Среда, 25 мая, 2022
НОВОСТИ > НОВОСТИ МЕДИА > ТЕХНОЛОГИИ > О визуализации медиарынка, массовых коммуникациях и интерактивности

О визуализации медиарынка, массовых коммуникациях и интерактивности

В информационную эпоху среда обитания человека быстро визуализируется. При этом процесс визуализации нарастает столь стремительно, что известному афоризму французского философа Рене Декарта «Cogito ergo sum» —  «Я мыслю, — значит,  существую» впору придать современную трактовку, заменив глагол  «мыслить» на «видеть», тем более, что в эпоху постмодерна внешняя форма образов явно превалирует над их содержательностью и смыслом. Несмотря на несоизмеримость значений двух понятий, смысл новой фразы обращен к визуальной способности homo informaticus воспринимать и понимать окружающий мир. Хотя стоит признать, что визуальное восприятие и понимание у индивидуумов заметно различаются,  и это зависит от визуальной культуры и визуального мышления каждого.

Эти новые понятия, основанные на английских терминах «visual» и «vision», имеющих множество значений, емких и богатых по смыслу, в настоящее время не только широко употребляются, но и скрупулезно исследуются многими дисциплинами –  в дизайне, психологии, искусстве, культурологии, других. Теория массовых коммуникаций и теория телевидения в их числе. Вводятся в оборот и термины «визуальные коммуникации», «визуальные модели», «визуальные системы» (ставится даже вопрос о создании новой научной дисциплины – визуалогии ), которые, по мнению исследователей, активно воздействуют на массовую культуру, направляя ее по пути чуть ли не «тотальной визуализации».

Данному феномену есть объяснение. Ускоряющийся ритм жизни заставляет человека мгновенно ориентироваться в обилии информации, распространяемой медиарынком. И визуальные образы, их наглядность, доходчивость, универсальность, помогают ее быстро усваивать. Например, известный российский психолог, автор инженерной психологии В.П.Зинченко считает: «Зрительные образы, в отличие, например, от слуховых, характеризуются субъективной симультанностью, позволяющей мгновенно «схватывать» отношения, существующие между различными элементами воспринимаемой ситуации…».   Более того, визуальный облик товаров и услуг становится основой потребительного рынка, является стимулом к приобретению продукции.  «Отныне, — отмечает искусствовед Ж.Пенин, — уже не вещь отправляется на завоевание для себя рынков, а ее изображение. Общество решается на выбор вещи, все в меньшей степени считаясь с ее реальной ценностью и все в большей зависимости от того, как ее изображают» .

Таким образом, изображение в жизни современного человека занимает приоритетные позиции и значение его весьма существенно. Однако данное утверждение еще в большей степени обращено к видеоизображению, представленному на экране. По степени эффективности восприятия экранному изображению нет равных. Широчайший же спрос оно получило именно благодаря телевидению, самому мощному средству массовой коммуникации, ставшему одновременно стимулом для формирования визуальных способностей человека. Конечно, визуальная культура, в процессе эволюции аккумулируя в своей среде различные формы воспроизведения – графическое, изобразительное искусство, фотографию, кино и т.д., издревле сопровождает человека. Наскальные рисунки первобытных людей тому свидетельство. Однако вряд ли можно оспаривать тот факт, что с появлением телевидения, вошедшего в каждый дом, беспрестанно развивавшего за годы своего существования зрелищность, визуальная культура обрела истинную массовость. И сегодня аудиовизуальный образ, производимый телевидением, продолжает активно воздействовать на медийную среду, информационное пространство в целом. В цифровой среде оно апробирует свойства «конвергентность», «интерактивность», «вездесущность», став и точкой отсчета для возникновения новых направлений деятельности. Например, IPTV, мобильного ТВ, у которых, по утверждению экспертов, большое будущее.

Оказало бы телевидение столь мощное воздействие на визуальную культуру и, как следствие, на психологию восприятия масс, если бы оно не обладало соответствующей технико-технологической платформой? Вопрос этот риторический. Следует признать, что именно постоянно совершенствующаяся технологическая база ТВ систем и есть основа для эволюционной поступи этого средства массовой коммуникации, которое прошло путь от блеклой, маловыразительной, плоской черно-белой «картинки» до завораживающе красочного изображения цифрового качества на современных плоских экранах, только усиливающих восприятие реального мира. Как известно, без вещательных технологий, исключительно сложных по своей сути, нет и телевидения.

Инновационное продвижение в будущее телевидение демонстрирует и в цифровое время. Несмотря на то, что телевидение высокой четкости в мире только начинает осваиваться, цифровые ТВ системы уже апробируют стандарт сверхвысокой четкости в четвертом поколении. Такое изображение позволяет увидеть на огромном стадионе, например, часы на руке судьи или выражение лиц арбитров. Но и на этой новации телевидение не останавливается. Наступило время стандартизации объемного телевидения, так называемого «3D-телевидения», возможности которого исследуются во многих странах, в том числе в России. Такое изображение позволит человеку воспринимать пространство телевизионной «картинки» в трехмерном измерении, ощутить его глубину. Об этом еще в 1954 году писал наш соотечественник профессор П.В.Шмаков.

