Четверг, 11 августа, 2022
НОВОСТИ > НОВОСТИ МЕДИА > МЕДИАСФЕРА > Блеск и нищета отечественной науки

Блеск и нищета отечественной науки

 В ЦДЖ в «сенаторской гостиной» (совместный проект пресс-службы Совета Федерации и Союза журналистов Москвы) состоялась встреча члена-корреспондента РАН, члена Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике (от Республики Бурятия) Арнольда Кирилловича Тулохонова с журналистами столицы.

Тема встречи: «Реалии и перспективы российской науки» вызвала у журналистов, освещающих вопросы науки, интерес. Тема, признаемся, обширная и ученый сосредоточился на вопросах популяризации науки, а также просвещения. Надо сказать, что популяризация науки и роль государства в вопросах просвещения сегодня является темой достаточно злободневной, поскольку следствия подобных проблем непосредственно сказываются на нашем обществе и его развитии.

IMG_5593По крайней мере, в выступлении А.К. Тулохонова эта значимость прозвучала ощутимо, что и вызвало оживленную дискуссию с представителями СМИ. Уже  показ слайдов под общим названием «Блеск и нищета» современного российского общества», привлек интерес собравшихся в «сенаторской гостиной». Ностальгической ноткой  прозвучала статистика популяризации науки в былые советские времена. Так, в 1940 году было издано 1145 научных журналов и брошюр тиражом 12,8 млн. экземпляров. В 1972 году – 2903 научно-популярных книг и брошюр тиражом 66,6 млн. экземпляров, а в 1990 году было выпущено 2268 наименований научно-популярной литературы общим тиражом 218,3 млн. экземпляров!

«В настоящее время такой статистики не существует, как не существует и Всесоюзного общества «Знание», – констатировал сенатор. – По данным Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) наша страна занимает 43 место по грамотности в мире»…

IMG_5606А. К.Тулохонов привел цифры, подтверждающие  падение уровня заинтересованности современного российского общества в научно-популярной литературе по сравнению с недавним прошлым. Однако история развития российской науки имеет богатое наследие. Для примера можно выделить тот факт, что только в столице России свыше 100 улиц носят имена прославленных отечественных ученых, чего нет ни в одной стране мира, кроме России.

Тревогу вызывает падение тиражей советских классических научно-популярных журналов, таких как «Наука и жизнь», «Техника молодежи», многих других изданий. И наоборот, повышение тиражей так называемой бульварной литературы, интерес к которой способствует падению грамотности и ухудшению культурного воспитания российских граждан. Такого рода процессы «враждебного отношения к просветительству» сейчас переживаются не только Россией, но и другими мировыми державами. Пути решения этой глобальной проблемы видятся докладчику в мобилизации действующих ученых, а также институтов и университетов – в проведении научно-просветительской деятельности.

Конечно же, не остались незатронутой тема закона о ликвидации Российской Академии Наук, и, конкретно, вопрос о следствиях такой государственной инициативы. На вопросы представителей СМИ о судьбе российского образования и науки, Арнольд Тулохонов отвечал с долей пессимизма, предсказывая негативные последствия разрушения научной институции в России.

Высказываясь по этому поводу, сенатор отчетливо дал понять, что научное развитие общества не должно диктоваться  политическими мотивами, но вызываться естественными потребностями общества. Таким образом, по мнению докладчика, государственная инициатива о реорганизации РАН кардинально ухудшит научное развитие нашей страны.

Стоит заметить, что сам Арнольд Тулохонов является крупным географом и возглавляет Байкальский институт природопользования СО РАН, что говорит о его квалифицированной оценке современной ситуации научного развития общества в России.

IMG_8681Помимо сказанного, журналисты, присутствовавшие на встрече, оживленно обсуждали проблему Единого государственного экзамена и проблему вовлечения школьников в научную среду. Действительно, нынешняя система получения среднего образования и сдача ЕГЭ направлена на создание определенного инструмента для поступления в ВУЗ. Но должно ли среднее образование быть направлено на это? В этом вопросе сенатор и представители СМИ были едины – среднее образование должно быть направлено на поднятие уровня заинтересованности наукой у школьников, и как следствие должно преумножать новые поколения ученых.

В качестве итога для обсуждения выступления А.К. Тулохонова следует отметить мысль  сенатора, что сохранение советской системы среднего образования, сохранение и финансирование РАН может сыграть  положительную роль в дальнейшем развитии современного российского общества.

Арнольд Кириллович также отметил необходимость  производства научно-популярных и учебных фильмов, тематических просветительских передач, создании в субъектах Российской Федерации современных многофункциональных культурных центров, новых информационно-просветительских структур, площадок для эффективного использования возможностей кинематографа.

Серьезную озабоченность у сенатора вызывает состояние современной науки и направление научных исследований во многих других сферах. Скажем, по его мнению  космосом в России занимаются много и хорошо, но при этом никто не занимается океаном… В мире существует всего четыре аппарата, которые могут погружаться с человеком на глубину более 6 км.  Два из них находятся в России – это «Мир-1» и «Мир-2». Два года назад они применялись на Байкале и уважаемый сенатор вместе с известным исследователем Арктики Артуром Чилингаровым участвовал в испытании этих уникальных аппаратов. Сегодня аппараты стоят без дела в Калининграде, вместе с научным судном «Академик Мстислав Келдыш». Уникальный корабль используется как музей, а также для перевозки туристов. О наших «Мирах» вспоминают только тогда, когда происходит какое-нибудь ЧП – именно с их помощью, к примеру, были обнаружены бортовые самописцы самолета, разбившегося у берегов Бразилии в 2009 г. Здесь же добавляется и проблема отсутствия специалистов. На сегодняшний день есть всего три пилота, которые умеют работать на аппаратах «Мир-1» и «Мир-2». В их числе  – Герой России Анатолий Михайлович Сагалевич, которому уже 75 лет и таких пилотов больше никто не готовит… Не сложно догадаться, к чему это может привести.

IMG_8697Принявшие участие в научной дискуссии представители журналов «Наука и жизнь», «Химия и жизнь», газеты «Московский вестник культуры», журналисты интернет-изданий сошлись во мнении, что подобные полезные встречи  следует продолжить, и, к слову, провести  (с участием Союза журналистов Москвы) серию круглых столов непосредственно в стенах  Совета Федерации.

Александр Беликов,
студент философского факультета МГУ