«В Западной Атлантике, примыкающей к юго-восточному побережью США, находится треугольная область. Ее можно очертить линией, идущей от находящихся на севере Бермудских островов к южной оконечности Флориды, оттуда на восток, минуя Багамские острова и Пуэрто-Рико, вплоть до точки, которая расположена примерно на сороковом градусе западной долготы, и затем снова к Бермудским островам. Эта область – волнующее, почти невероятное место, занимающая почетное место в списке неразгаданных тайн. Обычно ее называют Бермудским треугольником. Здесь бесследно исчезло более ста кораблей и самолетов – в основном после 1945 года. За последние 26 лет в ней пропало более тысячи человек, но при поисках не удалось обнаружить ни единого трупа или хотя бы обломка от исчезнувших судов и самолетов. Такие исчезновения стали случаться чаще, хотя авиатрассы и морские пути стали оживленнее, поиски ведутся тщательнее, и все данные хранятся гораздо лучше».
Так Чарльз Берлиц начал книгу «Бермудский треугольник», ставшую одним из немногих бестселлеров среди книг об аномальном. Однако он не был первопроходцем.
Рождение легенды
Первым связал воедино несколько катастроф у побережья Флориды журналист Е.У. Джонс из агентства «Ассошиэйтед пресс». Его заметка гласила:
«Наш мир маленький? Нет, он по-прежнему огромен, как и мир, который знали древние люди, с тем же туманным чистилищем потерянных душ.
Мы думаем, что он маленький из-за скорости колес, крыльев и голоса радио, доносящегося из пустоты. Чтобы проехать милю, нужна минута, чтобы ее пролететь – несколько секунд, но это по-прежнему миля.
Мили складываются в огромное неведомое, куда совсем недавно залетели или заплыли более сотни человек и канули, как суда в старые времена мореплавания.
“Sandra” имела радио. Это был 350-футовый грузовой корабль с 12 членами экипажа. Выйдя из Майами, в Саванне корабль взял на борт 300 тонн инсектицида и отправился в Пуэрто-Кабелло, Венесуэла. По дороге он исчез без следа.
16 июня 1950 года, в год, когда люди считали мир маленьким, ее поиски были прекращены. Судьба корабля и дюжины человек на борту стали официально признанной загадкой.
Где те счастливые мужчины, женщины и двое детей, всего 13 человек, которые сели на самолет в Сан-Хуане, Пуэрто-Рико, и пролетели 1000 миль к Майами? В 4.00 утра 27 декабря 1948 г. поступило сообщение по радио, что самолет находится в 50 милях к югу от места назначения. Они так и не прибыли.
Спасатели обыскали 310 000 миль океана и материка, но неуловимое чистилище, в которое влетел самолет, не отмечено ни на какой карте.
18 января 1949 г. ВМФ США проводил масштабные маневры к югу от Бермудских островов. В тот же день британский авиалайнер “Ariel” исчез в ясном воздухе, в котором летел. Самолет с 20 людьми на борту приземлялся на островах по дороге из Лондона в Чили.
ВМФ прервал маневры. Авианосцы, крейсера и эсминцы бороздили воды, тысячи пар зорких глаз смотрели за борт. Они не нашли ни намека на судьбу самолета.
Годом ранее, 31 января 1948 года, другой британский самолет, “Star Tiger”, приближался к Бермудским островам с 29 людьми на борту. Он несколько раз передал данные о своем местоположении. Потом наступила тишина, окутанная тайной. До сего дня не найдено ни следа этого самолета.
Старая, но более озадачивающая тайна – судьба пяти торпедоносцев, которые 5 декабря 1945 г. вылетели с базы ВМФ Форт Лодердейл для тренировочного полета по навигации. Прошли часы, наступила темнота. Обеспокоенные офицеры вызывали их по радио, но ответом была тишина.
Прошло время, когда топливо у самолетов должно было закончиться. На поиски вылетели другие самолеты, включая большой, громоздкий спасательный гидроплан PBM с 13 членами экипажа.