О грядущих инновациях в сфере многофункциональных цифровых ТВ систем и принятых рекомендациях в области международной стандартизации поведал во время Конгресса НАТ-2008 Почетный председатель 6-й Исследовательской комиссии МСЭ-Р, главный научный сотрудник НИИ Радио, профессор М. И.Кривошеев, выступивший с докладом «Новые международные решения по стандартизации в телерадиовещании и пути их реализации». Он обрисовал стратегию развития объемного телевидения, определив ее как «путь к всемирной системе 3D-телевидения», рассказал об исследованиях этой ТВ-системы, которые ведутся в США, Франции, Великобритании, Италии, Канаде, Японии, других странах.  Европейский вещательный союз также работает в области «3D телевидения» совместно с рядом исследовательских лабораторий, включая ВВС (R&I), RAI (CRIT) и NHK (STRL).  Однако именно Россия в лице профессора М.И.Кривошеева внесла в МСЭ-R предложение о своевременности заключения всемирных соглашений по «3D телевидению», и 6-я ИК одобрила «новый Вопрос изучения», который единодушно принят всеми членами МСЭ. В настоящее время данный Вопрос 128/6 изучается 6-й ИК МСЭ-Р (под председательством Christoph Dosch, Германия) в Рабочей группе 6С (под председательством David Wood, EBU). Учитывая значимость интереса 6-й ИК – ведущего международного форума по объемному телевидению, а также активное начало изучения Вопроса по его стандартизации, можно предположить: недалеко время, когда система «3D-телевидение» начнет покорять телезрителей всего мира, что станет еще одним вкладом телевидения в визуальную культуру.

Нельзя не сказать и о других решениях, принятых в области международной стандартизации, представленных в докладе профессора М.И.Кривошеева. Прежде всего это касается единой рекомендации для всех стран, устанавливающей технические характеристики для спутникового (Рек. ВО-1744) и эфирного наземного вещания (Рек.ВТ-1744), предназначенные для массового оповещения населения по последствиям бедствий и спасательным операциям. Как известно, электронные СМИ выполняют важнейшую функцию, информируя население и способствуя тем самым сохранению жизни людей в условиях природных катаклизмов и техногенных аварий. Об этой функциональной особенности электронных медиа нередко забывают, но только до тех пор, пока не пришла беда. В сложной же ситуации электронные СМИ – это спасательный круг, вовремя брошенный утопающему.

Выступает телевидение в роли авангарда и в отношении развития интерактивности всех видов связи, включая мобильные терминалы. На сей счет международной стандартизацией принят целый пакет рекомендаций. Исследования по интерактивности также были начаты в 1993 году по инициативе докладчика, в то время Председателя 11-й ИК МСЭ-Р. Это весомый вклад не только в развитие медиарынка, который в цифровой среде выходит на этап персонализации своей аудитории, но и способ оперативного и качественного решения множества социальных вопросов в различных сферах деятельности. Таким образом, можно сказать: совершенствуя свою технологическую платформу, телевидение  оказывает позитивное воздействие на развитие социальной среды.

Что же касается интерактивного телевидения, только начинающего внедряться в полной мере, то для медиаструктур –это важнейший механизм для совершенствования телепрограмм, ведения бизнеса, делающий прозрачными оценку и рейтинг программ, отношение телезрителей к телеканалу, стоимость рекламы. Как отметил М.И.Кривошеев, «Имея интерактивный STB, не нужны специальные тестовые приборы, поскольку на экране компьютера сетевого центра, куда стекается вся информация о просмотре программ, видны данные, необходимые для использования в социальных вопросах и коммерческой деятельности».  Не забыто и IP-телевидение. Предполагается, что уже этой весной будет принят международный стандарт, позволяющий сопрягать стандарт DVB и  IPTV. Была обнародована новость и по стандарту DVB-T2 для цифрового наземного ТВ-вещания. Как отметил докладчик, «17 октября 2008 года было предложено использовать этот стандарт, который не заменяет уже существующий, но рассчитан на увеличение  объема пропускаемой по каналу информации на 30-50%».

Но вернемся к процессу визуализации медиарынка. Все чаще приметой повседневности становятся огромные яркие экраны — цифровые панно, установленные в многолюдных местах —  в точках розничной торговли, на площадях, вокзалах, стадионах, в парках. Показываемые на этих экранах яркие визуальные образы украшают улицы городов, привлекают внимание населения. Одновременно цифровые панно создают и новые коммерческие возможности для разработчиков вещания, специалистов по интеграции систем. Современные технологии дисплеев, цифровых систем ТВЧ и ТВСВЧ позволяют создавать видеоинформационные системы (ВИС) для оперативного воспроизведения визуальной информации. Тематическая направленность этой информации самая разнообразная: телевизионный контент, рекламные блоки, бизнес-информация различного уровня. Это так называемые «специальные зоны ВИС», которые также подлежат международной стандартизации: по данному вопросу на заседаниях 6-й ИК МСЭ-Р, состоявшихся в мае и октябре 2008 года по предложению России, уже разработана программа исследований.

