Вторник, 29 сентября, 2020
НОВОСТИ > ЖУРНАЛ > 70 ЛЕТ ПОБЕДЫ > Как создавался памятник фронтовым журналистам

Как создавался памятник фронтовым журналистам

Из воспоминаний
участника Великой Отечественной войны,
ветерана журналистки
Федора Ивановича Царева.

«Десять лет в сквере Центрального дома журналиста лежал мраморный камень с надписью: «Здесь будет установлен памятник журналистам Великой Отечественной войны». Всякий раз, проходя мимо него, читая надпись, журналисты надеялись, что скоро увидят и сам обещанный памятник. Но шли годы, а его все не было. Почему? – невольно возникал вопрос. Догадывались, что у Союза журналистов не имелось средств на его создание. А может, не только это мешало, а было еще и равнодушие?

pjОднажды, проходя мимо закладного камня, я подумал: «А почему бы за это дело не взяться нам, журналистам-ветеранам, участникам Великой Отечественной?» Своими мыслями я поделился с членами бюро Совета ветеранов. Они горячо поддержали эту идею и активно включились в ее реализацию. Первый вопрос, который встал перед нами: кто бы мог быть автором такого памятника? Стали перебирать фамилии известных скульпторов. Решили переговорить с Львом Ефимовичем Кербелем. Имя Кербеля, народного художника СССР, Героя Социалистического Труда, академика, широко известно. Он автор многих скульптурных портретов и замечательных монументов, которые украшают Москву и другие города.

Позвонили Льву Ефимовичу, изложили нашу просьбу. Он, немного подумав, сказал: идея хорошая, заслуживает внимания, и пригласил нас приехать к нему в мастерскую поговорить.

И вот члены делегации от Союза журналистов, среди которых и автор этих строк, в мастерской скульптора – своеобразном музее прекрасных творений выдающегося мастера. Лев Ефимович сперва устроил нам небольшую экскурсию. Останавливаясь возле некоторых из скульптур, рассказывал, когда, в каких условиях они были созданы. Затем заговорил о памятнике фронтовым журналистам.

– А вы знаете, – сказал он, – эта идея занимает меня давно, она созревала в моем сознании медленно, постепенно. Я даже приготовил кое-что для памятника. Посмотрите.  – Он подвел нас к стоявшей посреди зала невысокой колонне рейхстага, срубленной снарядом.

– На ее фоне я хотел бы создать памятник, в центре которого будет фигура журналиста, присевшего, чтобы написать по горячим следам корреспонденцию в газету…

Общий замысел скульптора нам понравился. Мы условились, что в дальнейшем будем встречаться в мастерской по мере готовности отдельных деталей памятника. Прощаясь с нами, Лев Ефимович сказал: «Для меня, ветерана Великой Отечественной, большая честь создать памятник журналистам-фронтовикам».

Мы были рады такой отзывчивости мастера и такому пониманию важности начатого дела. В то же время отчетливо сознавали, что впереди еще много трудностей, которые нелегко преодолеть. На создание памятника необходимы деньги. И здесь без помощи спонсора не обойтись. Мы обратились к редакциям газет, издательств, телевидения и радио, коммерческим предприятиям. Наш голос был услышан многими. Откликнулись на нашу просьбу и внесли свои средства в фонд создания памятника редакции газет «Красная звезда», «Комсомольская правда», радиостанция «Маяк», концерн «Гермес», издательство «Панорама», агентство «Гласность», «Масс-Медиа Банк», Ассоциация книгоиздателей, Акционерное общество «Холдинг-центр» и другие. Около тридцати организаций и коммерческих предприятий помогли нам материально. Были и личные взносы. Союз журналистов выразил искреннюю признательность всем, кто внес средства на создание памятника. Общая сумма спонсорской помощи составила два миллиона пятьсот тысяч рублей (по тем ценам), чего, к счастью, хватило на оплату расходов по созданию скульптуры.

Не раз и не два приезжали мы в мастерскую Л.Е. Кербеля, советовались с ним, внимательно обсуждали каждую деталь. Ведь дело это было серьезное, ответственное. Мы понимали, что создается первый в стране памятник журналисту. Он должен быть достоин мужества, подвигов венных корреспондентов – летописцев Великой Победы.

В ходе встреч в мастерской скульптора возникали деловые споры, дискуссии, каждый мог высказать свое мнение. Помнится, один из участников усомнился: правомерно ли изображать на груди журналиста солдатский орден Славы. Но эти сомнения вскоре были рассеяны, как только мы вспомнили, что в годы войны многие работники военных газет, особенно дивизионных, не имели офицерских званий и могли быть кавалерами орденов Славы. Сложнее было с автоматом. Известно, что военкоры имели личное оружие. Но чтобы и на памятнике у него было оружие, настаивали лишь отдельные товарищи. Другие считали, что не обязательно. А если с автоматом – то где же он должен быть? В руках? Но руки заняты блокнотом, авторучкой… За спиной? Тогда он не будет виден зрителям. У ног? Но тогда оружие выпадает из общей композиции. Вместе с Львом Ефимовичем еще и еще раз подходим к памятнику. Примеряем автомат и так, и этак. И приходим к выводу, что менять ничего не следует…

