Недавний сюжет Ники Стрижак «Пятого канала» с изложенным планом пешего похода российской армии до Европы вызвал бурю возмущения в интернете. Ведущая объяснила, что ролик, похожий на призыв к наступлению на Польшу и Германию, был лишь шуткой, а реакция зрителей – их личная проблема.
В одном из сюжетов передачи «Главное» 8 февраля журналисты телеканала иронически одобрили идею Гжегожа Схетыны о перенесении Парада Победы в Польшу, что вызвало бурную реакцию телезрителей, а сам ролик быстро разошелся по интернету. Телеведущая Ника Стрижак в своей программе заявила, что российские танки легко могут дойти не только до Варшавы, Эстонии или Латвии, но и до Берлина и напомнила, как это удалось российской армии в 1945 году. «В половину из этих городов праздничные российские солдаты и вовсе могут выдвинуться пешим порядком, как уже было 70 лет назад», — говорилось в сюжете.
О появлении этого сюжета Лениздат.Ру поговорил с самой Никой Стрижак, правда, она была весьма немногословной.
«Если люди не слышат, что им говорят, вкладывают в слова автора свой собственный смысл — это их личная проблема, — рассказывает Лениздат.Ру Ника Стрижак. — Если бы я или автор захотели рассказать, за сколько дней мы покорим весь мир, мы бы так и сделали. А речь шла совершенно о другом, речь шла о господине Гжегоже (Схетыне, — прим. Лениздат.Ру). У кого здесь с чувством юмора плохо, кто здесь сумасшедший? К сожалению, отсутствие чувства юмора не лечится, поэтому это вообще не ко мне».
Умышленно или неумышленно, но на совсем другую интерпретацию видеоматериал подбивает весьма однозначно. К примеру, те части ролика, в которых оценивается расстояние до европейских столиц, сделаны в ясно узнаваемой стилистике карт военных наступлений, да и сама карта, как сообщается, «образца 45-го года», а многочисленные словесные («кажется, нас давно не было в Берлине», «главное, чтобы они на автомате не заняли бы наши же военные городки»), визуальные (фотография современных военных, сопоставленная с исторической фотографией советской армии) и аудио (военный марш фоном) отсылки к военному походу российских войск на Берлин прочно связывают «планы» предполагаемого «марша» с событиями семидесятилетней давности.
Так за ироничной формой легко читается прямая российская угроза Европе — тем более для людей, чье чувство юмора с чувством юмора авторов «Главного» не совпадает.
Ника Стрижак настаивает на отношении к сюжету как к авторскому материалу. «Это личная позиция автора, по закону «О СМИ» он имеет на нее право, — сообщает она Лениздат.Ру. — А если бы мы изобразили «Звездные войны», вы бы что решили, что мы Марс хотим покорить?».
Фирменный стиль
Передача «Главное» вызывает неоднозначную реакцию зрителей не впервые.
Так, 18-я ежегодная международная конференция «Форум-2000», которая прошла в октябре 2014 года в Праге, в материале «Главного» иллюстрировалась горящей пентаграммой, окруженной людьми в зловещих балахонах. (По ссылке с 49 минуты). Одно из лиц под капюшонами было отчетливо, изображен был Михаил Ходорковский, который присутствовал тогда на конференции. А из-за критики российского руководства мероприятие было окрещено «русофобским».
«Вот как это вообще комментировать? Да никак. Это вообще не к нам, это к терапевту», — замечает Ника Стрижак в другом сюжете, после слов американского президента Барака Обамы о том, что Америка консолидирует мир в борьбе с терроризмом и с российской агрессией. В том же сюжете американский президент периодически изображается в образе Терминатора. (По ссылке с 29 минуты).
Досталось от журналистки и министру иностранных дел Украины Павлу Климкину. Сначала он характеризуется как «трагикомический мужчина в костюме с чужого плеча, прослуживший полтора десятилетия на третьих ролях европейских посольств» (в кадре намеренно подчеркивается длина брюк не по росту), а потом, переходя на тему газа, Ника Стрижак добавляет: «Кстати, расскажите об этом господину Климкину, если встретите его в магазине подержанной одежды». (По ссылке с 29 минуты).
А, например, заставкой для сюжета о неофициальной подготовке украинских военных служил нацистский символ орла и люди в балаклавах. (По ссылке с 24 минуты).
Что позволено Зевесу, не позволено быку
Закон «О СМИ» действительно дает право на авторское мнение, но не всем журналистам удается им пользоваться безнаказанно.
О том, что «сатира сатире рознь» и о значимости контекста неоднократно говорил в том числе и пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский.
Перепечатывать печальные карикатуры последнего номера газеты Charlie Hebdo, трагически потерявшей почти всех своих журналистов в теракте 7 января, из опасения резкой реакции мусульман радикалов – нельзя. Перепечатывать изображение футболок с так называемыми ироническими «иконами Pussy Riot» из опасения резкой реакции христианской общественности – нельзя. Но иронически показывать военное наступление на европейские столицы на фоне все возрастающего (во многом благодаря новостным выпускам центральных телеканалов) напряжения между Россией и Европой «Пятый канал» посчитал допустимым.
«Я не знаю, как с чувством юмора у Роскомнадзора, — замечает Ника Стрижак, — у них бывает по-разному, но для этих вопросов есть специально обученные люди, называются юристы. Пусть они этим и занимаются». Кстати, сам министр иностранных дел Польши шутку, по словам ведущей, воспринял спокойно. «В отличие от всех, Гжегож Схетына меня приятно удивил, потому что его комментарий по поводу нашего сюжета выдал в нем другого человека. И про материал, и про постер (сатирическое изображение Схетыны, которое сопровождало выпуск, прим. Лениздат.Ру) — почему-то он в этом никакой межнациональной розни не увидел».
Трудности перевода
К слову, говорить о том, что Вторая мировая война по мнению Гжегожа Схетыны «началась в Москве», как это было подано в сюжете «Главного», не вполне корректно. Хотя министр иностранных дел Польши действительно не сторонник праздничных парадов на Красной площади, а его комментарии об истории МИД РФ называет «издевательством». Если взглянуть на контекст его интервью польской радиостанции, становится ясно: ранее речь шла о возможности провести парад на Вестерплатте. Именно выстрелами артиллерии по польской военной базе «Вестерплатт» и началась 1 сентября 1939 года Вторая мировая война. И именно к этому разговору и относилась реплика министра «Неестественно организовать празднование окончания войны там, где эта война началась». И далее, в противопоставление: «Но почему все мы так легко привыкли, что это Москва является местом, где традиционно отмечают окончание военных действий, а не, к примеру, Лондон или Берлин, что было бы еще более естественно».
Катерина Яковлева
Источник: lenizdat