Ни один из пяти торпедоносцев с 14 членами экипажа не нашли, несмотря на самые масштабные поиски в истории Флориды. Не вернулся и спасательный гидроплан.
Примерно 135 человек самонадеянно отправились в мир, который они считали маленьким, и не вернулись – таков список жертв современных тайн. Это все тот же большой мир, каким его знали древние, – мир, где люди с их машинами и кораблями могут бесследно исчезнуть».
Джонс не пытался начертить границы «треугольника», не утверждал, что в нем кроется что-то аномальное. Если взять упомянутые им крушения по отдельности, все они получили убедительные объяснения без привлечения «неведомых сил».
Объяснения без мистики
Корабль “Sandra”, вопреки утверждениям Джонса, имел длину не 350 футов (106 м), а 185 футов (56 м). Он вышел из Саванны 5 апреля, и поиски прекратились не 16 июня, как пишет Джонс, а 29 мая.
В журнале “Fate” за октябрь 1952 г. была напечатана статья Джорджа Сэнда, упоминающая гибель судна. Он обладал незаурядным воображением и живописал пятна ржавчины, покрывавшие борта во всю «350-футовую длину», как судно безмятежно плыло вблизи Джексонвилла и «сквозь мирную тьму тропической ночи, окутывавшую низкий берег Флориды, с правого борта должен был просматриваться мигающий свет маяка Сент-Августин». Автор поведал о том, как моряки, отужинав, прогуливались по палубе и курили, вспоминая о делах минувшего дня.
Морскую идиллию испортил библиотекарь Лоуренс Куше. Подняв документы, он выяснил, что во время исчезновения судна бушевал шторм. Газета “Miami Herald” от 8 апреля 1950 года сообщила:
«Шторм, разразившийся в связи с прохождением полосы низкого давления и сопровождавшийся грозовыми ливнями и сильными ветрами, три дня бушевал во Флориде и в пятницу почти достиг ураганной силы, обрушившись на район морского судоходства. Скорость ветра вблизи Вирджиниа-Кейпс достигала 73 миль в час, что всего на две мили меньше скорости урагана».
Вот вам и мирные разговоры с трубкой в зубах! Хотя у Флориды непогода была не столь выражена, здесь тоже был шторм, начавшийся 5 апреля – в тот день, когда “Sandra” вышла в море. Похоже, что ничего загадочного в гибели судна не было.
Куше выяснил, что самолет DC-3, исчезнувший 16 июня 1948 года, вылетел из Сан-Хуана с разряженными аккумуляторами:
«Хотя министерство гражданской авиации и не раскрыло тайну исчезновения DC-3, его доклад содержит очень важную информацию на этот счет. Легенда делает упор на то, что катастрофа произошла почти моментально: внезапная потеря связи между диспетчерским пунктом и самолетом. Однако… поскольку аккумуляторные батареи сели, радиопередатчик, по сути дела, не работал как на аэродроме в Сан-Хуане, так и в начале последнего рейса. Очевидно, что неполадки с передатчиком продолжались в течение всего полета, так как все попытки установить с самолетом радиосвязь оказались безуспешными.
Множество неисправностей могло возникнуть в самолете за те полтора часа, которые прошли между последним сообщением Линквиста (пилота самолета. – Авт.) и тем роковым мгновением, когда в бензобаках не осталось ни капли горючего. Могли возникнуть новые неполадки с электропитанием, а если самолет летит ночью без света, приборов и навигационного оборудования, он обречен на гибель…
В Сан-Хуане синоптики сообщили Линквисту, что в начале полета ветер будет юго-западный слабый, а потом он изменит направление и будет дуть с северо-запада. Делая поправку на ветер, Линквист должен был вести самолет немного левее заданного курса. Однако, когда они приблизились к Майами, ветер снова изменил направление и подул с северо-востока. Если пилот об этом не знал, то, хотя ветер был не сильный, он мог вызвать отклонение от курса влево на 40–50 миль. Таким образом, DC-3, возможно, прошел южнее южной оконечности Флориды и оказался над Мексиканским заливом».
