Откуда деньжишки?
Весть о его кончине стала громом среди снежного зимнего неба. Борис Абрамович казался вечным возмутителем спокойствия. И нате вам! Известные личности, имевшие честь (или несчастье) общаться с БАБом, тут же взялись рассказывать в СМИ, Интернете, на ТВ, каким он парнем был. Общими усилиями создан портрет покойного: гений, интриган, демон (или мелкий бес), разводила, благодетель… Но при всей полярности оценок в одном они единодушны: эпоха Березовского ушла.
— Напрасно так спешат списать Бориса Абрамовича, — предостерегает директор Института системно-стратегического анализа Андрей Фурсов. — Развязка главной интриги его жизни еще впереди. И тогда многим хозяевам российской жизни мало не покажется.
— Заинтриговали!
— Помните процесс «Березовский против Абрамовича»?
— Конечно. Борис Абрамович хотел отсудить у бывшего партнера по бизнесу 5,6 миллиарда долларов, но с треском проиграл. Говорят, это его окончательно подкосило. Морально, физически, финансово. Отсюда и роковой финал.
— Тот процесс века надо рассматривать в цепи других важных событий. В прошлом году было два очень интересных «звоночка»: один — до лондонского вердикта, второй — после. В июне в докладе «Морган Стэнли менеджмент» торговцев энергоресурсами обвинили, что они и их подельники — биржевые спекулянты сосут кровь из мировой экономики. Авторы доклада высказались в пользу конфискации состояний «кровососов» (по иронии, британские журналисты назвали суд Березовский — Абрамович «схваткой кровососов»). По сути, речь идет о конфискации так называемых «молодых денег».
— Что за «молодые деньги»?
— Капиталы, созданные за несколько лет в России, Бразилии, Индии и других странах главным образом нелегальным путем. И дело даже не в эмоциональном раздражении владельцев «старых денег», которые создавали свои состояния в течение поколений, новые миллиардеры-выскочки — босяки по сравнению с триллионерами. Просто в условиях мирового кризиса лишняя масса денег создает массу проблем. И неплохо бы эту массу ликвидировать. Но для этого нужно юридическое и моральное обоснование.
Второй «звонок» прозвенел в октябре 2012 года на традиционной встрече представителей Международного валютного фонда и Всемирного банка. Глава МВФ Кристин Лагард, констатировав, что долг высокоразвитых стран составляет 110% по отношению к их ВВП, определила эту ситуацию как похожую на военное время. Так она указала на необходимость экстраординарных мер. В том числе на возможность и даже необходимость конфискации «молодых денег», которая потребует обеспечения соответствующей моральной атмосферы для оправдания акции по отъему капиталов.
Лагард сказала именно о моральной атмосфере, а не о юридическом обосновании «экспроприации экспроприаторов». Мадам ошиблась? Нет! Юридическое обоснование, по крайней мере что касается российских олигархов и коррумпированных чиновников, обеспечил процесс Березовский — Абрамович.
У процесса «АбрАмович против АбрамОвича» есть скрытый шифр, который ускользает от внимания многих. Когда я смотрел по телевизору репортажи из зала суда, вспоминал мультфильм «Золотой ключик». Там лягушка, рассказывая Буратино о том, как Дуремар узнал секрет золотого ключика, говорит: «И одна пиявка так насосалась крови, что начала БОЛТАТЬ!» Фигуранты суда действительно очень много НАБОЛТАЛИ на том процессе: как сами олигархи, так и их именитые свидетели. Не думаю, что изначально хотели раскрывать подковерные тайны бизнеса, публично трясти грязное белье. Но британские адвокаты фигурантов, словно сговорившись, их раскрутили. Это ж не наши суды. Своим иском Березовский устроил западню не только Абрамовичу. В ходе процесса было доказательно установлено, что практически все российские капиталы 90-х носят внелегальный характер. С точки западной правовой системы «внелегальный» звучит как «криминальный» со всеми вытекающими последствиями.
Ничего личного
— Надо же, открыли Америку! Столько документальных книг издано о лихих 90-х! Вспомним хотя бы труд депутата Хинштейна «Березовский, Абрамович — олигархи с большой дороги». Даже диски прослушки их разговоров приложены.
— Одно дело — публицистика, другое — показания в английском суде. В результате процесс заложил правовые (и моральные тоже) основы для конфискации практически любых российских зарубежных активов.
Другой вопрос — родилась идея иска в голове самого Бориса Абрамовича или ему «посоветовали»? Тут мы вступаем на зыбкую почву догадок. Впрочем, уже не важно, кто автор идеи. Мавр сделал свое дело. Мавр ушел. Сам ли, или ему помогли — тоже по большому счету не важно. Мину, заложенную Борисом Абрамовичем под российские капиталы за рубежом, взорвут в час икс и без него.
— Чтобы ударить по России?
— Ничего личного, только бизнес! Мировой финансовый кризис обостряется. Проблема в том, что в мире слишком много денег. Решить проблему для начала попытаются уменьшением денежной массы путем конфискации. Первая мишень — хозяева «молодых денег».
— И когда наступит час икс?
— Ситуация накаляется. Вот и по главному российскому офшору — Кипру — ударила железная финансистка Лагард. Думаю, «час» не за горами. И Кипр покажется цветочком.
Многие еще вспомнят Бориса Абрамовича, который явно не рассчитал своих сил. Он полагал, что стал чуть ли не демиургом русской истории, взвалив на себя ее тяжесть. Результат — как в пушкинской сказке:
Бедненький бес
Под кобылу подлез,
Понатужился,
Понапружился,
Приподнял кобылу, два шага шагнул.
На третьем упал, ножки протянул.
Источник: kp.ru