Четверг, 1 октября, 2020

Союз лгущих…

Все надо делать хорошо. Даже врать желательно правдоподобно. И лучше без улик и свидетелей. А вот наши кинематографисты-«патриоты», со времен СССР так мало сделавшие по профессии, нынче в угоду майданной конъюнктуре даже покривить душой более-менее креативно не смогли.

Если бы украинский киносоюз (НСКУ) 8 марта обратился к миру с открытым письмом о том, что поголовно все представительницы прекрасного пола — сугубые ангелы, это вряд ли можно было бы считать чистой правдой, но, думаю, нашлось бы мало тех, кто бы запротестовал. Такова уж этика галантности.

Однако в «женский» день НСКУ обратился с коллективным открытым письмом к российским коллегам по другому поводу. «…Теперь происходит то, что еще недавно трудно было представить в самом страшном сне: российские войска на территории Украины, война с минуты на минуту может стать реальностью, жуткой и неотвратимой…».

Тем не менее завершается послание украинских киношников российским переходом от интонаций отчаяния к нотами миролюбия и надежды: «…Неужели мы бессильны противостоять войне, неужели наше братство подлежит разрушению? Призываем вас сказать «нет» планам разъединить наши народы, посеять вражду, которая может катастрофически сказаться и на нашем великом и славном искусстве. Верим в разум, верим в силу правды и памяти, которая нас соединяет крепчайшими узами». Чудесные слова и мысли! Подписываюсь! Но только под ними, а не под всем письмом. Поскольку в остальном председателю НСКУ Сергею Трымбачу и его соавторам пришлось изрядно покривить душой. И дело вовсе не в том, что «реальность жуткая и неотвратимая» для Украины и большинства украинцев началась гораздо раньше, чем у нас возник «крымский вопрос».

К тому времени, когда началась «русская весна» в Крыму, уже третий месяц телеэфир (причем более всего «Громадське ТБ», чем любые российские каналы) был полон ужасающими образами нашей жизни, действительно будто позаимствованными из кошмарного сна. Пылающий центр Киева и живые факелы из «беркутовцев», подожженных «мирными» демонстрантами. Моторизованные облавы «автомайдана» на людей «спортивного сложения» и публичные экзекуции над этими «титушками».

Самосуды, самозахваты госучреждений, перестрелки и стрельба по своим — все эти задокументированные многими хроникерами разных стран шоковые факты в письме отечественных кинематографистов полностью проигнорированы. Будто этого в реальности и не было. А сказано здесь, напротив, о том, что киевский майдан «объединяла вера в прогресс страны, в ценности демократии, высокой культуры». Майдановцы, ведущие на одной веревке цепочку запуганных и облитых публично зеленкой пленных (!) соотечественников, захваченных за один только «не тот» внешний вид или место проживания — это такие «революционеры», поборники «прогресса и демократии»? Дудки!

b8-bef0fjqccaabkkhПарад вековечной дикости на Крещатике наших дней

Античный прообраз экзекуций, имевших место на киевском майдане-2014. Царь персов Дарий лично карает пленников
Инопланетное средневековье в фильме «Трудно быть богом» Алексея Германа. В общей связке — пленные в гражданской войне Арканара и Ирукана

Судя по Бехистунскому рельефу VI в. до н. э., именно так еще древние персы водили своих пленников. В только что появившемся у нас фильме «Трудно быть богом» Алексея Германа есть кадр, где аналогичная сцена помещена в контекст инопланетного средневековья. А у нас на Украине та же сценка — образ «высокой культуры» майдана? Сомневаюсь что-то.

Тут же «патриоты» из НСКУ и их председатель Трымбач в порядке пропаганды обвиняют других в пропаганде: «Навязываемые многими российскими СМИ образы Майдана, будто бы сплошь и рядом состоящих из «фашиствующих молодчиков» и «воинствующих националистов», являются не более чем пропагандистским мифом. Националистическая и тем более человеконенавистническая риторика никогда не определяла идеологию Майдана», — отписали в Москву наши кинематографисты, очевидно полагая, что адресат понятия не имеет о том, что «Свобода», «Тризуб» и «Правый сектор» — главные двигатели майдана — ультрананационалисты. И общеизвестные лозунги-кричалки майдана — «Бандера прийде — порядок наведе» или «Москалів на ножі!» — это тоже про национализм и про фашизм. Однако то еще мелкие симптомы криводушия.

