После того как Эдвард Сноуден обнародовал документы, рассказывающие о массовой слежке американских властей за интернет-пользователями, в Европе начали проверять масштабы сотрудничества местных спецслужб с Агентством национальной безопасности США.
Самостоятельные расследования в этой области начались во Франции, Нидерландах и даже Европарламенте. А в начале октября выяснилось, что внешняя разведка ФРГ не только сотрудничала с американскими спецслужбами, но и сама вела слежку за пользователями Сети внутри страны. Это выводит скандал, вызванный разоблачениями Сноудена, на новый уровень.
Разоблачения бывшего сотрудника ЦРУ и АНБ Эдварда Сноудена, вскрывшие масштабную слежку властей США за интернет-пользователями, вызвали волну общественного возмущения и привели к началу сразу нескольких расследований по фактам превышения американскими спецслужбами своих полномочий. Президент Барак Обама призвал создать специальную комиссию, которая занялась бы проверкой легальности действий АНБ на территории Соединенных Штатов. Состав комиссии, правда, получился довольно неоднозначным — в нее вошли в основном члены других разведывательных ведомств. Собственное расследование решено было провести также в Бразилии, где американские спецслужбы были уличены в перехвате электронной почты президента страны Дилмы Руссефф.
Проверки деятельности АНБ были начаты и в Европе, поскольку данные, опубликованные Сноуденом, наглядно продемонстрировали, что персональная информация жителей европейских стран тоже представляет для американских спецслужб немалый интерес. Каждый месяц в одной только Германии АНБ удавалось перехватывать более полумиллиона интернет-сообщений, отправленных немецкими пользователями. Активно шла слежка за пользователями Сети из Великобритании, Франции и других стран. Более того, выяснилось, что такая работа в некоторых случаях велась в тесном сотрудничестве со спецслужбами самих этих стран.
При этом АНБ проявляло интерес не только к рядовым пользователям интернета, но и к целым дипломатическим ведомствам, а отслеживание интернет-коммуникаций велось с той же интенсивностью, что и в Китае, Ираке или Саудовской Аравии. Таким образом, США фактически приравняли европейских союзников к своим главным врагам — странам, которые у американских спецслужб ассоциируются с ядерной или террористической угрозой.
В июле 2013 года прокуратура Парижа начала масштабную проверку по факту того, насколько законно спецслужбы США получали доступ к персональным данным французских интернет-пользователей. С требованием провести расследование деятельности АНБ в ведомство обратились представители Французской лиги прав человека (LDH). Заявление о нарушении прав граждан Франции было подано «против неустановленных лиц», однако в тексте документа в качестве возможных ответчиков перечисляются не только такие ведомства, как АНБ и ФБР, но и крупные интернет-компании (Microsoft, Yahoo, Google, Facebook, AOL и Apple). О том, как продвигается расследование французских прокуроров и оказывают ли власти страны помощь в его проведении, пока ничего не сообщается.
В начале августа проверить деятельность АНБ и сотрудничавшего с ним Центра правительственной связи Великобритании (GCHQ) попросили специальный надзорный комитет в парламенте Нидерландов, отвечающий за контроль деятельности разведывательных служб. По обращению депутата Рональда ван Раака комитет должен был изучить финансовую сторону отношений между АНБ и GCHQ, а также проверить их работу на предмет нарушения законодательства страны. По мнению депутата, есть все основания полагать, что британские спецслужбы передавали АНБ персональную информацию нидерландских подданных. «Защита личных данных граждан — прямая обязанность правительства страны. Мы не можем позволить свободно передавать их Америке, спецслужбы которой мало заботятся о соблюдении наших законов», — заявил тогда парламентарий. В конце августа сообщалось, что расследование начато. Однако публикацию итогового отчета по этому делу вряд ли стоит ожидать раньше конца года — обычно доклады надзорного комитета по безопасности выходят в Нидерландах в марте.
Еще дальше ситуация зашла в Германии: предвыборные дебаты относительно защиты персональных данных от американских спецслужб постепенно переросли там в разоблачения спецслужб собственных. В ходе парламентской предвыборной кампании, прошедшей в конце лета — начале осени, весьма популярными стали коллективные гражданские иски против немецких спецслужб, а также призывы начать проверку по фактам превышения полномочий со стороны членов кабинета Ангелы Меркель. Все это время кандидат в канцлеры от «Зеленых» Юрген Триттин призывал провести парламентское расследование сотрудничества немецких разведывательных служб с АНБ, а партнеры действующего канцлера по правящей коалиции пытались доказать, что Меркель ничего не знала о полумиллионе сообщений, ежемесячно перехватываемых американцами в Германии. «Крайним» в итоге оказался министр внутренних дел ФРГ Ханс-Петер Фридрих, вызванный для отчета на специальное заседание надзорного парламентского комитета. О чем именно рассказал на этой встрече Фридрих, осталось тайной — участники заседания связаны обязательством хранить всю полученную информацию в секрете.
