Thursday, December 14, 2017
НОВОСТИ > НОВОСТИ МЕДИА > ТЕХНОЛОГИИ > Лучшие выдержки из книги «Как писать хорошо»

Лучшие выдержки из книги «Как писать хорошо»

«Как писать хорошо» по праву считается одной из самых авторитетных книг о писательском искусстве. На русском языке она впервые вышла летом этого года в издательстве «Альпина». Ее автор — известный американский журналист, писатель и публицист Уильям Зинсер, который всю свою сознательную жизнь посвятил писательству в самых различных формах. В своем «классическом руководстве» он делится секретами писательского мастерства и учит писать нехудожественные тексты просто и со вкусом.

Фото-16.09.13-13-34-461-605x806-605x454Недавно мне удалось прочитать её и хочу поделиться с вами с лучшими выдержками из этой замечательной книги. Советы автора пригодятся как людям, чья работа непосредственно связана с писательством, так и тем, кто просто хочет научиться ясно мыслить на бумаге.

  • Итак, прежде чем взяться за работу, задайте себе несколько основополагающих вопросов. Например: «В какой роли я собираюсь выступить перед читателем?» (Репортера? Поставщика информации? Обычного человека?), «Какое лицо и грамматическое время я выберу?», «Какой стиль?», «Какой будет моя позиция по отношению к материалу?», «Насколько широко я рассчитываю охватить свою тему?», «Каков мой главный тезис?».
  • Писатели должны постоянно спрашивать себя: что я пытаюсь сказать? Затем, они должны посмотреть на то, что уже написали и спросить: сказал ли я это? Будет ли моя мысль ясна человеку, который впервые столкнулся с этой темой? Если нет, значит в механизм попала какая-то труха.
  • Остерегайтесь употреблять длинные слова, которые ничем не лучше коротких: «содействие» (помощь), «многичисленные» (многие), «воспрепятствовать» (помешать), «индивидуум» (человек), «незначительный» (слабый), «изначальный» (первый), «присовокупить» (добавить), «чрезвычайно» (очень), «эксперимент» (опыт), «получивший наименование» (названный) и сотни других. Остерегайтесь скользких модных словечек  — всех этих парадигм  и приоритетов, гламуризаций и потенциализаций. Все это сорняки, которые задушат ваш текст. Не ведите с людьми диалога, если с ними можно просто поговорить. И не надо ни с кем «контактировать».
  • Не приукрашивайте то, что в этом не нуждается: «за возможным исключением» (кроме), «благодаря тому обстоятельству, что» (так как), «у него абсолютно отсутствовала возможность» (он не мог), «по истечении недолгого времени» (вскоре), «питая намерения» (чтобы).
  • Украсьте свой зачин нестандартностью, тонким наблюдением или выразительной деталью.
  • Вся штука заключается в том, что написанное надо сначала вычистить, а уж потом разукрашивать.
  • Ищите мусор в том, что вы написали, и безжалостно удаляйте его. Будьте благодарны за все, что вам удалось выбросить. Перепроверяйте каждое предложение, попавшее на бумагу. Есть ли у каждого слова своя незаменимая роль? Нельзя ли выразить ту же мысль более экономно? Не выглядит ли ваша фраза чересчур напыщенной, претенциозной или витиеватой? Не пожалели вы что-нибудь ненужное только потому, что оно кажется вам красивым? Упрощайте же, упрощайте.
  • Литература — это интимное общение двоих людей, происходящее на бумаге, и она хороша в той мере, в какой сохраняет свою человечность. Поэтому я призываю сочинителей писать от первого лица — говорить «я», «мне», «мы», «нас». Они же затевают спор.
  • Если вам не позволено использовать «я» в своих заметках, то по крайней мере думайте «я», когда сочиняете или напишите черновик от первого лица, а потом уберите из него «я» — тогда ваш текст, хоть и безличный, все равно будет теплее. Не прячьте себя и ваша тема будет привлекать внимание. Верьте в свою индивидуальность и в свои взгляды. Писать — значит демонстрировать свое эго — смиритесь с этим, и пусть его энергия движет вашим пером.

Кто вы такой, чтобы бояться высказывать свои мысли?

