В тот горестный день, когда пришла скорбная весть об уходе Эльдара Александровича Рязанова, случилось невероятное: даже звероподобное телевидение, давно уже утратившее все представления о человечности, вдруг (ненадолго, правда) показало, что и его сотрудникам, верным солдатам идеологического фронта, бывает и больно, и горько.
Ведущий официозных придворных «Вестей» открыл выпуск не очередным рапортом о наших победах, не новостью о визите Путина на климатический форум во Францию, а «главным, как он сказал, событием понедельника: «Умер великий, всенародно любимый режиссер…» А лучшей памятью ушедшему из жизни стало, пожалуй, то, что ток-шоу «Прямой эфир», где обычно происходят поспешные, а потому чаще всего постыдные поминальные камлания, вообще отменили, заместив его «Воскресным вечером» с Соловьевым, к счастью, не имеющим никакого отношения к «главному событию дня».
Зато в эфир НТВ вышел экстренный выпуск такого же помоечного, как и «Прямой эфир», ток-шоу «Говорим и показываем». Здесь тоже по «горячим следам» любят обсудить моральный облик только что ушедших в мир иной любимцев публики, их жен, любовниц, законных и незаконных детей, претензии родственников на наследство и вздорный характер «совести нации». Однако что-то с самого начала пошло у них не так. Такой чистоты оказался умерший, что ни один из приглашенных в студию гостей не вспомнил, да и не сумел бы вспомнить ничего, что могло бы кинуть тень на светлый образ главного героя программы. Вспоминали его фильмы, на которых выросли поколения зрителей, умение дружить и любить, забавные или грустные эпизоды на съемочных площадках. А черный от горя Сергей Никитин упомянул еще и о даре предвидения, которым обладал Эльдар Александрович (в «Небесах обетованных» он словно предвидел, что ОМОН будет сражаться с собственным народом), и о его отношении к происходящему в стране (последние годы испытывал непреходящую боль, видя, что творится в его любимой Отчизне). Удивительно, но эти «крамольные» слова оставили в эфире, хотя ведущий Закошанский и не дал Никитину их развить, предложив лучше спеть.
Впрочем, недолго продержалось НТВ в рамках приличий, подобающих печальным обстоятельствам. Свинья, как говорится, грязи найдет. В тот же вечер вышел еще один «экстренный выпуск» — программы «Новые русские сенсации» под завлекательным названием «Завещание Эльдара Рязанова». И открыли его шокирующими кадрами: больничная палата, на кровати — беспомощный Эльдар Рязанов. Над ним склоняется и что-то говорит жена. Рядом суетятся врачи. Голос за кадром уточняет: «Финальные кадры фиксирует на мобильный телефон кто-то из медицинского персонала… Телефон предательски дрожит. Здесь и без слов понятно: Эльдар Рязанов находится в критическом состоянии…»
Примерно год назад в Сети появился и широко обсуждался пост молодого врача Алексея Кащеева, в котором тот рассказал о переписке с некоей Юлей, корреспонденткой канала «Лайфньюс». Узнав о госпитализации режиссера в отделение реанимации, она предложила доктору «хорошее вознаграждение» за то, чтобы он, когда пациент умрет, оперативно проинформировал ее об этом. «И сколько за это платят?» — поинтересовался у нее доктор Кащеев. «Самое главное, чтобы я узнала об этом первой. Я не обижу и хорошо отплачу», — пообещала «журналистка».
Кащеев тогда не только отказался от «выгодного» предложения, но и обнародовал этот дикий разговор, написав у себя в фейсбуке: «Серийный убийца не должен работать анестезиологом, а человек без моральных ценностей не должен работать журналистом». Спустя год среди медицинского персонала в клинике, где провел последние свои дни всенародно любимый режиссер, нашелся и «купец» — тот, кто по собственной ли инициативе, по просьбе ли подобной «Юли» снял умирающего, и уж, конечно, «покупатель» — канал НТВ, который с радостью приобрел и продемонстрировал этот «товар» многомиллионной аудитории. Мертвым не больно. Живым — больно. Да и то, наверное, не всем, а лишь тем, кто сохранил в себе те самые моральные ценности, о которых говорил доктор Кащеев. Благодаря «духовным пастырям», подобным нашим телеканалам, таких будет все меньше и меньше. Если Эльдар Рязанов в своих фильмах очеловечивал публику, воспитывая в людях чувства добрые и уважение к личному достоинству каждого, то ТВ методично занимается обратным — расчеловечиванием. Потому и слезы, которые ТВ проливало по умершему, скорее крокодиловы. Нет больше Рязанова — и все разрешено.
День, когда страна прощалась со своим подлинным кумиром, совпал с оглашением Послания президента Путина Федеральному собранию (видимо, по этой причине родным Рязанова отказали в просьбе предоставить им для прощания и гражданской панихиды Колонный зал Дома союзов — ни к чему массовые скопления народа практически под стенами Кремля в то время, когда там собралась вся номенклатура, та самая, из актуальных и сегодня куплетов «Забытой мелодии для флейты»: «Мы не сеем, не пашем, не строим, мы гордимся общественным строем»).
Стоит ли говорить, что о предстоящем событии все федеральные телеканалы начали говорить с самого утра, отсчитывая оставшиеся до него часы и минуты. Лучший перл принадлежит корреспондентке канала «Россия 24»: «Менее чем через час, уже через считаные минуты прозвучит Послание президента…» В большом поле экрана своими ожиданиями делились депутаты, сенаторы, лидеры партий, министры. А в маленьком оконце в углу экрана к Центральному дому литераторов тянулась все увеличивающаяся очередь скорбящих людей с цветами, пришедших проститься с великим режиссером. «Вести», которые в день его ухода оттеснили другие события и новости на второй план, теперь исправились, показав короткий сюжет из ЦДЛ лишь на 45-й минуте после начала выпуска. Люди, обычные зрители, не скрывали слез: «Он был нам родным». Почти плакал и советник президента по культурным связям Михаил Швыдкой (единственный, между прочим, из замеченных камерой представителей политической элиты, посчитавший своим долгом прийти на прощание): «Эльдар Александрович учил нас жить не боясь». А спустя несколько минут ликующая Ольга Скабеева из Кремля, озираясь по сторонам, уже с восторгом перечисляла тех, кто занимал свои места в Георгиевском зале Кремля. И это были словно два мира, две непересекающиеся страны: одна — благодарная великому, всенародно любимому художнику за талант и доброту, другая — просто за все заранее благодарная. Не художнику. Не Рязанову. Да и бог с ней.
Источник: novayagazeta