Sunday, February 25, 2018
НОВОСТИ > НОВОСТИ МЕДИА > ТЕХНОЛОГИИ > Информационный дайвинг, или Размышления в русле развития новой политики ТВ-вещания

Информационный дайвинг, или Размышления в русле развития новой политики ТВ-вещания

Современные телевизионные технологии развиваются стремительно. Если в начале нулевых годов главной темой обсуждения вещательного сообщества были возможности внедрения цифровой ТВ-платформы и использование телевидения высокой четкости (HDTV, 1920 x 1080), то сегодня этот вопрос больше не дискутируется. Пришло понимание того, что одно от другого неотделимо, что ТВЧ неотъемлемая составляющая цифровой многопрограммной ТВ-системы, без которой массовому телезрителю трудно распознать все достоинства и преимущества цифровых нововведений в сфере телевидения. И теперь многие вещательные индустрии, включая Россию, не только взяли курс на освоение ТВЧ, но и вся вещательная индустрия работает в этом направлении. Производители контента  не один год снимают программы и телефильмы в этом формате, формируя и накапливая архивы экранных произведений в этом формате,  а рынок бытовой техники успешно продает телевизоры нового поколения с маркировкой  full HD (1920 x 1080), которые способны воспроизводить ТВ-изображение столь высокого качества.

Но вскоре вслед за этой темой стала обсуждаться технология телевидения ультравысокой четкости (UHDTV), предполагающее показ на экране изображения  в трех уровнях разрешения – 3840 х 2160; 5760 х 3240; 7680 х 4320. Эту последнюю «высоту» уже взяла, кстати,  японская компания NHK, реализовав на практике систему UHDTV в формате  7680 х 4320, подтвердив ее жизнеспособность. Справедливости ради стоит отметить, что подобная эволюция стандарта HDTV была предусмотрена еще в 1992 году, когда Концепция «6-7-8» стала реальностью, так как разработчикам удалось достигнуть необходимого сжатия сигнала в радиоканале. Тогда же, в 1992 году, профессор М.И.Кривошеев в качестве Председателя 11-й ИК МККР (ее он возглавлял в течение 30 лет — 1970-2000 гг.) и предложил продолжить исследования в направлении повышения четкости ТВ-изображений, приступив к международной стандартизации ТВ-систем с разрешением  более 1000 строк, выбранных для ТВЧ. Одновременно была выбрана и иерархия систем сверхвысокой четкости, где нулевой уровень – стандарт ТВЧ в формате 1920 х 1080, первый – стандарт в формате 3840 х 2160, второй – 5760 х 3240, а третий уровень – 7680 х 4320. Так что в наши дни реализуется то, что прогнозировалось немногим более пятнадцати лет назад.

А пару-тройку лет на повестке профессиональных дискуссий остро встал вопрос об использовании 3D-телевидения, предлагающего зрителю фильмы/программы, снятые в трехмерном  объемном изображении, смотреть которые можно только через специальные стереоскопические очки. Тогда это походило на некую диковинку, теперь же эта технология вышла из разряда новацией, превратившись в повседневность – за рубежом и в России потребителю предлагают в магазинах бытовой техники телевизоры вкупе с этими специальными очками, которые воспроизводят «картинку» как в 2D, так и 3D-изображении. При просмотре телезрителю нужно только выбрать тот формат изображения, который он предпочитает. Понятно, что такие дорогостоящие телеприемники вряд ли пользовались бы спросом, если бы не был налажен выпуск экранной продукции с трехмерным изображением. На этом направлении несомненным прорывом стал нашумевший фильм «Аватар» Джеймса Кэмерона, получивший мировое признание, оказавшийся лидером в сборе финансовых средств. Эта кинолента-первопроходец дала дорогу в жизнь необычайным по замыслу спецэффектам, графике, но главное, разбудила буйную режиссерскую фантазию,  и теперь кинопроизводители оттачивают свое мастерство при создании объемного изображения в основном в области мультипликации, снимая также  сюжеты из разряда  fantasy.

Производители телевизионного контента тоже не отстают от своих коллег из кино. Летом прошлого года: к примеру, в России проходило тестирование  телеканалом OCEAN-TV, решившего запустить регулярное ТВ-вещание в формате 3D. Тестировалась возможность качественного прохождения кодированного в 3D сигнала через спутник. Эксперимент удался и телеканал всерьез взялся за производство экранного продукта в 3D-изображении, к которому подталкивает и сама тематика этого нишевого телеканала. Однако он не единственная российская медиаструктура, осваивающая 3D-телевидение. Пробует свои силы в 3D-формате и компания «НТВ-Плюс», устремленная к прогрессу, показавшая летом прошлого совместно с компанией Panasonic финал Лиги Чемпионов.  И канал  Eurosport показывал «в объеме» крупные спортивные события, хотя основные показы запланированы на этот год. А среди зарубежных телеканалов, осваивающих это направление, первым был японский 3D-канал BS-11, возникший еще до того, как  компании Sony, Discovery и IMAX проявили к 3D интерес, есть теперь спортивный  телеканал ESPN-3D, английский телеканал Sky 3D.

Однако все эти нововведения – своего рода преамбула, хотя и вполне последовательная, к следующему этапу развития телевизионных технологий, телевидения как современной инфраструктуры, осваивающей ныне так называемые Видеоинформационные системы (ВИС), уже прошедшие международную стандартизацию и открывающие новую эру в производстве экранной продукции. Эта тема и является сегодня наиболее актуальной для вещательного сообщества.

(С) Светлана Уразова