Медийный рынок стремительно меняется, отдавая все большее предпочтение виртуальному пространству, мультимедийной интернет-среде, где ныне позиционируют свой контент и традиционные СМИ и новые медиа. Спрос на размещение в интернет-среде информационного продукта профессиональными СМИ, печатными или электронными, связан не только с фактором оперативного распространения контента, но в первую очередь с привлечением разных сегментов потенциальной аудитории, заинтересованной в быстром получении информации, необходимой для жизненно важных решений. Социальная потребность в получении информации в широком ее значении – основополагающий критерий функционирования массмедиа, их экономического потенциала. Показатель аудитории, в большей или меньшей степени, характеризует потребность масс в информировании и одновременно обеспечивает существование СМИ. Чем больше аудитория, тем выше конкурентоспособность СМИ ¬- в экономическом и репутационном плане.
Вызовы цифрового времени
Новая информационно-коммуникационная среда (ИКС) диктует массмедиа свои правила «игры» при формировании цифрового рынка. Изменение условий существования (от мономедийной среды к мультимедийной) влечет за собой и изменение принципов взаимодействия и функционирования субъектов медиарынка, оказывая на медийные структуры заметное воздействие. В цифровой период в информационном пространстве особое значение приобретает фактор мультимедийности, проявляющийся как в совокупности различных информационных сред, где СМИ могут позиционировать свой информационный продукт с учетом особенностей и специфики этой среды, так и в многообразии форм контента. Данный аспект, как и перемены в ИКС, подвигает медийные структуры к реформированию – и в организационно-управленческом плане, и в области создания/распространения информпродукта. И здесь немаловажным является вопрос о том, какой из способов распространения контента конкретное СМИ относит к основному, ведущему, а какой к ведомому, т.е. вспомогательному.
Однако и в том, и в другом случае отличительной чертой производимых массмедиа продуктов по-прежнему является их социальная значимость, качество содержания и профессиональный подход к формообразованию. Именно эти характеристики проводят водораздел между профессионализмом и любительством. Последнее проявляется в активно развивающейся современной тенденции – росте блоггерства или так называемой «народной журналистики», что связано с процессами становления информационного общества, когда любой медиапотребитель, не относящийся к профессиональному сообществу, способен не только создать свой интернет-сайт, наполнить его текстами, иллюстрациями, аудио- и видео, но и привлечь к своему творчеству порой немалую аудиторию. Иначе говоря, наш современник, развивая творческое воображение и наращивая навыки формообразования медиапроизведения, стремится проникнуть в профессиональную среду, становясь производителем и распространителем собственного информационного продукта, т.е. самодеятельным участником медиарынка, нередко весьма успешным, что позволяет ему включать в свою деятельность и финансовые средства. Психологи связывают эту тенденцию со сменой социальных стереотипов: стереотипы выживания сменяются на стереотипы самовыражения. Наиболее явно это проявляется в социальных сетях, получивших повсеместно широкое признание. Однако рост блоггерства как явления бросает вызов медийному сообществу, мотивируя его представителей к росту профессионального мастерства.
Современные методы распространения контента, создаваемого СМИ, – одна из важных составляющих бизнес-модели медийной структуры, ориентированной на рост капитализации. Но капитализация компании, в том числе и медийной структуры, проявляется не только в экономических показателях, в частности, в привлечении наибольшего количества рекламы, сопряжена она и с уровнем качества профессиональных компетенций персонала, в нашем случае — журналистов. И в этом плане появление интернет-среды следует рассматривать как явление позитивное, поскольку она ведет к обновлению профессиональных навыков и знаний, т.е. как основополагающую тенденцию, продиктованную эволюционными процессами в области массмедиа. Это подтверждает и статистика, обращенная к интеллектуально-духовным интересам российского населения в контексте развития интернета в России.
