Wednesday, November 21, 2018
НОВОСТИ > ЖУРНАЛ > НАШИ АРХИВЫ > Из истории журнала «Советское фото»

Из истории журнала «Советское фото»

М.Е.Кольцов

Первый номер журнала «Советское фото» вышел из печати в апреле 1926 г. Его основателем и первым редактором был М.Е. Кольцов – выдающийся советский журналист и писатель, автор злободневных фельетонов и очерков, редактор и издатель популярных журналов «Огонек», «Чудак», «Крокодил» и др. Журнал сразу стал заметным явлением в фотографической и общекультурной жизни страны. Он привлек к себе внимание со стороны как профессиональных фоторепортеров, так и фотолюбителей, число которых с каждым годом росло.

Родченко

К участию в журнале были привлечены писатели, публицисты, ученые, знатоки теории и практики фотографии, фоторепортеры и фотолюбители. С журналом сотрудничали В. Шкловский, И. Эренбург, С. Третьяков; делились практическим опытом такие фотомастера, как П. Оцуп, А. Родченко, Ю. Еремин, авторами публикаций по техническим аспектам фотографии были видные ученые в области фототехнологии В. Срезневский, Н. Ермилов, В. Микулин, К. Чибисов, В. Яштолд-Говорко.

Первоначально журнал выполнял своего рода просветительскую функцию. Его статьи подробно рассказывали о тонкостях фотографического процесса, знакомили с опытом ведущих фотомастеров, давали советы и консультировали. На материалах «Советского фото» воспитывалось несколько поколений мастеров отечественной фотографии и фотолюбителей; благодаря в том числе и его публикациям рождалось новое направление критики — фотоведение.

Редакция журнала всегда внимательно следила за всем происходящим в советской фотографии, делая обзоры фотовыставок, фотоконкурсов.  В журнальных статьях тщательно анализировались успехи и неудачи фоторепортеров и фотохудожников, причем рецензентами выступали не только журнальные критики, но и коллеги по «творческому цеху». Все это стимулировало развитие мастерства, побуждало фотографов постоянно совершенствоваться.

брик

1920-1930-е годы существенно расширили арсенал творческих приемов фотографов. Смелые эксперименты в советской фотографии связаны в основном с именами так называемых левых фотографов, и в первую очередь Александра Родченко. спортЭкспрессия и динамизм, использование острых ракурсов и крупных планов, что присуще его работам, продемонстрировали удачный пример соединения фотографической формы и нового социального содержания. Родченко и его последователи из группы «Октябрь» открыли в фотографии невиданные до тех пор изобразительно-выразительные возможности. Однако их новаторство далеко не сразу было оценено по достоинству. пионерИменно выставка фоторабот группы «Октябрь» в московском Доме печати в мае 1931 г. вызвала в фотографической среде ожесточенные споры о творческом методе, которые велись на страницах «Советского фото».

На страницах «Советского фото» получали теоретическое осмысление те приемы и методы, которые рождались в повседневной практике фоторепортеров. Журнал служил связующим звеном, объединяющим центром для основной массы советских фотожурналистов, которые вряд ли стали бы обсуждать проблемы творчества между собой в процессе работы.

Критические статьи, обзоры, рецензии «Советского фото» оказывали несомненное влияние на формирование внешнего облика иллюстрированных изданий, на становление и развитие жанров фотожурналистики, журнал уделял внимание новым формам подачи визуальной информации.

Советское фото» представляло собой новый тип специализированного издания и почти до конца XX в. (!) оставалось единственным отечественным фотографическим журналом. Однако его уникальность — это и его беда одновременно: он пытался освещать на своих страницах все проблемы фотографии. Это и техника, и методика, и теоретические дискуссии, связанные с творческой стороной фотографии, что, вероятно, было вызвано отсутствием четкого представления о том, для кого же журнал был предназначен: для фоторепортеров или фотолюбителей.

Ведшиеся на страницах «Советского фото» дискуссии по проблемам фотографии, начинаясь как творческие, всегда превращались в идеологические — происходил не поиск истины, а поиск «врага», которого надо было выявить и осудить.

До июня 1941 г. «Советское фото» выходило с разной периодичностью ежемесячно, два раза в месяц, раз в два месяца, тираж колебался в пределах от 10 до 30 тыс. экземпляров В 1931-1938 гг. журнал был органом «Союз-фото», затем органом Комитета по делам кинематографии при СНК Союза ССР. До Великой Отечественной войны, которая прервала выпуск первого массового фотографического издания (последний предвоенный номер датирован июнем 1941 г.), журнал дважды менял название — с сентября 1931 г. он издавался как «Пролетарское фото», с 1934 г. вновь стал называться «Советским фото». Выход журнала возобновился в 1957 г. В 1992 г. он вышел под названием «Фотография», а в 1998 г. прекратил свое существование.
Издательская практика не ведала множественного числа: со страниц журнала радостно улыбались ударники труда – шахтеры, колхозницы, перевыполнившие план, счастливые учителя и здоровые, сытые дети. С течением времени герои менялись. В 20-40-е это – литераторы, актеры, театральные и государственные деятели, в 60-70-е – молодые ученые, спортсмены и космонавты. Неизменно оставалось одно – счастливые лица этих людей, запечатленные на фотопленке, создающие иллюзию бесконечного счастья быть советским гражданином.

Основные тренды в фотожурналистике 20-х — начала 30-х годов

• В 1920-1930-е годы происходит дифференциация фотографии на документальную, художественную и публицистическую, функционирующую в средствах массовой информации. В СССР в это время интенсивно развивается фотопублицистика.

• Фотография в СССР в 1920-1930-е годы могла реализовывать себя преимущественно в прессе. Работы фотохудожников и фотолюбителей имели ценность в том случае, если они могли выступать в качестве одного из элементов пропаганды и агитации.

• На естественный процесс эволюции советской фотожурналистики оказал влияние сложившийся в СССР в 1930-е годы политический режим, при котором на первое место выходят исключительно государственные интересы.

• Появление журнала «Советское фото» и его деятельность во многом обусловили формирование советской фотожурналистики. Существенным образом на этот процесс повлияли творческие дискуссии 1930-х годов, регулярно проводившиеся журналом «Советское фото». На них поднимались важные для фотографии вопросы теории и практики, методологии.

В предлагаемой архивной подборке собраны номера журнала за первый год выпуска. Многие статьи, на наш взгляд, довольно актуальны и на сегодняшний день. Приятного просмотра! А мы выражаем благодарность сайту Journal-Club.ru и лично Медведеву Александру за отсканированные номера.

[gview file=»http://www.xn—-7sbrgskklno2k.xn--p1ai/wp-content/uploads/2013/06/Soviet_photo_1926_01.pdf» save=»0″]

[gview file=»http://www.xn—-7sbrgskklno2k.xn--p1ai/wp-content/uploads/2013/06/soviet_photo_1926_05.pdf» save=»0″]

[gview file=»http://www.xn—-7sbrgskklno2k.xn--p1ai/wp-content/uploads/2013/06/soviet_photo_1926_07.pdf» save=»0″]

[gview file=»http://www.xn—-7sbrgskklno2k.xn--p1ai/wp-content/uploads/2013/06/soviet_photo_1926_08.pdf» save=»0″]

[gview file=»http://www.xn—-7sbrgskklno2k.xn--p1ai/wp-content/uploads/2013/06/soviet_photo_1926_09.pdf» save=»0″]