В минувшую среду в Независимом пресс-центре состоялась пресс-конференция, посвященная созданию профсоюза журналистов «Журналистская солидарность». По словам инициативной группы, данная организация — ответ на стремительное сужение информационного поля, в котором сегодня могут работать независимые российские журналисты.
Участники конференции, среди которых Игорь Яковенко, бывший генсек СЖР, Александр Рыклин, главный редактор «Ежедневного журнала», Дмитрий Шульгин, обозреватель «ЕР», писатель Лев Рубинштейн и Галина Сидорова, председатель совета учредителей Фонда поддержки расследовательской журналистики, поделились идеями и целями создаваемого профсоюза. Основными дефинициями организации стали «защита» и «солидарность» журналистского сообщества.
По словам Александра Рыклина, главреда издания, сайт которого недавно был заблокирован Роскомнадзором, на протяжении последних лет профессия журналиста в России сознательно уничтожалась.
«С этим тяжело мириться тем, кто дорожит своей профессией, поэтому мы решили, на примере многих других стран, создать профсоюз автономный от властей. Мы – не политическая организация. Мы — индивидуальное предприятие, которое будет принимать в свои ряды людей, а не редакции и коллективы. И наша главная задача – защитить интересы журналистов и саму профессию».
Методы защиты могут быть как правовыми и политическими (в выражении своей позиции), так и финансовыми (сбор средств для помощи журналистам, организация своеобразной биржи труда для журналистов, потерявших работу).
Более того, профсоюз намерен поддерживать и финансировать некоторые журналистские проекты.
Отсутствие политической подоплеки в создании новой организации на пресс-конференции подчеркивалось неоднократно. В уставе профсоюза о ней также нет ни слова.
«Проблем с властью у нас нет. Есть проблема в самой журналистике», — уклончиво рассказывал собравшимся экс-генсек Союза журналистов России, а ныне председатель Национальной тиражной службы и глава инициативной группы Игорь Яковенко.
Куда больше понимания вызвали слова журналиста Дмитрия Шульгина — еще одного инициатора создания профсоюза — о том, что у «Журналистской солидарности» нет желания рваться к власти или в политику, «но ведь политика сама приходит в наши дома, на наши кухни и даже в постели».
Создатели профсоюза говорили о важности проведения демаркационной линии между настоящими журналистами и пропагандистов-пиарщиков. По факту, заявили организаторы, разделение уже произошло: «Само сообщество своим механизмом уже провело эту линию. Однако любой журналист может вступить в профсоюз, если согласится с его уставом и будет его соблюдать. При этом членство вовсе не означает, что мы не станем помогать остальным журналистам, которые не вступили в наши ряды», — объяснил Игорь Яковенко.
Участники пресс-конференции надеются на успех поставленной цели и понимают: во многом он будет зависеть от количества людей, решивших вступить в профсоюз. Представители инициативной группы считают, что базой для поиска журналистов, потенциально заинтересованных в членстве в подобной структуре насчитывает около 30 тысяч человек. Грандиозным успехом «Журналистской солидарности» будет привлечение хотя бы 10% от них.
На вопрос о том, в каких отношениях новая организация находится с Союзом Журналистов России, «Новой» ответил глава инициативной группы Игорь Яковенко.
Игорь ЯКОВЕНКО:
— Союз журналистов, как осколок Советского союза, плывет по течению. Он неизменный. За все 10 лет, что я в нем работал, реформировать его не удалось. Основной состав журналистов, входящих в этот творческий союз (это не профсоюз), составляют те, что работают в районных и городских газетах, государственных. В них нет журналистики, поскольку они полностью зависят от власти, с которой им невыгодно ссориться. Союзу журналистов необходимо дружить с властями, поэтому они не зависят от аудитории. Они зависят от администрации. Поэтому в этих газетах минимум содержания. Мы создаем что-то новое, потому что Союз не занимается защитой своей профессии и журналистов.
Дарья ВОРОБЬЕВА
Источник: novayagazeta