Согласно исследованиям ВЦИОМ, проведенным 22-23 сентября 2012 года в 138 населенных пунктах 46 российских областей, краев и республик, пользователями Сети являются уже 60% россиян, причем 40% выходят в Сеть ежедневно (год назад их было 30%)[2]. При этом 47 % респондентов интересуют именно новости о событиях в стране и мире, 51% использует интернет для работы и учебы, 39% — для прослушивания музыки, просмотра кино, чтения книг, 17% — прибегает к интернету ради виртуальных игр, а 12% — с целью совершения покупок онлайн. Все это свидетельствует о потребностях потенциальной аудитории. Но не только. Приведенные данные позволяют утверждать, что виртуальное пространство все более утверждается как социально значимое явление в информировании и жизнеобеспечении населения, а обращение к нему становится для многих граждан уже сформировавшейся потребностью и даже привычкой. Когда к интернету начнут прибегать 95% населения, этот вид информирования окончательно превратится для российского населения в неотъемлемую норму жизни. К 2018 году Минкомсвязь России прогнозирует устранить имеющиеся ныне несовершенства в обеспечении связи и интернета – возможность выхода в виртуальное пространство появится в поездах, самолетах, других видах транспорта[3]. Таким образом, медиапользователь, независимо от своего местоположения, сможет беспрепятственно получать в режиме реального времени любой вид информации, а современное технологическое обеспечение медиарынка позволит населению страны реагировать на процессы ускорения цифрового времени и его вызовы в социально-экономическом плане. Такова проекция ликвидации информационного неравенства, на обеспечение которой нацелены сегодня все известные отечественные виды СМИ, как традиционные, так и новые.
Преимущества интернет-продукта
Однако преимущество интернет-среды состоит не только в оперативном способе доставки информации, будь она вербальной, инфографической, аудиовизуальной и т.д. Телекоммуникационные и компьютерные технологии, быстро совершенствующиеся, с самого начала обеспечили виртуальной среде интерактивность, т.е. возможность мгновенного взаимодействия СМИ со своей аудиторией в режиме реального времени. Это еще одна отличительная черта цифрового медиарынка, которой в мономедийной среде у СМИ не было. Другим знаковым фактором виртуальной среды, также обеспечиваемым интернет-технологиями, является возможность выявления целевой аудитории (таргетинг), на которую рассчитан распространяемый контент. Профессиональным СМИ это позволяет быть творчески нацеленными при создании своего продукта, ориентируясь на интересы того сегмента аудитории, с которым оно работает. Особо же значимым преимуществом функционирования интернет-среды является ее информационная «всеядность» – способность впитать в себя невиданное доселе разнообразие и сочетание форм контента, где соседствуют текст, фотоизображение, статистические данные, инфографика, аудио, видеосюжеты, а их совокупность и взаимодействие на единой площадке проецируют гармонизацию синкретического экранного образа [4]. В профессиональном плане навык формирования экранного образа тоже связан с цифровыми технологиями, следовательно, современному журналисту необходимо знание ключевых аспектов функционирования этого инструментария с учетом его применения в творческом процессе. При этом следует учитывать и то, что вхождение в виртуальное пространство обеспечивают различные мобильные устройства, снабженные экраном, без конца совершенствующиеся, что обеспечивает формирование нового типа культуры – экранной, ныне находящейся в стадии активного становления. Таким образом, создатель интернет-продукта априори является и формирователем экранной культуры, внося элементы своего творчества в цивилизационное развитие общества.
Семантическое разнообразие экранного продукта, тяготеющее к гармонизации и рассчитанное на чувственно-эмоциональное восприятие индивида, сопряжено, с одной стороны, с творческим потенциалом его создателя, с другой – обусловливается мультимедийностью среды, что понимается как синтез различных медийных форм на едином информационном поле (интернет-сайт, интернет-портал). По Л.С. Выготскому, в основе синкретических образов лежат главным образом эмоциональные субъективные связи между впечатлениями, принимаемыми (в его исследовании) ребенком за связи вещей [5,143]. Высказывание выдающегося писхолога можно спроецировать и на оценку интернет-продукта. Как бы ни отличался процесс восприятия образов ребенком и взрослым, в нем априори заложено чувственно-эмоциональное познание и накопление опыта, возникающие благодаря новым впечатлениям, будь то негативные или позитивные. При этом не следует забывать, что познание индивидом нового, как и восприятие, всегда субъективно, так как связано с потенциалом личности. Поэтому в целом мультимедийный интернет-продукт, при имеющейся у него информативности, предназначен для познания и открытия нового. Иначе говоря, и традиционные и новые медиа призваны исполнять свою социокультурную роль при реализации интегративной, познавательной или рекреативной функции. А потому основным вопросом для журналистов, работающим в цифровой среде, было и остается не то, ЧТО они делают, а КАК они это делают. То есть насколько они компетентны при освоении виртуального пространства.