Рейс 19. Летающие гробы
“Ariel” был самолетом авиакомпании “British South American Airways” (BSAA) типа “Tudor IV”, переделанным бомбардировщиком времен Второй мировой. Однако то, что годилось в военное время, в мирное время недопустимо: самолет был настолько плохим, что от него отказались все другие компании. Дон Макинтош, бывший пилот BSAA, считает, что виновата система обогрева кабины летчиков, смонтированная под полом. Обогреватель работал на авиационном топливе, которое по каплям подавалось в раскаленную трубу, и находился в опасном соседстве с жизненно важной системой управления – гидравлическими тягами.
Капитан Питер Даффи, который летал в авиакомпании BSAA, тоже счел близость обогревателя и тяг роковой: «Я считаю, что произошла утечка паров гидравлической жидкости, которые, попав в раскаленный обогреватель, взорвались». Под кабиной не было даже пожарной сигнализации, не говоря уже о системе автоматического тушения огня. У самолета с перебитыми тягами осталось не так много времени, чтобы успеть передать SOS, или же рация тоже вышла из строя.
Спасатели оказались на предполагаемом месте падения через 12 часов. За это время обломки могли затонуть или уплыть очень далеко.
Второй самолет, который упомянул Джонс – “Star Tiger” – был того же типа и принадлежал BSAA. Он пропал 30 (а не 31) декабря, на борту находился 31 человек.
Официальный доклад об исчезновении гласил: «Мы никогда не узнаем, что же на самом деле произошло в данном случае, и судьба “Star Tiger” навеки останется неразгаданной тайной». Но так ли это?
В 2009 году журналисты Би-Би-Си выяснили, что “Star Tiger” столкнулся с проблемами еще до того, как совершил промежуточную посадку на Азорских островах. Нагреватель вышел из строя, к тому же отказал один из компасов. Скорее всего, чтобы в самолете было потеплее, летчик решил лететь не на обычной высоте, а у самой воды. На небольшой высоте, если с самолетом что-то случится, он падает в воду за считанные секунды: у пилотов не хватит времени позвать на помощь.
Гордон Стор, бывший пилот BSAA, в 2008 году сказал, что никогда не доверял моторам самолетов “Tudor IV”: «Все системы были безнадежно запутаны, гидравлика, все оборудование бездумно втиснуто под пол, без всякого соображения». В мешанине проводов, тяг и шлангов любая неполадка могла стать роковой.
Всего за три года у компании BSAA произошло 11 серьезных инцидентов, пять самолетов погибло, унеся жизни 73 пассажиров и 22 членов экипажей. Гибель “Star Tiger” стала последней каплей, заставив отказаться от самолетов со столь дурной репутацией.
Не было никакой тайны и в гибели шести самолетов – пяти торпедоносцев типа “Avenger” и спасательного гидроплана в декабре 1945 года. Летчики торпедоносцев, кроме командира эскадрильи лейтенанта Тейлора и одного из членов экипажа, были неопытными курсантами и, заблудившись, болтались в воздухе над океаном, пока не кончилось горючее. Лоуренс Куше пришел к выводу, что Тейлор, у которого вышли из строя компасы, сыграл роль Сусанина, уводя эскадрилью все дальше в океан. Многие летчики поняли, что он ведет их не туда, но никто не нарушил военную дисциплину, чтобы вернуться на авиабазу правильным курсом.
Документальный видео фильм о бермудском треугольнике (до минуты 17:56)
Когда пришла пора аварийной посадки, погода была не такой хорошей, как во время вылета. Самолеты “Avenger” не предназначены для посадки на воду, тем более в плохую погоду. Скорее всего, пилоты даже не успели открыть кабины и отстегнуть привязные ремни, уйдя под воду вместе с торпедоносцами.
Со спасательным гидропланом дело обстояло еще проще. Моряки судна “Gaines Mills” в 19.50 увидели, как самолет «загорелся в воздухе, быстро упал в воду и взорвался». Такие гидропланы прозвали «летающими цистернами»: в них всегда было много паров бензина. Тайно раскуренная сигарета или искра могли в любой миг вызвать пожар и взрыв.
