Суббота, 29 января, 2022
НОВОСТИ > НОВОСТИ МЕДИА > В РОССИИ > Политическое поле России превратилось в выжженную землю

Политическое поле России превратилось в выжженную землю

Владимир Путин © KM.RU, Алексей Белкин
Владимир Путин © KM.RU, Алексей Белкин

Конкурентов у Путина нет, и это не предвещает стране ничего хорошего

В Москве заканчивается съезд «Единой России». Одним из ярких событий предыдущих дней его работы стал «крик души» доцента МГУ Нины Кудашовой, попенявшей президенту Путину (который, несмотря на то, что изначально не собирался, все же посетил партийное мероприятие) на то, что тот «дистанцировался» от партии. «В какой-то мере Вы даже от нас отказались. Да, да. Но, вообще-то, это слышать очень обидно», – воскликнула она, что сразу было воспринято наблюдателями как призыв к Путину вернуться к руководству партией власти, которую, напомню, сейчас возглавляет Дмитрий Медведев.

Практически одновременно с этим Левада-центр опубликовал итоги опроса общественного мнения. Респондентов спрашивали, за кого бы они проголосовали на выборах президента, будь они в ближайшее воскресенье. Результат ожидаемый: за Путина проголосовали бы 30% опрошенных, за Зюганова – 7%, за Жириновского – 3%. По 1% получили Дмитрий Медведев, Сергей Шойгу, Алексей Навальный, Михаил Прохоров. Меньше 1% составил рейтинг губернатора Кемеровской области Амангельды Тулеева.

О чем это говорит? Конечно, можно сказать, что Путин по-прежнему недосягаем для конкурентов, его рейтинг высок и тому подобное. Однако чрезвычайно высок процент тех, кто не определился. Не знают, за кого стали бы голосовать, 26%, не стали бы голосовать 16%, не знают, стали бы голосовать или нет – 14%. Получается, что 56% опрошенных находятся в «нетях», то есть не понимают, стали бы они принимать участие в политической жизни страны или нет. А если бы все же и приняли участие в голосовании – то не знают, за кого проголосовали бы.

Похоже, это симптом недоверия к политической системе страны в целом. Прошедшие выборы показали, что люди зачастую не хотят голосовать под лозунгом «без нас всё решили». Дальнейшее распространение этого симптома среди граждан может привести нынешнюю политическую систему к коллапсу. Очевидно, что популярных лидеров, кроме Путина, нет, и разочарование в нем, медленно накапливающееся в обществе, может привести к серьезному политическому кризису.

Популярность официальных оппозиционеров, как показывает опрос, невелика. Зюганов получает 7%, а Жириновский – 3%. Это значит, что никаких реальных шансов на президентское кресло у них нет. Впрочем, это все и так знают, и они сами в том числе. Оба оппозиционера – многолетние лояльные спарринг-партнеры власти, чья цель – не победа в выборах, а участие.

Популярность Медведева, стойко падавшая все его правление, сегодня обнулилась. Председателя правительства поддерживают лишь 1% избирателей. Что закономерно: общественное мнение перестало воспринимать его как серьезную фигуру и потому никто не хочет его возвращения на высший пост. Впрочем, именно непопулярность – гарантия сохранения за Медведевым кресла председателя правительства и главы «Единой России». Он неопасен для Путина как конкурент и удобен как на все согласный помощник. Вот только члены самой «Единой России», как показывает вышеприведенный фрагмент съезда, этого не понимают и искренне недоумевают, почему Путин их «бросил».

Любопытно также появление в рейтинге кузбасского губернатора Амангельды Тулеева. Не исключено, что это попытка прощупать возможность создания альтернативной КПРФ левой партии. Тулеев баллотировался в президенты в 90-е годы и пользовался некоторым авторитетом. Но пока, как видим, его рейтинг ниже 1%, а значит, шансы на появление дублера КПРФ во главе с ним невелики. Тулеев пользуется авторитетом в своем регионе, но не более.

Представители несистемной оппозиции Прохоров и Навальный имеют по 1% симпатий избирателей. Следовательно, они вряд ли могут рассматриваться как серьезные претенденты на пост главы государства, несмотря на надежды, которые многие возлагают на самую яркую звезду нынешней оппозиции Алексея Навального, который набрал на недавних выборах мэра Москвы 27% голосов. Но, видимо, его популярность пока еще не вышла за пределы крупных городов.

Любопытно сравнить рейтинги лидеров с рейтингами партий. «Единая Россия» получила бы на выборах в Государственную Думу, будь они сегодня, 30% голосов, КПРФ – 11%, ЛДПР – 5%, «Гражданская платформа» Прохорова и «Справедливая Россия» Миронова – по 3%, «Народный альянс» Алексея Навального – 1%.

О чем это говорит? Формально рейтинг Медведева составляет 1%, а «Единой России» – 30%. Невозможная разница в популярности. Но не следует забывать, что реальным лидером ЕР все считают Путина, а его популярность – как раз 30%. Это тревожный симптом для ЕР. Выходит, что ее популярность равна популярности главы государства. Скорее всего, это означает, что ЕР полностью утратила собственного избирателя. За нее просто согласны голосовать сторонники Путина.

КПРФ как партия еще жива. Об этом свидетельствует тот факт, что за нее готовы голосовать больше людей, чем за Зюганова: 11 против 7%. На самом деле это хороший признак. На Западе бывают ситуации, когда популярная партия побеждает на выборах, несмотря на слабость лидера. Бывает и наоборот: популярному лидеру не удается передать свой рейтинг партии. Это свидетельствует о том, что у партии есть своя репутация, независимая от руководителя. И это, пожалуй, неплохо.

Рейтинг ЛДПР – 5%, чуть выше рейтинга Жириновского. Остальные партии вовсе не преодолевают пятипроцентный барьер, что означает, что в Думу, будь выборы сегодня, они не проходят.

Итак, как выглядит наше политическое поле? Да примерно так, как если бы на него упала ядерная бомба. Есть единственный человек, которому немного доверяют, – Путин (30% сторонников). И больше половины избирателей говорят, что голосовать не за кого. Остальные голоса распыляются между официальными и неофициальными оппозиционерами, главное свойство которых – они никогда не придут к власти.

Получается, что у нас двухпартийная система. Только на одном фланге ее – Путин, а на другом – не «Навальный» или «Прохоров», а тотальное недоверие. И зона его ширится и растет. Пожалуй, это очень тревожный симптом. Политическая система должна «переваривать» протест, давать ему цивилизованный выход. Но выхода нет. Если доверие к Путину снизится, а недоверие к власти в целом превысит допустимый уровень, нас может ждать даже не революция, а просто одномоментное обрушение государства.

Источник: km