Тем более, что в жанровом отношении сетевые СМИ мало отличаются от традиционных, разве что значительно большей информационной емкостью, что обеспечивается гипертекстовыми ссылками и мультимедийными «вкраплениями». Среди множества интернет-СМИ есть, как известно, немало новостных сайтов, литературных, научно-популярных, детских, женских и т.д., что характеризует их тематическую направленность, а также нацеленность на определенный сегмент аудитории. Однако всем им присущи важные качества — оперативность при размещении информации и ее постоянное обновление. Кроме того, в виртуальной среде уже активно функционируют такие интернет-ресурсы, как IPTV, интернет-вещание, мобильное ТВ, распространяющие аудиовизуальную продукцию, где редакционные коллективы выступают скорее в роли агрегаторов, а не создателей продукции. Но грамотный подбор контента всегда рассматривался как часть профессиональных компетенций журналиста и относился к творческому процессу.
Конвергенция и интеграция в медийной среде
Понятие «мультимедийность» как в отношении контента, так и медийного рынка в целом, сопряжено с другими, уже устоявшимися терминами – «конвергенция» и «интеграция». Ныне эти понятия прочно укоренились в лексике профессиональных СМИ, зарубежных и российских. Для уточнения определимся с дефинициями. Конвергенция (от лат. convergere – приближаться, сходиться) означает «схождение», «сближение», что в контексте медийных реформ обеспечивает разным видам СМИ новое концептуальное взаимодействие с учетом их организационно-структурного сближения или полного слияния, а также формирование новых управленческих методик для оперативного создания оригинального информационного продукта с целью его размещения в разных медийных средах и захвата внимания наибольшего объема потенциальной аудитории. В теории массмедиа термин «конвергенция», трактующийся как «сближение в сторону слияния, устойчивого равновесия и развития», обозначает сближение и появление нового качества в результате развития и интеграции технологий распространения СМИ, а также в результате диагонального объединения медиакомпаний [6,356]. Интеграция (от лат.integer – полный, цельный, ненарушенный) обозначает процесс или действие, результатом которого является целостность уже состоявшегося объединения или соединения, что в рамках преобразования медийных структур свидетельствует о стремлении к углубленному и целостному взаимопроникновению на всех направлениях этой деятельности, включая функционирование новой сложившейся системы и отлаженность процессов ее функционирования с целью достижения оптимальных результатов.
Почему медиарынок подвержен ныне фундаментальным преобразованиям, где конвергентно-интеграционные процессы ставятся во главу угла? Этому тоже есть объяснение. Структурно СМИ движутся в сторону укрупнения, превращения в транснациональные компании, способные работать на глобальном информационном рынке. Понятно, что не все СМИ смогут состояться на этой ниве, конкуренция на медиарынке слишком высока. Но тенденция прослеживается и может проявляться как на глобальном рынке, так и глокальном (регионально-локальном). А это, в свою очередь, предполагает и интенсивный рост профессионального потенциала медиакомпании, освоения журналистами новых профессиональных навыков и знаний, как из области технологий, так и гуманитарных наук, таких как социология, психология, философия, культурология, коммуникативистика, других. СМИ также подвержены законам диалектики, а потому их эволюционное развитие следует понимать как процесс смены последующих этапов – от низшего к высшему, т.е. как движение — существенное и необходимое, от устаревших форм к новым с учетом закономерных трансформаций в историческом времени. Таким образом, подчиняясь общим законам диалектики, СМИ постепенно и спиралевидно совершенствуются, а потому формирующиеся ныне конвергентные редакции следует рассматривать как эволюционное преобразование медийных организаций, их переход из количества в качество.