Сколько инцидентов, столько и причин. Как заметил Лоуренс Куше, «пытаться найти одну общую причину всех исчезновений в Бермудском треугольнике не более логично, чем искать одну общую причину всех автомобильных катастроф в Аризоне».
Само название «Бермудский треугольник» появилось только в 1964 году, когда на свет появилась одноименная статья Винсента Гэддиса. Именно в ней легенда приобрела окончательные очертания: корабли и самолеты исчезают не просто потому, что в море случается всякое, а из-за того, что данный район – «аномальная зона», «дыра в небе». К этому он прибавил НЛО, магнитные аномалии и намеки на секретные проекты правительства.
Говорят спасатели
В течение года в разных районах Мирового океана регистрируется до десятка тысяч (!) сигналов “SOS”. За то же время гибнет порядка 300 судов, исчезает без следа в среднем 6 и появляется около двух десятков «судов-призраков», брошенных командами. Все это происходит не где попало, а, как правило, в тех районах, где интенсивность судоходства высока, а условия для плавания неблагоприятны. В этом смысле «Бермудский треугольник» не слишком отличается от других районов Мирового океана. Первое место по крушениям и исчезновениям судов занимают азиатские моря.
Как свидетельствуют данные Седьмого округа береговой охраны США, ведающего спасательными работами в районе «треугольника», в год здесь совершается свыше 150 тысяч морских рейсов. Если же сравнить количество катастроф в этом районе, занимающем около четверти длины побережья США, со всей его длиной, то, как это ни парадоксально, потери в «Бермудском треугольнике» не только не выше средних, но порой и ниже (так, в 1975 году из 21 морской катастрофы на долю «треугольника» пришлось всего 4, в 1976 году из 28 – лишь 6). Эти данные относятся к судам, чей тоннаж превышает 100 регистровых тонн. Авиалайнеры, став технически совершеннее и мощнее, перестали «исчезать». За частными катерами, яхтами и самолетами следят менее пристально, и они продолжают погибать в неспокойных водах. Гольфстрим за сутки может унести обломки крушения на 100-200 миль, скрыв следы разыгравшихся трагедий.
Переменчивая погода, рельеф океанского дна, включающий то мели и рифы, то глубоководные впадины, частые ураганы, штормы, смерчи, даже пиратство – все эти факторы не сделали «треугольник» настолько опасным, чтобы знаменитая страховая монополия «Ллойд» увеличила суммы страховки кораблей, проходящих через «роковое место». Представитель «Ллойд» в 1975 г. заявил, что «наша информационная служба не обнаружила никаких данных, свидетельствующих, что в «Бермудском треугольнике» имело место больше потерь, чем где бы то ни было».
Береговая охрана США считает «треугольник» вымыслом:
«Большая часть исчезновений может быть приписана уникальным особенностям окружающей среды района. Во-первых, «Дьявольский треугольник» является одним из двух мест на Земле, где магнитный компас указывает на истинный (географический) север. Обычно он указывает на магнитный север. Разница между двумя направлениями известна как магнитное склонение. При кругосветном путешествии его величина может меняться на целых 20 градусов. Если это магнитное склонение, или ошибка, не будет учтено, штурман может намного сбиться курса и столкнуться с большими трудностями…
Другой фактор внешней среды – особенность Гольфстрима. Это течение крайне быстрое, бурное и может быстро уничтожить любые следы бедствия. Непредсказуемый характер погоды в Карибско-Атлантическом регионе также играет свою роль. Пилотам и морякам часто грозят катастрофой смерчи и внезапные локальные грозовые штормы. Наконец, топография дна океана изменяется от обширных мелей вокруг островов до морских впадин, которые являются одними из самых глубоких в мире. В результате взаимодействия с сильными течениями, омывающими многочисленные рифы, топография дна находится в состоянии постоянного движения и образование новых навигационных опасностей происходит быстро.