Вот с этого пункта и начинается, по-моему, та откровенно и доказуемо (!) лживая начинка этого документа, из-за которой я как давний член НСКУ (а с 1998-го по 2012 г. и член его правления) попросту стыжусь.

Авторы письма обвиняют своих пророссийских, очевидно, оппонентов во лжи и… сами лгут: «И уж совершеннейшей неправдой является утверждение об ущемлении и даже преследованиях русскоязычных людей…».

Об ущемлении и преследовании русского языка давно говорят представители русскоязычной интеллигенции. Так, еще в 1998—1999 гг. в Киеве по инициативе Фонда поддержки русской культуры в Украине, Комитета ВР по вопросам свободы слова, Института социологии и Национального института украинско-российских отношений при СНБО прошли III и IV научно-практические международные конференции, где, в частности, об этом вели речь десятки ученых разной специализации. По материалам этих научных форумов изданы два сборника статей — «Диалог украинской и русской культур в Украине» (К.: Русский фонд, 1999).

А нынче НСКУ ничтоже сумняшеся отписывает на Московию: дескать, у нас всегда царило национально-языковое благолепие. Ложь! Хотя бы потому, что через пять лет случился еще один массовый и публичный демарш русской интеллигенции Украины — коллективное «Открытое письмо в защиту чести и достоинства русского языка» (30.01.2005), подготовленное видным политологом и правозащитником Владимиром Малинковичем и подписанное 121 деятелем науки и культуры.

И, конечно же, мало кто лучше председателя НСКУ Трымбача знает те факты «преследования русских людей» и сопротивления этому, которые происходили рядом с ним за все годы независимости. Например, отказ от преподавательских услуг в КГИТИ им. Карпенко-Карого отличного киноведа вгиковской школы Галины Савченко. Причина — не захотела подписать «языковую графу».

Автор этих строк так остро реагирует на ложные посылы письма подсуетившихся под актуальный момент членов НСКУ потому, что они не упоминают сотен протестов против дискриминации русского языка в Украине. А они были! Как и реальные поводы для них. Прекращение кинопроизводства на русском языке. Сокращение до нуля дубляжа фильмов на русский и запрет на прокат импортного русскозычного кино без титров на украинском. Вырождение книгопечатания по-русски. Наступление на местную русскоязычную периодику.

Ответ российских кинематографистов на кулуарно сфабрикованное воззвание «по случаю» уже пришел и есть в сети: «…Мы, как и вы, категорически против лжи в освещении судьбоносных для Украины событий и тем более против российской военной интервенции в Украину. Нас слишком многое связывает, чтобы мы поверили состряпанной пропаганде. Поэтому отвечаем лаконично и недвусмысленно: не сомневайтесь в нас. Мы на стороне правды, и мы с вами!».

Друзья, кто же за войну между нашими братскими народами? Нет таких! Однако стоит принять во внимание, что в лукавом нашем послании абсолютно ложны два взаимосвязанных тезиса: о якобы отсутствии причин для протестов русскоязычных граждан на Украине и, соответственно, о якобы беспричинности нынешнего острого конфликта наших стран по «крымскому вопросу». На самом деле на Украине издавна была культурно-языковая причина для недовольства политикой национализма, и вот нынче наступило ее частичное (!) «крымское» следствие. Антимайдан перешел в наступление на зарвавшийся майдан.

Все готовилось исподволь и издавна. И хроника этого процесса запечатлена не только на моей профессиональной «шкуре», но и на судьбах многих других моих земляков. Примите это, пожалуйста, к сведению, если на самом деле захотите разобраться в истоках крымской ситуации. А если это ускользнет от нашего внимания то, уверен, впереди у нас – новые испытания и разочарования, которые, увы, одними только благодушным пацифизмом и политкорректностью не одолеть.

Александр Рутковский

СПРАВКА:

Александр  РУТКОВСКИЙАлександр Рутковский

Член Президиума «Евразийской академия телевидения и радио», Председатель комиссии по международным связям Национального союза кинематографистов Украины, Секретарь Национального Союза кинематографистов Украины по журналистике, информации и связям с общественностью, Член наблюдательного совета Национальной киностудии художественных фильмов имени Александра Довженко,

Участник VI и XIII Евразийских Телефорумов. Подписал коллективное письмо в защиту русского языка на Украине