Инцидент с прослушкой известного информ-агентства пошатнул один из столпов конституции США — свободу прессы
Скандал разразился в ходе расследования американскими спецслужбами утечки секретной информации о проведении операции против «Аль-Каиды». Речь идет о предотвращении теракта на территории США, который готовила йеменская ячейка террористической организации в мае прошлого года. Несмотря на все режимные грифы, информация попала в руки журналистов агентства Associated Press, которые и обнародовали ее. Правда, по словам репортеров, выдержав паузу, чтобы не навредить разведслужбам.
И вот год спустя минюст США прислал в редакцию агентства уведомление об изъятии из трех офисов AP данных о телефонных переговорах журналистов за апрель — май 2012 года. Решив вычислить крота в своих рядах, американская Фемида собрала записи и данные IP 20 линий агентства. Тем самым покусившись на святое — первую поправку к конституции США, которая гарантирует, что государство не вправе посягать на свободу прессы.
— Этому нет никакого оправдания, — возмущенно отреагировал директор AP Гарри Прюитт. — Изъятые данные могут раскрыть наши конфиденциальные источники по всем направлениям, которыми занимались журналисты агентства в течение двух месяцев. И, конечно, поставить под сомнение дальнейшее сотрудничество с нашими информаторами.
Прюитт потребовал от мин-юста вернуть все записи и уничтожить копии. Однако ведомство отказало, мотивировав тем, что ведет расследование серьезной утечки, поставившей под угрозу жизни американцев.
Почуяв, что основное демократическое завоевание современной Америки вдруг оказалось таким зыбким, в поддержку коллег выступили десятки американских СМИ. Как сообщил телеканал Russia Today, представители 52 медиа направили письмо генпрокурору США, потребовав раскрыть информацию о том, кто имел доступ к записям. А также какие меры защиты были предприняты, чтобы убедиться, что информация, не связанная с конкретными уголовными делами, не могла быть использована любым сотрудником ведомства.
Однако, когда дело касается национальной безопасности, демократические институты США закрываются «на переучет».
Журналисты ждали многого от президента, декларирующего с высоких трибун свои либеральные предпочтения. Тем более что республиканцы не преминули хорошенько проехаться по своему политическому оппоненту. Однако Барак Обама долго хранил молчание. А его пресс-секретарь заверил, что глава государства — «убежденный сторонник первой поправки».
— Он также понимает необходимость расследования преступлений министерством юстиции без вмешательства извне, — разочаровал журналистов Джей Карни. — Он никогда не вмешивался и не будет вмешиваться в подобные расследования. Это недопустимо по американским законам.
А ведь американские СМИ хотели услышать от него о недопустимости вмешательства в журналистское ремесло. Однако… Да вы и сами догадались — «вопросы национальной безопасности».
Оказавшиеся бесправными перед практически оруэлловским «Большим братом» журналисты теперь собираются подавать в суд на минюст.
— Если власти ограничат нам возможность добывать информацию, американцы будут знать только то, что разрешает правительство, — посетовал в интервью CBS Гарри Прюитт.
Между тем скандал с прослушкой Associated Press может быть только верхушкой айсберга. Журналисты вполне законно задаются вопросом: если уж с нами поступают так бесцеремонно, то что говорить о простых смертных. И тут впору снова вспомнить бессмертный роман Оруэлла «1984». В прошлом году Барак Обама продлил на 5 лет принятое в 2008 году положение, давшее право спецслужбам США вести несанкционированную слежку за «иностранными агентами». Проблема в том, что вместе с ними под колпак попадают миллионы американцев. И проконтролировать этот процесс не могут ни общество, ни журналисты, ни политики — все детали строго засекречены.
«Мы до сих пор не имеем, но хотим получить ответы на вопросы о том, какую именно информацию об американцах собирают, сколько американцев подвержено слежке, зачем правительству вся эта информация и что оно с ней делает», — цитируют юриста Американского совета защиты гражданских свобод Мишеля Ричардсона.
— Мы снимали информацию практически на каждого гражданина США, — подтверждает опасения правозащитника бывший сотрудник Агентства национальной безопасности Уильям Бинни. — Когда я это понял, то я не мог в этом дальше участвовать. Я не хотел быть сообщником нарушения норм конституции, участвовать в узурпации гражданских прав каждого гражданина США.
По самым скромным подсчетам, только по линии АНБ ежедневно перлюстрации подвергается до миллиарда SMS-сообщений, телефонных звонков и писем в Интернете. Всего же тайной слежкой в США на сегодняшний день занимается более 250 органов, в которых работает почти миллион человек. Довольно впечатляюще для свободного демократического государства. Но, когда речь идет о национальной безопасности, все средства хороши, не так ли?
Сергей СКОКОВ
Источник: kp.ru