Не стоит недооценивать и фактор человеческих ошибок. В водах между Золотым берегом Флориды и Багамскими островами плавает большое количество прогулочных катеров. Слишком часто они пытаются пересечь эту акваторию на чересчур маленьких судах, недостаточно представляя опасности района, и не обладая хорошими навыками судовождения.
Береговая охрана не впечатлена сверхъестественными объяснениями бедствий на море. Каждый год собственный опыт убеждает их в том, что комбинация природных сил и непредсказуемости поведения людей может во много раз превзойти даже самую изощренную научную фантастику».
Журналист Питер Мичелмор, дежуривший вместе с береговой охраной в районе «Бермудского треугольника», приводит случаи, когда люди только чудом не вошли в статистику «бесследных исчезновений»:
«Человеком, вышедшим победителем из схватки со смертью, был Дан Смит, капитан трехмачтовой шхуны «Стар оф пис». Его судно шло по спокойному морю из Нассау в Майами, когда неожиданно взорвался дизель. Шхуна стала быстро погружаться. Обожженный, раненный осколками, Смит все же нашел в себе силы не только спустить спасательный плотик – на борту, кроме него и двух матросов, было еще пять пассажиров, – но и послать в эфир сигнал бедствия и взять с собой радиомаячок. Представьте себе, что он растерялся. Тогда «Стар оф пис» пополнила бы длинный перечень загадок Бермудского треугольника: «Таинственно исчезла в хорошую погоду», – было бы записано после названия этого судна.
Впрочем, самообладание и находчивость в экстремальных ситуациях нужны не только мореходам, но и летчикам. Взять, например, историю Дэвида Экли. Прекрасным солнечным днем он вылетел из Палм-Бич на Багамы на легком двухмоторном самолете. В 40 милях от берега у него загорелся правый мотор. Попытки сбить пламя оказались безрезультатными, машина почти перестала слушаться пилота, но он все же не дал ей свалиться в штопор, а приводнился на три точки. Прежде чем самолет затонул, Экли успел перебраться на надувной плотик. Оставалось решить еще одну проблему: как сообщить о себе. Дело в том, что пока он закладывал крутые виражи, борясь с огнем, рация вышла из строя. «К счастью, у меня была с собой не газовая, а бензиновая зажигалка, над допотопностью которой часто подшучивали мои друзья, — рассказывал Экли позднее. — Она сослужила мне хорошую службу. Поскольку синтетический комбинезон сшит из негорючей ткани, я соорудил из него жаровню, сложил туда рубашку и белье, приготовил зажигалку и стал ждать, когда поблизости покажется судно или самолет. Ведь в центре контроля за полетами в Майами должны были заметить, что я вдруг исчез с экрана локатора». Расчет летчика оправдался: действительно послали на розыски вертолет, который и увидел его самодельный факел.
Легенда, обреченная на жизнь
Лоуренс Куше проверил 50 наиболее часто упоминавшихся случаев исчезновения или гибели в «Бермудском треугольнике» и пришел к выводу, что их можно разделить на несколько категорий. Среди них есть вымыслы – кто-то придумывает «загадочную катастрофу», а другие эту «утку» подхватывают, не проверив источник информации. Есть серьезнейшие ошибки – не совпадают название судна, год, место катастрофы. В ряде случаев судно или самолет вообще не исчезали, продолжая плавать или летать еще долгие годы!
Чаще всего, однако, пишущие про «Бермудский треугольник» упоминают случаи, имевшие место, но информация о них серьезно искажена – пропущены важные детали, совершенно меняющие ситуацию (например, что найдены обломки судна, бушевал шторм и т. п.). В результате трезво проведенного анализа они из «загадочных» переходят в разряд обычных, пелена таинственности исчезает.
