13 марта 2012г. в день 95-летия газеты «Известия» в Выставочном зале Фонда исторической фотографии имени Карла Буллы (Невский, 54) открылась фотовыставка «СОКАМЕРНИКИ» Виктора Ахломова и Павла Маркина.
Виктор Васильевич Ахломов родился 15 марта 1938 года. Это один из самых известных фотокорреспондентов России. Заслуженный работник культуры РФ. Лауреат премии Союза журналистов России, многочисленных всесоюзных, российских и международных выставок и конкурсов. Четырехкратный лауреат престижного конкурса «World Press Photo», обладатель «Золотого глаза» — высшей награды отечественной фотожурналистики.
В 1960 году Аджубей создал первое в СССР воскресное приложение к «Известиям» «Неделю» и пригласил туда на свободную ставку двух фотографов. Алексей Иванович имел чутье на таланты и сам был очень талантливым человеком. Одного фотографа он взял из ТАСС. Это был мой друг,- рассказывает Виктор Васильевич, — уже известный мастер Николай Николаевич Рахманов, а второго, молодого, необученного, брали, чтобы потом, как в кино говорили, воспитать Бабу-Ягу в своем коллективе. Этой Ягой был я. Нам с Колей дали одну ставку на двоих — 80 рублей, и мы работали так лет пять. Первый номер «Недели» вышел 5 марта 1960 года, и я тружусь в штате «Известий» более 50 лет…».
Виктор Васильевич – фотограф, о котором говорят: «Он не просто фиксирует мгновения нашей жизни – он умеет увидеть те мгновения, которые запомнятся нам на всю жизнь!». Портреты наших современников, которых запечатлел Виктор Ахломов, выделяются своей жизненностью, яркостью – скорее это не портреты в классическом понимании жанра, а репортажи из жизни людей. Творчество мастера фотографии разнообразно по жанрам, но все его работы отличает одно – умение видеть в обычном необычное, запоминающееся. Как сказал Виктор Ахломов: «Смотреть надо глазами, а видеть умом!». Наверное, поэтому его работы живые и интересные.
Известный петербургский фоторепортер Павел Маркин родился в 1946 году в Ленинграде. Фотографировать начал в четыре года. Четверть века проработал в газете «Смена», десять лет в «Ленинградском рабочем». Вот уже 28 лет Павел Михайлович возглавляет Факультет фотокорреспондентов Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Тысячи выпускников этого необычного учебного заведения можно встретить в самых разных уголках земного шара.
Более сорока лет Маркин — постоянный автор «Известий», «Советской России», «Российской газеты», «Комсомольской правды», «Россия», «Санкт-Петербургских ведомостей» «Вечернего Петербурга», «Невского времени»… В его творческом активе 31 персональная выставка. Он заслуженный работник культуры России и лауреат многих международных фотоконкурсов. Павел Михайлович автор двух книг – «Диагноз: фотокорреспондент» и «Фотофакультету – 50!»
Фотовыставка «Сокамерники» — совместный проект этих двух закадычных друзей.
Рассказывает Виктор Васильевич:
— Известно, что французский художник Анри Картье-Брессон считается отцом фоторепортажа. Благодаря маленькой и оперативной «Лейке», изобретенной немецким инженером Оскаром Барнаком в 1925 году, Брессон первым начал репортажно снимать неповторимые уличные сценки Парижа.
Но, если быть абсолютно точным, то первые прототипы «Лейки» были созданы Оскаром Барнаком еще в 1913 году. Слова Барнака «Маленькие негативы — большие фотографии» (англ. Small negatives—large images) во многом предопределили дальнейшее развитие фотографии и особенно фотожурналистики. В 1923 Барнак убедил своего начальника, Эрнста Лейтца выпустить прототип новой камеры, которая в 1925 году после Лейпцигской ярмарки поступила в продажу под названием Leica I (Leica образованно от Leitz Camera — камера Лейтца).
Острый глаз Брессона, точно выверенная композиция и предельная наблюдательность жизни на улице, принесла в итоге мировую известность великому фоторепортеру.
А в России отцом мирового фоторепортажа, — вступает в разговор Павел Михайлович, — мы, несомненно, считаем Карла Буллу. Это он и его сыновья тяжелой деревянной камерой на неустойчивом треножнике еще в начале прошлого века первыми начали снимать жанровые сцены и разгоны первых русских революций, рядом со своей студией на Невском проспекте в Петербурге и даже по всей России. Карл Булла — общепризнанный мастер, обладатель многих почетных наград (крест Румынской короны от короля Румынского, орден «Звезда Льва и Солнца» от шаха Персидского, кавалерский орден Итальянской короны от короля) и сословный купец (позднее Булле было пожаловано и личное дворянство). Вот как характеризует Буллу рекламное объявление в журнале: «Старейший фотограф-иллюстратор К. К. Булла занимается фотографированием для иллюстрированных журналов на злобу дня. Снимает все, в чем только встретится потребность, везде и всюду, не стесняясь ни местностью, ни помещением, как днем, так и во всякое вечернее время, при искусственном свете».
Карл Булла жил и творил во времена последнего российского императора Николая II, который тоже был фанатичным фотографом. Если верить воспоминаниям современников и художественным фильмам Элена Климова, то последний русский царь сам любил полоскать фотопластинки в лаборатории.
После Буллы и Брессона репортажная фотография достигла космических высот в самом прямом смысле этого слова. Космонавт Юрий Батурин сделал первый подробный репортаж о жизни экипажа в космосе. А Сергей Крикалев – мировой космический долгожитель создал большую серию высокохудожественных снимков под романтическим названием живопись Творца. Сегодня снимки Крикалева самостоятельно путешествуют по миру в художественном выставочном пространстве.
Сами же творцы фотографического процесса редко попадают в объектив фотокамер… Замечательно, что известные фото — мэтры решили исправить эту веками сложившуюся традицию и представили совместный проект.
5 марта 2012 года эта выставка переехала в Москву, в «Фотоцентр» на Гоголевском бульваре, 8. Там же состоялся мастер-класс авторов «СОКАМЕРНИКОВ» — Виктора Ахломова и Павла Маркина.
Союз фотохудожников России