В Москве закончила свою работу 26-я Московская Международная книжная выставка-ярмарка (ММКВЯ) на ВВЦ. Как и в прошлые годы, проходила она с помпезностью и размахом: толпы посетителей, зашкаливающее количество мероприятий, десятки книжных новинок, сотни выступавших гостей. Только вот чем дальше, тем очевиднее становится, как далеко ММКВЯ ушла от изначального формата мероприятия, где собираются любители чтения, чтобы пообщаться и накупить пару пакетов книг по недорогой цене.
При входе на ММКВЯ сразу бросается в глаза пышность и яркость стендов крупных издательств, каждое изощряется в дизайне как может. Книг они продают не так много, зато у каждого есть площадка для выступления приглашённых звёзд. Ведущая громко объявляет в микрофон очередное звёздное имя, публика подтягивается и замирает в восхищении. Звезда выходит и начинает говорить… неважно что. Люди собрались не для того, чтобы слушать, а для того, чтобы видеть. Чтобы убедиться, что да, есть такой человек. Он живой, настоящий, а не картинка в телевизоре. Чтобы потом говорить друзьям и коллегам: «а я вчера Макаревича видел!» и получать в ответ восхищённое: «о-о-о!». В какой-то момент всё это кажется похожим на балаган, в котором перед зрителями тяжело перетаптывается на месте дрессированный медведь с кольцом в носу.
У средних и мелких издательств стенды организованы гораздо проще. Книги выложены на прилавки и стеллажи. Подходи, смотри, выбирай. Если на таком стенде выступает приглашённый писатель, то ему даже и развернуться толком негде, да и зрителям остаётся только стоять в проходе, впрочем, их обычно немного собирается. На ММКВЯ сразу отчётливо видно — кто есть кто в отечественном книжном бизнесе. Кто может себе позволить большой, необычный стенд и кто вынужден довольствоваться стандартным прилавком. У кого приглашённые звёзды собирают кучу зрителей и у кого проходящие мимо люди спрашивают друг друга полушёпотом: «Кто это там автографы раздаёт?».
На ММКВЯ особо заметно сращивание реального книжного мира и виртуального. В этом году на выставке появилось издательство «Тактикал Пресс», печатающее книги про танчики, этакое вторжение в оффлайн из многопользовательской игры «World of tanks». По соседству с ним видны издательство Артёма Лебедева и большой стенд интернет-магазина «Литрес». Что ж, ярмарка, карнавал всегда были таким местом, где реальное пересекается с воображаемым.
Как всегда, много детских книг, подарочных изданий, деловой литературы. Как всегда, в дальних от входа углах ярмарки натыкаешься на экзотические издательства – что-то там про информационные структуры, нетрадиционную медицину и всё такое. Тут же рядом раскинулся прилавок «Академкниги». Забавное сочетание, тоже в чём-то карнавальное. Смесь официального и маргинального, рационального и мистического.
Странное ощущение. Книг много, а купить нечего. Особенно странно, если сравнить с проходившим в выходные «Бульваром читателей» на Никитском бульваре. Хотя там организована продажа куда проще – обычные ларьки с книжками и всё. Хотя и приглашённых звёзд на порядок меньше. А интереса к покупкам гораздо больше. Впрочем, тут, конечно, всё от покупателя зависит. С ММКВЯ тоже шли люди с пакетами, набитыми книгами.
Нынешнее состояние ММКВЯ, как в первую очередь развлекательного мероприятия, в противовес серьёзному фестивалю Non/Fiction или ориентированному исключительно на продажи «Бульвару читателей», пожалуй, вполне логично. Книжный рынок уменьшается в размерах и одновременно сегментируется. А для каждой целевой аудитории нужны разные подходы. Вот издательства и подстраиваются.
Да и потом – благодаря такому «разделению обязанностей» читатели получают не один и тот же книжный фестиваль, проходящий в разное время года, а четыре разных фестиваля, каждый со своим форматом. Соответственно, и приходить на них надо с разными целями: на ММКВЯ – подивиться фантазии участников и посмотреть на звёзд, на «Бульвар читателей» – закупиться книгами, на Non/Fiction – узнать о новинках серьёзной литературы, на летний фестиваль в ЦДХ – поучаствовать в лекциях и презентациях. Как говорится: «каждому овощу – своё время».
Источник: kbanda