Несколько дней назад посмотрел фильм «Трудно быть богом». За событиями в Украине всё было недосуг написать о нём, но вот выдалось утро. Пока Путин не выступает в 15 часов по крымскому референдуму и видимо по другим большим проблемам. Так вот «Трудно быть богом».
Идёт дождь, и много грязи и почему-то все принюхиваются и нюхают. Главное действующее лицо – дон Румата Эсторский – даже лопату нюхает.
Вылавливают книжников и топят их в дерьме туалетов. А книжники это те, у кого есть печатные издания. А печатные издания – это комки слипшихся страниц, а вовсе не книги.
В грязи и по лужам, и дождь сверху, бродят такие зомби – население. Все поголовно – уроды. К тому же Алексей Герман Старший широко пользуется крупным планом. И вот эти грязные зловещие личики нам назойливо демонстрирует.
Всё это грязное население ссорится, сталкивается, ходит, бродит в грязи, дон Румата пьёт до бессознанки алкоголя, едет на осле лицом к его хвосту, швяряется дерьмом как нашист, и читает стихи Блока.
И есть некий зловещий дон Рэба, которого авторы повести, братья Стругацкие, сделали, ориентируясь на персонажа советской истории – Берию. Слышите похожие звуки «Рэба – Берия»?
Этот дон Рэба естественно очень плохой персонаж, ходит в плессированной ночной рубашке под меховой безрукавкой и совершает жестокости. Довольно банальные.
Короче гротеск и бедлам образца 1960-х годов.
Похоже на уродливый мирок Питеря Брейгеля Старшего и Младшего вместе взятых.
А ещё напоминает Сатирикон Феллини.
А ещё некоторые сцены Фауста работы Сокурова.
И некоторые кадры фильмов Тарковского.
И ещё есть тематическая схожесть с гнусной антипролетарской сатирой «Собачье сердце».
Мне представляется, что советский режиссёр Алексей Герман Старший решил на старости лет сделать, наконец, фильм, который он не мог сделать в советских условиях. Сделать его он сделал, по рецептам милых ему мировых шедевров его юности, периода, когда он сформировал свои вкусы.
Но слишком поздно.
И вот мы имеем много грязи, грязную воду, уродливых людей, много дерьма. Короче, средневековье духа в представлении и глазами либерала. Владения дона Руматы – это, по-видимому, подразумеваемый СССР, серое братство у власти.
Сквозь грязь и дерьмо проглядывает порой сюжет, куски сценария: любимая либеральная тема, уже упомянутая мною охота на книжников (у Рэя Бредбери, вы помните, книги жгли, обнаружив их), дон Румата выступает в поход против города Арканар, где к власти пришло чёрное братство. Ну, видимо, фашисты.
По мере просмотра фильма, почти сразу, нужно сказать, то, что происходит на экране, вызывает глухое раздражение. Хочется встать и уйти.
Устарелый стиль пятидесятилетней давности.
Протухшие идеи. Видно большое желание быть умным режиссёром. На самом деле – печальное свидетельство того, что приёмы кинематографа 60-х устарели. И сам способ кинематографического мышления (эзоповый кукиш в кармане) 60-х устарел.
Искусство стареет, и творец, желающий быть всегда современным, должен подвергать свой стиль метаморфозам. В этом омоложении взгляда и стиля и состоит талант, не говоря уже о гениальности.
В общем печальная, никому не нужная неудача. На кой чёрт!
Эдуард Лимонов
Один стоит другого