Читать про загадки и тайны не так скучно, как научную литературу, так что книги, посвященные «треугольнику», не скоро исчезнут с прилавков. «Бермудский треугольник» Чарльза Берлица семь месяцев не выходил из списка бестселлеров и была распродан, по самым скромным подсчетам, тиражом 5 млн экземпляров (называли и вчетверо большую цифру). Вместо скучных попыток дать естественные объяснения катастрофам, Берлиц обрушил на читателей интригующие догадки и предположения:
«Если самолеты, пароходы и люди похищаются из Бермудского треугольника или иной части мира с помощью НЛО или других способов, то важнейшей задачей любого расследования должен быть поиск возможной причины или причин. Ряд исследователей придерживаются мнения, что разумные существа, в научном отношении опередившие сравнительно примитивные народы Земли… уже много столетий заняты наблюдением за нашим прогрессом, чтобы при необходимости вмешаться, помешав нам разрушить свою планету. Это, конечно, предполагает альтруистические побуждения у некоторых существ из близкого или далекого космоса, – черта, которая не всегда преобладает у исследователей или первооткрывателей.
С другой стороны, в окрестностях Бермудского треугольника и в ряде других узловых точек можно предположить электромагнитные гравитационные токи, дверь или окно в другое пространство или измерение, через которые достаточно продвинутые в научном плане инопланетяне могут проникать на Землю по своему желанию, но если с этими окнами встречаются люди, они оказываются дорогой в один конец. Возвращение для них будет невозможно или в силу уровня их научного развития, или же потому, что им будут препятствовать внеземные силы. Многие исчезновения, особенно целых судовых команд, свидетельствуют о набегах из космоса с целью пополнить зоопарки Вселенной, приобрести экспонаты для выставок, показывающих разные эпохи развития планетарных цивилизаций, или для экспериментов».
В доказательство приводятся истории типа этой:
«Несколько лет назад пассажирский самолет авиакомпании «Нэшнл Эрлайнз» со 127 пассажирами на борту приближался к посадочной полосе аэродрома в Майами (Флорида) с северо-востока и контролировался наземным радаром. Вдруг самолет исчез с экрана и появился лишь через десять минут. Посадка произошла без каких-либо эксцессов. Экипаж был удивлен беспокойством аэродромной службы. Когда летчики сверили время, то оказалось, что все часы в самолете отстают на 10 минут по сравнению с аэродромными. А 20 минутами раньше при сверке часов в самолете и на диспетчерском пункте никаких расхождений не было. Старший диспетчер сказал пилоту: «Боже мой, дружище, да вы ведь в течение десяти минут просто-напросто не существовали!»
Ни сам Берлиц, ни другие авторы не приводят даты, времени и номера рейса. В документах Управления гражданской авиации США, документах аэропорта Майами и самой авиакомпании такого происшествия не зарегистрировано. Работники компании утверждали, что «если бы случай действительно имел место, все бы наверняка о нем знали». Но далеко не все в книгах о «треугольнике» выдумано.
Метановый ад под ногами
«Пилоты «Боинга-707», летевшего из Сан-Хуана в Нью-Йорк 11 апреля 1963 г., наблюдали вздымающийся бугор воды, напоминающий гигантскую цветную капусту, – пишет Берлиц. – Он отчетливо наблюдался в 13.30 с высоты 9,5 км – сначала вторым пилотом, потом командиром и бортмехаником. Координаты наблюдения – 19°54′ с. ш. и 66°47′ з. д., в окрестностях Пуэрториканского желоба глубиной 5,5 миль. Они рассчитали, что поднявшаяся масса воды была 0,5-1 мили диаметром и высотой более 900 м. Поскольку командир не захотел нарушать расписание, подвергая опасности самолет и пассажиров, он просто посмотрел на необычное явление и продолжал полет прежним курсом. Второй пилот, однако, потом обратился в береговую охрану, центр сейсмической службы и, что довольно странно, в ФБР, но не получил от них никаких подтверждений, что в том месте в указанное время происходило что-то необычное».