В начале октября в распоряжении журнала Spiegel оказалось конфиденциальное письмо Федеральной разведывательной службы ФРГ (BND), адресованное ассоциации представителей интернет-индустрии Германии. Сотрудники спецслужбы пытались объяснить механизмы осуществления слежки за интернет-пользователями, которые они используют, а также обосновать причины необходимости проведения такой работы. Как говорилось в письме, процесс сбора данных был основан на перехвате интернет-сообщений в крупном дата-центре, расположенном во Франкфурте. Передавать информацию сотрудникам ведомства должны были также 25 крупнейших интернет-провайдеров страны.
Опубликованный журналом документ стал первым подтверждением того факта, что разведывательной деятельностью в отношении собственных граждан немецкие разведслужбы занимались и без какого-либо участия своих американских коллег. И хотя выборы в ФРГ уже прошли, новые факты могут вывести дискуссию о превышении правительством своих полномочий и нарушении неприкосновенности пользовательских данных на новый уровень. Теперь обсуждение американского шпионажа за европейскими гражданами отходит на второй план, поскольку речь идет уже о непосредственном нарушении законов, регулирующих обработку и передачу персональных данных в ЕС.
Обмен открытыми электронными данными между Европейским союзом и остальным миром регулируется директивой ЕС за номером 95/46/EC, принятой еще в 1995 году. Именно на этом документе основывается сегодня все европейское законодательство, касающееся хранения и защиты персональных данных. Среди прочего, он регулирует и процесс передачи таких данных «третьим странам» (под ними подразумеваются все государства, не входящие в Европейский союз). Согласно тексту закона, передавать открытую пользовательскую информацию за пределы Европейского союза можно лишь при условии, что безопасность этих данных гарантирована страной-получателем в той же степени, что и законами самого ЕС. Таким образом, любые пользовательские данные, направляющиеся, к примеру, в Швейцарию или США, теоретически должны быть защищены так же, как и те, что никогда не покидают пределов ЕС.
До скандала, вызванного публикацией секретных файлов АНБ, директива носила скорее прикладной экономический характер и интересовала разве что международные компании, деятельность которых тем или иным образом была связана с интернет-сферой. Так, на основе этого документа министерство торговли США разработало так называемые принципы «безопасной гавани», позволяющие американским компаниям, получив специальные лицензии, свободно обрабатывать данные пользователей из Европы (чего, к примеру, невозможно избежать, если речь идет о функционировании крупных «облачных сервисов»). После того, как стало известно о тесном сотрудничестве европейских разведывательных ведомств с американским Агентством национальной безопасности, появились основания полагать, что принципы, заложенные в директиве 95/46/EC, спецслужбами систематически нарушаются.
Единственным органом, который уполномочен проводить публичное разбирательство по фактам нарушения спецслужбами законов ЕС, пока является Комитет Европарламента по гражданским свободам, правосудию и внутренним делам (LIBE). Вопросами слежки АНБ за жителями Европы LIBE занимается с начала сентября. За это время члены комитета собирались уже семь раз, регулярно приглашая принять участие в дискуссии все высшее руководство Агентства национальной безопасности. Представители агентства, однако, постоянно отвечают отказом.
За месяц своей работы члены LIBE выслушали мнения более десятка экспертов. В итоге на одном из последних заседаний они призвали Европарламент временно приостановить выдачу компаниям новых лицензий на обмен электронными данными с другими странами. По крайней мере до тех пор, пока не будут устранены все нарушения положений директивы 95/46/EC.
Однако, по словам экспертов центра Neue Verantwortung («Новая ответственность») Штефана Хейманна и Бена Скотта, секретные ведомства всегда смогут оградить себя от излишней публичности и соблюдения законов, сославшись на «государственную тайну» или «вопросы национальной безопасности». Дело в том, что четко прописанных полномочий осуществлять контроль за деятельностью спецслужб нет не только у большинства членов правительства или парламента той или иной страны, но даже у национальных судов. В этой ситуации теоретический запрет Европарламента на выдачу лицензий на обмен данными может серьезно навредить не столько спецслужбам, сколько самой интернет-индустрии.
Виктор Степанов
Источник: lenta