  • Никогда не говорите на письме того, что не могли бы непринужденно произнести в беседе.
  • Раздобудьте себе словарь синонимов.
  • Есть только один способ научиться писать — для этого вы должны заставить себя регулярно заносить на бумагу или печатать на компьютере определенное количество слов.
  • Вы должны выбрать то время, в котором будет происходить ваше основное общение с читателями, сколько бы взглядов вперед и назад вы ни бросали по пути. Следующий шаг — позаботиться о единстве тона.
  • Понемногу наращивайте напряжение. Каждый абзац должен усиливать предыдущий. Уделяйте больше внимания крепким деталям и меньше — пустой «развлекаловке». Особенно тщательной отделки заслуживают последние фразы в каждом абзаце — это своего рода трамплины, перебрасывающие читателя к следующему абзацу. Постарайтесь добавлять в них побольше юмора или неожиданности — этот прием с ключевыми фразами хорошо знаком эстрадным комикам. Заставьте читателя улыбнуться, и он будет ваш по крайней мере еще на один абзац.
  • Каждое хорошее произведение, написанное в жанре нон-фикшн, должно давать читателю пищу для размышлений в виде одной интересной мысли, которая раньше не приходила ему в голову. Так что решите, какую единственную идею вы хотите заронить в сознание читателя.
  • Доверяйте своему материалу, если он уводит вас в ту область, куда вы не собирались заходить, но где вы чувствуете себя комфортно.

Лучшее, что может сделать сочинитель нон-фикшн, — это удивить читателя.

  • Прилагательное, которое вставлено в текст только ради украшательства, потакает слабостям автора и обременяет читателя.
  • «Джон заметил его» звучит сильно. «Он был замечен Джоном» — слабо. Текст, изобилующий пассивными конструкциями, утомляет читателя.
  • Большинство наречий необязательны.
  • Удалите из своего обихода словечки, которые «конкретизируют» то, что вы чувствуете, думаете или видите: «слегка», «немного», «вроде», «довольно», «весьма», «очень», «слишком», «порядочно», «в каком-то смысле» и десятки других. Они разбавляют текст и лишают его убедительности.
  • Читателям нужен автор, который верит в себя и в то, что он говорит. Нельзя их разочаровывать. Не будьте смелым до известной степени — будьте смелым. Если вы чувствуете, что безнадежно увязли в длинной фразе, причиной может быть ваше стремление перегрузить эту фразу смыслом — например, заставить ее выразить две разнородные идеи. Самый быстрый выход из этого тупика — разбить длинное предложение на два, а то и три относительно коротких.

Хороший автор не мямлит, а источает уверенность.

  • Научитесь как можно скорее предупреждать читателя о любой смене вашей логической позиции при переходе от фразы к фразе. В этом вам поможет по меньшей мере дюжина разных слов и словосочетаний: «Но», «и все же», «однако», «напротив», «поэтому», «таким образом», «наряду с этим», «итак», «далее», «сегодня», «следовательно» и так далее.
  • Для начала нет более сильного слова, чем «но».
  • Всегда спрашивайте себя, где вы оставили читателей в предыдущей фразе.
  • Пока вы спали, ваш писательский разум бодрствовал. Писатель работает всегда.
  • На удивление часто трудная проблема, мешающая выстроить хорошую фразу, решается элементарно: надо просто выбросить из этой фразы неудачный кусок и забыть о нем.
  • Следите, чтобы абзацы были достаточно короткими. Текст воспринимается визуально — глаз реагирует на него раньше, чем мозг.

На свете нет ничего интереснее правды.

  • Старайтесь обходиться без вводных слов вроде «Как ни странно», «Само собой разумеется» — они оценивают факт прежде, чем он поступает в распоряжение читателя. Доверяйте своему материалу.
  • Нет предмета, который покажется вашим читателям слишком специальным или слишком экзотическим, если вы будете писать о нем с искренней увлеченностью. Смело выбирайте себе тему по душе — тогда вы напишите о ней хорошо и увлечете своих читателей.
  • Итак, подбирайте слова с особенным тщанием. Если оборот сам просится на бумагу, будьте внимательны: возможно, это один из бесчисленных штампов, которые так часто мелькают в туристических очерках, что избежать их удается лишь ценой сознательных усилий. Ищите незатертые слова и образы.
  • Убирайте все банальные подробности, не сообщайте нам, что на песок набегали волны, а сам он был белый. Находите детали, имеющие вес.

Задеть читателей за живое вам удастся только при условии, что вы будете писать для себя.

  • Сообщайте читателям ровно столько, сколько им нужно, чтобы решить, хотят ли они узнать всю историю до конца, но не так много, чтобы они потеряли к ней всякий интерес
  • Используйте конкретные детали
  • Посадите читателей в свое кресло в зрительном зале и помогите им увидеть спектакль вашими глазами.
  • Не употребляйте восторженных эпитетов, вроде «потрясающий» и «изумительный», которые занимают в арсенале многих критиков чересчур важное место.
  •  Что бы я ни писал, товар, который я продаю — это я сам. А ваш товар — вы.

В конечном счете, главный продукт, предлагаемый писателем читателю, — это не тема, о которой он пишет, а он сам.

***

Надеюсь, что эти советы и высказывания помогут вам улучшить мастерство написание текстов и придаст вам мотивацию для дальнейшей работы. Доверяйте себе, доверяйте своему материалу, пишите ясно и уверенно, и вы научитесь писать хорошо. Успехов!

Источник: lifehacker