Работающие сейчас в бурлящем Египте представители иностранных СМИ жалуются на резко ухудшившиеся условия, в которых они оказались практически беззащитными, ежедневно рискующими жизнью или быть арестованными, а в лучшем случае – высланными из страны.
А еще им угрожают, на них оказывают давление, их обвиняют в шпионаже, а порой и убивают. Причем, угрозы и пули летят в журналистов с обеих сторон.
По сообщениям из Египта, в Каире от пуль противоборствующих военных и исламистов погибла 26-летняя журналистка Хабиба Ахмед Абд Элазиз. Она работала на электронное издание Xpress группы Gulf News, и была застрелена во время операции военных против вооруженной группы исламистов. Как рассказали коллеги Элазиз, «нам трудно поверить, что ее больше нет. Девушка очень любила свою профессию, и у нее было большое будущее в карьере»…
Как сообщают корреспонденты различных изданий из Египта, в эти дни внимание военных, сотрудников спецслужб, а также воинствующих исламистов, все чаще переключается на работающих в Каире журналистов. Еще более негативно к работникам СМИ начали относиться и Братья-мусульмане, недовольные тем, как освещаются в местной и мировой прессе их протесты против жестких действий военных властей.
Само начало военного переворота, сообщают очевидцы, ознаменовалось отстранением от эфира всех местных телеканалов, в той или иной мере поддержавших свергнутый режим Мурси.
В немилость впали и такие иностранные СМИ, как американская телекомпания CNN: ей отрубили прямой эфир с площади Тахрир. На улицах появились плакаты, изображавшие логотип телекомпании CNN на зеленом фоне в центре скрещенных изогнутых мечей. Смысл однозначен: CNN сравнили с экстремистскими исламскими движениями, активно использующими в своих эмблемах зеленый цвет и изображения оружия. Многим иностранным журналистам досталось от военных на орехи за определение происходящего в Египте как «военный переворот».
В немилость впала и происламистская телекомпания «Аль-Джазира». Кстати, сразу после выхода на политическую арену египетской армии из каирского бюро «Аль-Джазиры» уволились 22 журналиста. Кроме того, ее съемочную группу под одобрительные крики их египетских коллег вышвырнули с пресс-конференции представители военных властей. Собственно, журналисты и потребовали от офицеров выпроводить репортеров на том основании, что «Аль-Джазира» поддерживала и продолжает поддерживать низложенного Мурси.
«Египетская «шпиономания» распространилась и на российские СМИ, – сообщают репортеры «Известий». – В гостиничный номер, занятый корреспондентами нашей газеты, явились четверо мужчин в штатском в сопровождении менеджера отеля, которая пояснила, что ее спутники – сотрудники спецслужб, которым необходимо провести обыск вещей журналистов».
Забрав российские загранпаспорта и пресс-карты, они сделали предупреждение о невозможности дальнейшей работы «Известий» в Каире…
А собкор испанской газеты Давид Аландете, в свою очередь, пишет, что иностранные СМИ в Египте оказались под перекрестным огнем критики и упреков как со стороны военных властей, и со стороны исламистов. Военные обвиняют прессу в шпионаже, требуют, чтобы репортеры называли военный переворот «революцией» или «выражением народного суверенитета» и прислушивались к мнению большинства египтян.
«Братья-мусульмане винят СМИ во лжи, – сообщает сеньор Аландете. – Они стремятся заставить прессу закрыть глаза на их зверства, а больше употреблять относительно исламистов любимые на Западе термины «демократия», «легитимность», «свобода». Насилие захлестнуло Египет. Нашему бразильскому коллеге, фоторепортеру Жоэлю Силве из газеты «Фолья ди Сан-Паулу» кто-то из толпы выстрелил в голову. К счастью, пуля попала ему в лоб по касательной. Военные на машине отвезли его в госпиталь…
Еще недавно Братья-мусульмане откровенно разговаривали с прессой. Теперь они уходят в тень, или, как сказал мне представитель исламистов Гехад Аддад, возвращаются в свою привычную «зону комфорта», то есть в подполье. И теперь невозможно будет узнать о планах Братьев-мусульман на ближайшее будущее, об их протестных акциях и прочем.
Единственное, что мы, журналисты, можем, это, как и раньше, рассказывать миру о том, что здесь видим, беседовать с людьми, делиться своими впечатлениями. Для нас переворот есть переворот, резня есть резня, сожжение христианских церквей есть зверства фанатиков. И события в Египте нельзя изображать только белой или черной краской. Они скорее представляются в мутно-красном цвете. Для нас существуют одни факты. Только факты!»…
Что ж, по-моему, комментарии здесь излишни.
Александр Моисеев