Наконец работа над памятником была завершена. Перед отправкой на Мытищинский завод надо было утвердить на секретариате Союза текст надписей. Тут возникли разногласия. Совет ветеранов внес предложения: вверху колонны вывести известные слова из стихотворения-песни Константина Симонова «С «лейкой» и блокнотом, а то и с пулеметом сквозь огонь и стужу мы прошли». Это было сразу же одобрено всеми. Сложнее оказалось с другой надписью, внизу колонны. Вариант – «Журналистам – участникам Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.» одобрили не сразу и не все. Один из работников Союза настойчиво требовал, чтобы к этому тексту добавить слова «горячих точек». Пришлось решительно возражать, доказывать, что это несоизмеримые по времени и значению события. 10 тысяч журналистов-фронтовиков, полторы тысячи из которых пали на полях сражений, заслуживают, чтобы им отдельно поставили памятник как признание их боевых заслуг в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. После основательных и горячих споров секретариат принял текст, предложенный Советом ветеранов.

Памятник был отправлен на завод для отливки в бронзе. Мы надеялись, что завод быстро выполнит наш заказ, но произошла немалая задержка, которую работники завода объясняли перегрузкой в работе. Нам несколько раз пришлось выезжать в Мытищи, торопить, доказывать, просить. Наконец в первых числах июля 1993 года памятник был отлит в бронзе, привезен в Москву и установлен на площадке при входе в Центральный дом журналиста. А вскоре состоялось и его открытие.

В торжественной церемонии приняли участие журналисты газет и журналов, телевидения и радио, ветераны журналистики – участники Отечественной войны, работники Союза журналистов Москвы, представители спонсоров, посольств стран ближнего зарубежья.

Когда разрезали ленточку и опустили покрывало, собравшиеся увидели мужественный образ военного корреспондента в пилотке и плащ-накидке, присевшего у колонны рейхстага. На груди его, рядом с боевыми наградами – фотоаппарат, в руках – неизменные спутники фронтового корреспондента – блокнот и карандаш. Он присел, чтобы написать самую радостную, самую долгожданную корреспонденцию: «Война окончена. Берлин взят. Фашистская Германия разгромлена. Одержана величайшая Победа».

Глядя на памятник, я подумал, что этот эпизод запечатлелся в сознании Кербеля, видимо, еще в те дни, когда наши войска взяли Берлин. Это убедительно подтверждает и его боевой путь. С началом Великой Отечественной войны он находился на Северном флоте. Участвовал в боевых походах кораблей, выходил в море на подводной лодке, на катерах. Здесь, на Северном флоте, он по-настоящему понял, что такое «морская душа», морской характер, осознал, что значит ненависть к врагу и как высока любовь к Родине, как безгранично чувство долга по отношению к ней, к народу. По заданию командования флота он создал замечательную скульптурную галерею героев-североморцев, которых хорошо знал и видел в бою. Это явилось началом творческой биографии скульптора. А в 1945 году Кербель по указанию Г.К. Жукова был направлен в Берлин для проектирования и исполнения монументов, посвященных штурму Берлина и Зееловских высот. Он видел, как ярко реяло Знамя Победы над поверженным рейхстагом, слышал, как мощно звучали марши, как горячо радовались советские воины-победители. Все это явилось побудительным толчком для создания замечательного памятника журналистам–участникам Великой Отечественной войны.

Более десяти лет прошло со дня открытия памятника. Журналистская общественность с благодарностью встретила его «прописку» в ЦДЖ. На его постаменте всегда алеют цветы как знак уважения и любви к защитникам Родины, освободившим ее от фашистских захватчиков. А в праздничные дни у памятника собираются журналисты-ветераны, творческая молодежь. Возлагают цветы, вспоминают фронтовые будни журналистов на дорогах Великой Отечественной. Их боевая слава, яркое правдивое слово о войне, о мужестве и героизме советских воинов и тружеников тыла, о Великой Победе живут в народе, будут жить в истории».

Источник: СЖМ

One thought on “Как создавался памятник фронтовым журналистам

  1. У нашей компании на вебсайте собраны ордена и медали 2 Мировой войны Союза, Третьего рейха, держав союзников по антигитлеровской коалиции.

    2я мировая война началась 1.09.1939 г. в четыре часа 45 мин с выстрелов германского броненосца «Шлезвиг-Гольштейн» по полуострову Вестерплатте, являющегося собственностью Польше. Так завязалась наиболее жестокая война в летописи населения земли, участие в которой возьмёт 61 государство и еще будет задействовано свыше 80% обитателей земного шара, ее деяния развернутся на земли трех материков, а морские баталии в четырех океанах.

    Бои продолжатся до 2 сентября месяца 1945 года, когда в результате использования ядерного вооруженья по городам Хиросима и Нагасаки на крейсере «Миссури» Страна япония подпишет акт о безоговорочной капитуляции.

    Мы старались подобрать наиболее обширную интернет библиотеку орденов, медалей и остальных наград, которые вручались героям как победившей, так и проигравшей стороны. У нас на нашем сайте собраны ордена да и медали Великой отечественной войны СССР, Третьего рейха, держав сторонников по антигитлеровской коалиции.

    https://ww2awards.info/ordena_SSSR.html

Comments are closed.