Заменят ли снимки, сделанные со смартфонов, работу профессиональных фотографов, а блогеры и пользователи социальных сетей – журналистов? Какой вывод СМИ должны сделать из истории Эдварда Сноудена? И имеет ли значение правда – если вымышленная история зачастую намного популярней репортажа о реальных событиях?
На факультете журналистики Гарвардского университета собрали прогнозы экспертов о будущем медийного пространства в 2014 году.
Дэн Гилмор, преподаватель Университета Аризоны, предлагает обратить внимание на «эффект Сноудена». По его мнению, поскольку внимание аудитории рассеяно, одной публикации во влиятельной газете уже недостаточно для того, чтобы всколыхнуть общественное мнение – поэтому журналистам следует сосредоточиться на создании «критической массы» информации.
«Для того, чтобы журналистика имела значение мы не можем просто заявлять большие темы – их нужно распространять и поддерживать», – утверждает Гилмор, добавляя, что для этой цели придется пересмотреть концепцию подачи эксклюзивной информации. По его мнению, если бы газеты, напечатавшие материалы о деятельности АНБ, настаивали на эксклюзиве – властям было бы легче их не заметить.
Большинство экспертов сошлись во мнении, что, несмотря на то, что наступление цифровых медийных технологий продолжают негативно влиять на «традиционные» СМИ, разнообразие форматов, с помощью которых сегодня можно следить за новостями, предоставляет бесконечно широкие возможности для тех журналистов, редакторов и инвесторов, которые не боятся экспериментировать.
По мнению Эйми Вебб, основательницы агентства Webbmedia Group, будущее – за персонифицированными новостями. Аппликации, наподобие Google Now, отслеживая передвижения и действия владельца смартфона, смогут предсказать то, что его заинтересует в ближайшем будущем. Приложение MindMeld способно предложить пользователю нужную информацию по ходу беседы на определенную тему. Для журналистов, считает Вебб, подобные приложения – это настоящая находка, поскольку под рукой всегда есть нужная информация и идеи для вопросов.
Хуан Антонио Гинер, президент консалтинговой группы Innovation, считает, что в мире цифровых СМИ, печатные издания больше не имеют права «пережевывать» вчерашние новости. Они могут преуспеть, предлагая «деликатесные СМИ» – качественный анализ, проверенные факты, инфографику, фотографические эссе, уникальные иллюстрации… Для того, чтобы эта схема работала, львиная доля «завтрашнего номера» газеты должна быть спланирована как минимум за две недели до выхода в печать.
Еще одна интересная тенденция, которую отметили несколько экспертов: увеличение значимости для СМИ людей, разбирающихся в компьютерах. Речь может идти о своеобразном «гибриде» программиста и журналиста, обладающего способностями разработать программу, собирающую информацию по интересующей его теме – и обезопасить переписку со своими источниками.
Тифф Фер, веб-разработчик газеты The New York Times, убеждена, что интерес аудитории к информационным технологиям подогревается последними скандалами, с АНБ и сайтом «Обамакэр». По ее мнению, эти истории дают журналистам замечательную возможность проявить себя. В целом, полагает Фер, интернет-СМИ придется усовершенствовать механизмы анализа данных о предпочтениях их пользователей.
Альфред Хермида, преподаватель Университета Британской Колумбии, считает, что журналистам следует быть крайне осторожными при использовании социальных сетей в качестве источника информации. По его словам, журналисты не привыкли докладывать о наличии лакун в их репортажах – однако он убежден, что в новом году больше СМИ будут готовы оперативно признавать и исправлять ошибки, открыто говоря о том, какой информацией они еще не располагают на момент публикации.
Мэтт Хафи, основатель сайта Metafilter, считает, что ложные сенсации, набирающие рекордную популярность с помощью социальных сетей, с их последующим опровержением, станут составной частью новостного цикла.
По мнению Дэна Шахоффа, основателя новостного сайта Quickish, СМИ нужно меньше беспокоиться о наборе в команду «звездных» журналистов, делая ставку на тех, кто способен проявлять максимум инициативы и генерировать идеи.
Эйтан Хоровиц, редактор мобильного приложения телекомпании CNN, отмечает, что потребитель информации нового поколения хочет получать ту информацию, которая ему интересна, и тогда, когда он этого хочет. Причем эта информация должна быть доступна на экране любого устройства – от телевизора и компьютера до планшета и смартфона.
Об «информации на заказ», подготовленной под конкретного читателя, и «адаптивном журнализме» говорит и Кори Хайк, старший редактор газеты The Washington Post. По ее мнению, люди заинтересованы в новостях, которые могут иметь к ним непосредственное отношение. Среди новых устройств, на которые следует обратить внимание разработчикам приложений – коммуникаторы, связанные со смартфоном, которые могут стать популярной платформой для потребления новостей.
Пабло Боковски из Университета Норсвестерн, проанализировав свыше 50 тыс материалов, опубликованных 20 новостными сайтами из семи стран мира, пришел к выводу, что вне зависимости от страны и идеологической ориентации сайта, существует разрыв между тем, что хотят видеть его посетители и той информацией, что выделяют редактора. Сайты делают акцент на политике, международных отношениях и экономике, в то время как пользователи отдают явное предпочтение новостям спортивной, криминальной и развлекательной тематики, а также погоде.
Мэтт Уэйт, профессор Университета Небраски, выделяет недавний репортаж «Би-Би-Си» о массовых протестах в Таиланде, снятый с беспилотника, парящего над толпой. По мнению Уэйта, в новом году СМИ займутся усовершенствованием техники репортажа с помощью беспилотников – хотя при нынешней неразберихе с правилами использования дронов, это чревато крупными судебными исками к СМИ. Новые возможности для журналистов также открывают новые возможности для адвокатов.
Наташа Мозговая
Источник: golos-ameriki