Sunday, November 19, 2017
НОВОСТИ > ЖУРНАЛ > ОБ УЧЕНИИ > Людмила Вербицкая: «Без серьёзной системы образования страна жить не может»

Людмила Вербицкая: «Без серьёзной системы образования страна жить не может»

d6a2b782aРоссийской Академии образования исполняется 70 лет. Месяц назад её руководителем была избрана президент Санкт-Петербургского государственного университета Людмила ВЕРБИЦКАЯ.

– Напомню, что наша академия основана 10 декабря 1943 года. Наступил перелом в войне, и стало очевидно, что без серьёзной системы образования страна дальше жить не может. Возникла Академия просвещения. Сегодня это – Российская академия образования.

С моей точки зрения, она – ключевая в научном сообществе. Хотя бы потому, что каждый будущий академик должен вначале пойти в детский сад, окончить школу и вуз, пройти все учёные ступени. А методологию образования призваны определять именно мы. И сейчас, на пороге перемен, необходимо, прежде всего, выстроить учебно-воспитательную систему.

Сегодня в академии 25 институтов, в них работают 154 лаборатории. Есть аспирантура, прекрасная библиотека… Когда я была избрана президентом, первым делом пригласила директоров институтов и руководителей всех лабораторий. Это удивительные люди: яркие, творческие, прекрасно понимающие важность своего дела и открыто говорящие о том, что мешает. Жаль, что многие из них впервые оказались на общем собрании. Как выяснилось, директора институтов не входили даже в президиум академии, состоящий из 31 ученого.

Сейчас мы разрабатываем оптимальную схему работы, активно включились в образовательный процесс. По большому счёту, именно академия должна определять, как, кому, по каким учебникам преподавать. Диапазон вопросов: от состояния педагогических вузов до учебных пособий. К примеру, в ближайшее время с помощью рецензентов необходимо из 2000 учебников отобрать наиболее приемлемые. Вероятно, прошлый опыт рецензирования – не самый подходящий. Могу об этом судить, потому что несколько лет назад, когда Санкт-Петербургский университет разрабатывал линейку пособий по русскому языку с первого до выпускного класса, выяснилось, что единой системы нет, а лучший учебник издан в … 1934 году под руководством академика Щербы, который чётко представлял себе, как донести предмет до школьника.

Кстати, в составе академии образования почему-то не оказалось специализированного языкового учреждения. Сейчас на повестке дня – создание такого института. Стоит ли удивляться, что из 720 петербургских школ только в двух десятках русскому учат так, как нужно, а из выпускников педвузов лишь семь процентов идут работать в школы. Да и то значительная часть молодых учителей русского и литературы через год уходят…

В ближайшее время планирую посетить школы и вузы, встретиться с педагогами и с теми, кто их готовит. Не только по русскому языку – по каждому предмету. Директора и педагоги жалуются, что их завалили составлением всевозможных отчётов и других бумаг. Вместе со специалистами проанализируем, какие документы действительно необходимы, и выйдем с предложениями в Министерство образования. Академии предстоит доказать, что мы – научный центр, способный проводить исследования и внедрять их в жизнь. Перед нами стоит задача, чтобы наши рекомендации для Минобразования стали если не обязательными, то такими, с которыми нельзя не считаться. Надеюсь, получится.

В академических институтах много интересных наработок и по методикам воспитания, и по общим проблемам детства: сколько ребят не ходит в школу, что происходит в семьях, как обучать детей с различными заболеваниями и отклонениями в развитии, как подавать материал мигрантам. Мы готовы организовать и обучение, и тестирование, и консультирование. К примеру: как помочь старшеклассникам выбрать профессию, как вести переподготовку взрослых…

К сожалению, большинство возникающих проблем не связаны напрямую с процессом обучения, скорее – характеризуют нынешнее состояние общества.

У нас с каждым годом всё меньше читают. Можете себе представить, что в 2011 году 30 процентов граждан России не прочли ни одной книги?! Раньше это было исключено!

Не должно быть детей, которые идут в первый класс, не умея читать. Многие почему-то возлагают на школу всё, что только можно. Есть и другая крайность. Не секрет, что лишь каждый десятый первоклассник выполняет домашние задания самостоятельно. За остальных клеят, рисуют, мастерят родители. Но если малыш не возьмёт дома молоток и не попытается вместе с папой забить гвоздь, потом у него вряд ли возникнет желание делать что-то своими руками. Дети и так всем занятиям предпочитают компьютер. Это далеко не безобидно и небезопасно, прежде всего, для них самих, хотя, конечно, благодаря интернету, они умеют без труда найти всё, что захотят. Так что увлечь современного подростка чем-нибудь нужным и интересным – действительно искусство и конкретных учителей, и всего педагогического сообщества.

До недавнего времени наша академия не занималась профессиональным образованием и высшей школой. Это неправильно. Мы думаем о создании соответствующих специализированных научных институтов. Ведь и рабочего класса в стране не хватает, и к качеству вузовской подготовки масса нареканий. В 70–80-е годы в Ленинграде была прекрасная система ПТУ. Я тогда занималась «полевыми» языковыми исследованиями, встречалась со многими рабочими, инженерами и могу подтвердить: это были разносторонне образованные люди. Кстати, руководители «Газпрома» и «Сбербанка» – Алексей Миллер и Герман Греф – снижают зарплату своим сотрудникам за грамматические ошибки. Очень хорошее начинание!

Но главное – воспитать не просто хорошего специалиста, а и настоящего гражданина России. На это должна работать вся образовательная система страны.

Источник: file-rf