Это же явление несколько недель спустя наблюдал пилот Рэймонд Шаттенкирк из авиакомпании “Pan Am”:
«Я был вторым пилотом самолета, летевшего 2 марта 1963 года рейсом 211 из Нью-Йорка (вылет в 14.34 по Гринвичу) в Сан-Хуан, где мы приземлились в 18.22. Во время полета ровно в 17.45, когда мы находились в точке с координатами 20°45′ с. ш. и 67°15′ з. д. на высоте 7,5 км, направляясь по азимуту 175°, я увидел на поверхности океана впереди по курсу примерно в 45° по правому борту образование гигантского белого пузыря. Пузырь имел форму и симметрию белой части цветной капусты. Мысленно сравнив его с размерами наземных сооружений, как они видны с высоты 6-9 км, я могу сказать, что в него бы легко поместился аэропорт Идлвилд.
Экипаж – командир Джон Кнеппер, я, Ральф Стокс и бортинженер наблюдали это пугающее явление по меньшей мере три минуты, пока пузырь не опал, превратившись в огромный круг темно-голубой воды без следов дыма, пара или обломков. Казалось, он появился из ниоткуда и вернулся в ничто».
Берлиц не знал, что вздымающиеся «пузыри» получат естественное объяснение в 1984 году. Канадский химик Дональд Дэвидсон обратил внимание на залежи газовых гидратов под «Бермудским треугольником». По виду они похожи на обычный снег – белесые, быстро распадающиеся от тепла кристаллы. Эти твердые соединения газов с водой очень стабильны, словно цементируя дно жестким «панцырем» толщиной до 300 и более метров.
Далее возможны два варианта. Во-первых, под газогидратным «панцырем» могут скапливаться огромные объемы природных газов – в основном метана и углекислоты. «Панцырь» время от времени растрескивается, и газы моментально вырываются наружу в виде гигантского «пузыря». Судно, попавшее в зону выброса газов, обречено. Газ метан горюч, и если его концентрация в выбросе велика, он может воспламениться и превратиться в гигантский факел (такие факелы, высотой до 500 метров, наблюдал в 1985-1987 г. Л. П. Зоненшайн из Института океанологии АН СССР в богатом газовыми гидратами Охотском море).
Пилоты двух самолетов, видевших «пузыри», поступили правильно: если бы они подлетели поближе, то рисковали бы «засосать» метан турбинами с непредсказуемыми последствиями, вплоть до остановки мотора или взрыва в воздухе.
Во-вторых, если какой-то процесс нарушит равновесие слоя газовых гидратов и его обломки начнут всплывать, более высокая температура поверхностных слоев заставит их быстро таять. Один объем газовых гидратов дает 100-160 объемов газа, и к моменту выхода газов на поверхность вода превратится в газо-водную смесь, не способную удержать на себе судно. Корабль проваливается под воду, рискуя никогда не подняться.
«Мне доводилось встречаться с людьми, – заявил морской геолог Алан Джадд из Сандерлендского университета, – которые попадали в такие катастрофы. Они остались живы лишь потому, что в их случае выброс метана был недостаточно мощным для затопления, однако корабль на короткое время терял часть своей плавучести и резко погружался в воду на 1-2 метра».
Чарльз Берлиц тоже встречался с людьми, попадавшими в газовые выбросы, но предпочел считать их чем-то сверхъестественным. В его книгах упоминается случай с Джо Талли, капитаном рыболовного судна “Wild Goose”. В 1944 году судно шло на буксире за другим кораблем – “Caicos Trader”. Талли спал в каюте, как вдруг в нее ворвалась вода. Он автоматически схватил спасательный жилет и выплыл в люк. Судно в этот момент было уже на глубине 15-25 метров, но Талли сумел подняться к воздуху. “Caicos Trader” остался на плаву. Моряки потом сказали, что его судно буквально провалилось под воду: пришлось обрубить буксирный трос, опасаясь, что их тоже утянет в бездну. Выброс был небольшим, иначе на дно пошли бы оба судна и глубина погружения оказалась смертельной.
«Треугольник» – база НЛО?