Но дело не только в разработке необходимых стандартов. Важно и то, что переход электронных СМИ в цифровую среду потребует немалых вложений. И профессор М.И.Кривошеев фактически указывает вещателям оптимальное менеджерское решение выхода из сложившейся ситуации. Полагая, что интеграция многих видов информационных служб в программный центр – исключительно перспективное и коммерчески выгодное решение, он предлагает вещательным компаниям взять на себя основную инициативу по производству контента и совместно со связистами участвовать в развитии структур ВИС в городе. Логика его рассуждений вполне прагматична. «Ведь реклама, прерывающая фильм, не воспринимается столь позитивно как реклама, идущая самостоятельно и длительно», — подчеркивает М.И.Кривошеев. И если вещатели изъявят готовность выстроить систему интеграции программных центров, и будут способствовать установкам на улицах ярких экранов вместо растяжек, объявлений, выстроят механизм привлечения рекламодателей, то улицы российских городов оснастятся  видеоинформационными системами для трансляции контента, а также многих бизнес-программ. Это предложение можно рассматривать и как новый взгляд на ведение медиабизнеса,  и как поддержку вещателей, которым предстоят немалые затраты при переходе в цифровую среду с многопрограммным вещанием.

Прозвучал в докладе М.И.Кривошеева и ряд идей по участию в преодолении экономического кризиса. Был предложен новый подход — создание фондов и механизмов, способствующих ускорению развития информационного общества. Был обозначен и практический выход по ускорению внедрения цифровой платформы в отрасли с учетом сроков реализации программы. По мнению ученого, разработанный пакет мировых стандартов цифрового телевидения сам по себе обеспечивает значительное повышение качества и объема вещания. Срок же внедрения цифровых стандартов, установленный Региональной Конференцией Радиосвязи (РКР-2006),  обозначен 2015 годом. Однако, благодаря реализации передачи нескольких цифровых ТВ-программ или ТВЧ в стандартном канале аналогового ТВ (концепции ТВЧ 6-7-8 и МПТВ 6-7-8), предложенной профессором М.И.Кривошеевым, во многих странах впервые появится «цифровой дивиденд» в виде широких полос частот за счет освобождающихся каналов аналогового ТВ. В итоге возникает уникальная ситуация, при которой внедрение перспективного цифрового ТВ не только никого не теснит в спектре, но напротив, за счет эффективного его использования предоставит частотные полосы для новых служб. Подойти же к предварительной оценке временного интервала этих уникальных условий можно следующим образом. По словам докладчика, поиск оптимального использования «цифрового дивиденда» уже проявился на ВКР-2007, сделавшей первый шаг по продвижению службы подвижной связи в полосу 790-862 МГц (61-69 ТВ каналы). Можно ожидать, что ВКР-2011 и ВКР-2015 интенсифицируют этот процесс. Таким образом, 2015 год сможет стать для многих стран рубежом внедрения цифрового ТВ-вещания и бурного развития новых служб за счет использования «цифрового дивиденда».

Обрисовал этот крупный специалист и перспективы вхождения в цифровую среду. Он убежден: «Конвергенция служб телерадиовещания, КТВ, интернета, компьютерных технологий, цифрового кинематографа, прогресса радио и волоконно-оптических систем, а также внедряемых нанотехнологий требует глобального комплексного подхода к формированию цифровой среды. Такой подход поможет решению многих социальных и экономических задач. В результате произойдет увеличение доходов от использования цифрового многоцелевого интерактивного вещания; ожидается также взрыв объема целого спектра услуг мобильной связи; состоится коренное расширение рекламного бизнеса благодаря внедрению в населенных пунктах массовых видеоинформационных систем с множеством экранов. Произойдет это благодаря всевозрастающему спросу на инфокоммуникационное обслуживание. Появятся не только новые рабочие места, но и спрос на массовый выпуск цифровых приемников, многофункциональных STB, других устройств».

На основании этих выводов профессор М.И.Кривошеев обратился к афоризму древнеримского поэта Ювенала «Panem et Circenses» — «хлеба и зрелищ», который, по его мнению, уже не полностью отражает новые требования информационного общества. Спрос на цифровые вещательные технологии,  мобильную связь, за последнее десятилетие охватившую мир, массовые коммуникации растет день ото дня. Телепрограммы, олицетворяющие визуальную культуру, стали вездесущими. Поэтому известный афоризм можно было бы расширить, добавив к нему и понятие «массовые коммуникации». Таким образом, современные дефиниции «зрелище» и «массовые коммуникации» могут обеспечить более 2/3 социального заказа в цифровую эпоху. То, что массовые коммуникации преображают мир, сегодня никто не сомневается. Лишний раз подтверждают это совершенствующиеся национальные и международные системы вещания, которые благодаря цифровым технологиям постепенно, но последовательно и неуклонно превращаются в эффективное средство культурной глобализации.

(С) Светлана Уразова