В этой связи целесообразно привести ряд характеристик, являющихся «точкой отсчета» для преобразования цифрового медиарынка, которые иллюстрируют причинно-следственную связь возникновения конвергентных и интеграционных процессов. А именно:
• смена мономедийной среды на мультимедийную;
• смена классификационного названия медиа – из СМИ они трансформируются в СМК (средства массовой коммуникации);
• в результате ускоренного развития технологий происходит их взаимопроникновение, что приводит к рождению нового типа интегрированного рынка, где доминируют мультимедийные услуги и сетевое обслуживание;
• усиливается процесс массовизации общества, чему активно способствуют массмедиа;
• возникает и усиливает свое влияние на общество «народная журналистика», что приводит к снижению требований к профессиональным стандартам в журналистике;
• возникает новая форма коммуникации – интерактивность, обеспечиваемая цифровыми технологиями в виде обратной связи, что изменяет принципы взаимодействия массмедиа с аудиторией, и это приводит к осознанию потребителями значимости собственной роли на информационном рынке;
• власть потребителя медийной продукции многократно возрастает: его гипотетическое воздействие на производителей медийных продуктов усиливается;
• в сфере медиа начинает преобладать конвейерный тип творческого производства;
• процессы глобализации с учетом использования современных цифровых технологий изменяют параболу распространения информационного продукта;
• изменяются концепт и форматы рекламного продукта, маркетинг в сфере медиа становится неотъемлемым явлением;
• информационно-коммуникационная среда, изменяющаяся под воздействием цифровых технологий, диктует новые «правила игры» медийным бизнес-структурам.
Информационное пространство и потребности общества
Количественное увеличение информационных потоков на медиарынке не является, тем не менее, показателем становления информационного общества. Как подчеркивает профессор Я.Н.Засурский, «мы должны сознательно избрать путь построения общества знаний, в котором человек становится в центр системы, поскольку именно он является производителем и конечным потребителем информации, а простое увеличение информационных потоков совсем не обязательно приводит к появлению новых возможностей для его развития» [7]. Таким образом, проблема наполнения информационного пространства социально значимыми смыслами предстает не только как актуальная, но связана с эволюцией социальных групп и выбором духовно-культурных приоритетов современного общества. Взаимосвязь между отдельным производимым информпродуктом и информационным пространством в целом очевидна. Информационное пространство – это синтез некой массы информационных сообщений/продуктов, каждое из которых, имея свои индивидуальные характеристики и признаки, воздействует на общий контекст его содержания.
Потребность современного общества в социально значимых смыслах, распространяемых в информационных потоках, обусловлена личностной и коллективной идентификацией. «Многообразие смыслов, которыми человек наделял окружающий мир, было следствием его меняющегося положения в этом мире, того, как он чувствовал и осознавал себя в нем», – подчеркивает известный российский философ В.М.Межуев [8]. Таким образом, самоопределение и самоидентификация человека в окружающем мире во многом зависят от того, какими смыслами наделено информационное пространство, а потому смыслы, производимые СМИ, играют в развитии социума далеко не последнюю роль. В этом плане каждое СМИ следует расценивать как значимый и эффективный ресурс для развития общества. Но в русле конвергентно-интеграционных процессов, нацеленных на объединение творческого потенциала различных по своей специфике СМИ, эта роль значительно возрастает, поскольку базисом для эволюционных преобразований на медиарынке является журналист как создатель мультимедийного информационного продукта. И прежде всего, его личность, чьи индивидуально-интеллектуальные особенности в сочетании с профессиональными компетенциями изначально ориентированы на творческую эволюцию и рост креативного потенциала. Эти две составляющие (личность журналиста и его стремление к росту креативности) предопределяют и множественные вариации при создании мультимедийного информационного продукта. Именно журналист как первичная ячейка медийной структуры и незыблемая ее основа способен, используя в качестве инструментария свой творческий потенциал и профессиональные компетенции, находить новые решения при создании синкретического экранного образа.
(С) Светлана Уразова