссии, так и в России, разъясняя смысл и назначение той войны, которая сейчас идёт на Донбассе. Такая работа крайне необходима — в том числе самим жителям Донбасса, которые каждый день совершают свой молчаливый подвиг. И пользуются краткосрочными подачами энергии, чтобы поймать каждое слово из большой России в свою защиту и поддержку. Им нужны эти слова, им нужно, чтобы их горе и их твёрдость находили отклик в сердцах миллионов русских людей, так как такой отклик незримо делает их самих только сильнее. Но всё же это дополнение. Основа — в них самих, в том взявшемся непонятно откуда, родившимся как чудо русском духе, который ни сломить, ни победить никакой силе на земле. Патриотизм и русская идея выражены сейчас в каждодневном молчаливом непритязательном подвиге Донбасса. В том самом старике, едва заметном в тусклом свете мерцающей лампочки в глубине подвала, слушающим, как наверху раздаётся грохот смертоносных снарядов.
Мы придём за тобой, дед. Обязательно придём и спасём. Дождись, родной.
Эдуард Биров
Источник: livejournal