Вторник, 27 октября, 2020
НОВОСТИ > НОВОСТИ МЕДИА > МНЕНИЯ > Печальная неудача. На кой чёрт!

Печальная неудача. На кой чёрт!

377524_105093909610949_1894184679_nНесколько дней назад посмотрел фильм «Трудно быть богом». За событиями в Украине всё было недосуг написать о нём, но вот выдалось утро. Пока Путин не выступает в 15 часов по крымскому референдуму и видимо по другим большим проблемам. Так вот «Трудно быть богом».

Идёт дождь, и много грязи и почему-то все принюхиваются и нюхают. Главное действующее лицо – дон Румата Эсторский – даже лопату нюхает.

Вылавливают книжников и топят их в дерьме туалетов. А книжники это те, у кого есть печатные издания. А печатные издания – это комки слипшихся страниц, а вовсе не книги.

В грязи и по лужам, и дождь сверху, бродят такие зомби – население. Все поголовно – уроды. К тому же Алексей Герман Старший широко пользуется крупным планом. И вот эти грязные зловещие личики нам назойливо демонстрирует.

ab1766e6b6e844c1887b399bfcf3Всё это грязное население ссорится, сталкивается, ходит, бродит в грязи, дон Румата пьёт до бессознанки алкоголя, едет на осле лицом к его хвосту, швяряется дерьмом как нашист, и читает стихи Блока.

И есть некий зловещий дон Рэба, которого авторы повести, братья Стругацкие, сделали, ориентируясь на персонажа советской истории – Берию. Слышите похожие звуки «Рэба – Берия»?

Этот дон Рэба естественно очень плохой персонаж, ходит в плессированной ночной рубашке под меховой безрукавкой и совершает жестокости. Довольно банальные.

Короче гротеск и бедлам образца 1960-х годов.

1e3341a932a84f87b2d17d7331c2Похоже на уродливый мирок Питеря Брейгеля Старшего и Младшего вместе взятых.

А ещё напоминает Сатирикон Феллини.

А ещё некоторые сцены Фауста работы Сокурова.

И некоторые кадры фильмов Тарковского.

И ещё есть тематическая схожесть с гнусной антипролетарской сатирой «Собачье сердце».

85b0e27df1d54a8f90f66762b760Мне представляется, что советский режиссёр Алексей Герман Старший решил на старости лет сделать, наконец, фильм, который он не мог сделать в советских условиях. Сделать его он сделал, по рецептам милых ему мировых шедевров его юности, периода, когда он сформировал свои вкусы.

Но слишком поздно.

И вот мы имеем много грязи, грязную воду, уродливых людей, много дерьма. Короче, средневековье духа в представлении и глазами либерала. Владения дона Руматы – это, по-видимому, подразумеваемый СССР, серое братство у власти.

Сквозь грязь и дерьмо проглядывает порой сюжет, куски сценария: любимая либеральная тема, уже упомянутая мною охота на книжников (у Рэя Бредбери, вы помните, книги жгли, обнаружив их), дон Румата выступает в поход против города Арканар, где к власти пришло чёрное братство. Ну, видимо, фашисты.

По мере просмотра фильма, почти сразу, нужно сказать, то, что происходит на экране, вызывает глухое раздражение. Хочется встать и уйти.

Устарелый стиль пятидесятилетней давности.

Протухшие идеи. Видно большое желание быть умным режиссёром. На самом деле – печальное свидетельство того, что приёмы кинематографа 60-х устарели. И сам способ кинематографического мышления (эзоповый кукиш в кармане) 60-х устарел.

e7256bbd49aa4cbc8753bbc6824e

Искусство стареет, и творец, желающий быть всегда современным, должен подвергать свой стиль метаморфозам. В этом омоложении взгляда и стиля и состоит талант, не говоря уже о гениальности.

В общем печальная, никому не нужная неудача. На кой чёрт!

Эдуард Лимонов

One thought on “Печальная неудача. На кой чёрт!

Comments are closed.