Команда американского ракетного эсминца “Josephus Daniels” 20 октября 1969 года наблюдала нечто странное. Специалист по радарам Роберт Рейли, старшина третьего класса, рассказал Берлицу:
«Мы возвращались с задания в Гуантанамо и плыли севернее Кубы. Большинство моряков не знали о местонахождении судна, но я занимался навигацией и знал, что мы находимся в Треугольнике. Не помню точную дату, но помню время – 23.45. Я был внутри – у нас были два впередсмотрящих, по одному с каждой стороны мостика, в 9 метрах от информационно-боевого центра. Кто-то сказал, что вахтенный по правому борту увидел нечто…
Трудно описать. Похоже на луну, поднимающуюся над горизонтом, но в тысячу раз больше – как восход солнца, которое не светится. Оно было светом, который не испускал света. Оно поднялось над горизонтом примерно в 11-15 милях по правому борту и отчасти перед нами, продолжало увеличиваться в течение 15 минут. Все это выглядело, как вспышка от ядерного взрыва, но увеличивалось, оставалось на месте – будь это ядерный взрыв, мы бы увидели его на радаре, имеющем радиус действия свыше 300 миль.
Известили капитана. Вахтенный офицер на мостике приказал развернуть судно. Может, он подумал, что это ядерный взрыв, а стандартный маневр в таком случае – «развернуться кормой к вспышке». Это видело человек 70-100 – большинство лежало по койкам. Я бы тоже спал, если бы не дежурил…
На следующий день мы прибыли в Норфолк. Все только и говорили об этом. Наш капитан собрал команду и сказал не распространяться об увиденном».
Вы, должно быть, подумали, что моряки с эсминца видели выход горящего газа из пучин океана. И ошиблись. Расширяющийся «шар» – эффект, сопровождающий запуск баллистических ракет с бортов американских подводных лодок. Если капитан об этом знал, просьба молчать была вполне оправдана.
То же самое видел Тур Хейердал во время плавания на «Ра-II» в 1970 году:
«В ту ночь нам довелось пережить сильный испуг. 30 июня в 0.30 Норман поднял меня на вахту, я сел в спальном мешке и начал натягивать носки, так как на мостике было сыро и холодно. Вдруг снова послышался голос Нормана, и теперь в нем звучал ужас:
– Иди сюда, скорей! Смотри!
Я нырнул в дверь, сопровождаемый по пятам Сантьяго, вскарабкался на мостик, и через крышу каюты мы уставились в ту сторону, куда показывал Норман.
Чисто конец света. Над горизонтом с левого борта, на северо-западе восходил бледный диск, похожий на призрачную алюминиевую луну. Не отрываясь от воды, он медленно увеличивался в размерах. Правильно расширяющийся полукруг напоминал то ли очень плотную туманность, ярче Млечного пути, то ли шляпку от гриба, которая неотвратимо наступала на нас, все шире захватывая небо. Луна сияла в противоположной стороне, было безоблачно, сверкали звезды. Сперва я подумал, что это световое пятно на фоне влажного ночного воздуха от какого-нибудь мощного прожектора за горизонтом. А может, это атомный гриб, плод чудовищной оплошности людей? Или северное сияние? В конце концов, я склонился к тому, что это светящийся дождь космических тел, вторгшихся в земную атмосферу. Тут диск, который уже занял около тридцати градусов черного небосвода, вдруг перестал расти, как-то незаметно растаял и пропал. Так мы и не поняли, что это было… Утром мы узнали от барбадосского радиолюбителя, что это же явление, но на северо-востоке, наблюдали с многих островов Вест-Индии».
На борту «Ра-II» был советский врач – Юрий Сенкевич, впоследствии ведущий программы «Клуб кинопутешествий». В 1997 году он рассказал, что в ту ночь тоже видел «расширяющийся диск» над океаном. По данным журнала “Marine Observer”, это грандиозное зрелище – запуск ракеты типа «Посейдон» – наблюдали с шести кораблей в Атлантике.
Конечно, в «Бермудском треугольнике» встречаются различные аномалии и даже НЛО, но частота их появления ничуть не выше, чем в других районах Атлантики. Все известные случаи не дают основания считать, что «треугольник» – база НЛО или их охотничьи угодья.
Михаил Герштейн